logo
Коррекция заикания Поварова

Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка

На то и два уха, чтобы больше слушать.

Пословица

Можно без конца улиться навыкам общения, которые включают умение говорить, писать и — что, к величайшему сожалению, забывается — умение слушать. Исследователи утверждают, что мы сохраняем в памяти незначительную долю того, что услышали. Наше внимание обычно сосредоточивается на предстоящем собственном ответе. В результате мы сами себя ставим перед проблемами: неверным пониманием сказанного, потерей важной информации.

Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую окрашенность речи. Дифференциация высоты и силы звучания (монотонного или модулированного, тихого или громкого), определение динамики тона (повышение или понижение), длительности и стабильности фонации способствует лучшему управлению речевым голосом и влияет на его развитие. Интонация отражает коммуникативное намерение, которое связано с отношением говорящего к предмету мысли, то есть к тому, о чем идет речь, а также с отношением к слушающему. Она складывается из взаимодействия повышения-понижения тональности, усиления-ослабления голоса, логических ударений, тембра, темпа речи, ритмики, паузации и др. В живой речи это проявляется мелодикой высказывания. Диапазон интонаций, расширяющий смысловое значение речи, можно считать беспредельным.

Следует заметить, что человек, умеющий слушать эффективно, имеет существенные преимущества перед тем, кто такими навыками не обладает. Поэтому необходимо совершенствоваться в этой области.