logo
Коррекция заикания Поварова

Коммуникативные качества речи

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

это клад, это достояние, переданное нам

нашими предшественниками!

Обращайтесь почтительно с этим могущественным

орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

И. Тургенев

Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения.

Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.

Уместность речи — это ее соответствие ситуации общения. Вряд ли есть необходимость уточнять это положение. А вот характеристика остальных качеств речи, на наш взгляд, нужна в той мере, в какой она будет способствовать предупреждению речевых ошибок. Именно практической направленностью данной книги обусловлена необходимость более детального разговора о правильности речи.

Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы литературного языка. Нарушение литературной нормы — речевая ошибка.

Точность речи может нарушаться неправильным выбором слова или неоднозначностью речевого сообщения. В подобных случаях понимание сказанного слушателем может оказаться неточным или ошибочным.

Логичность речи — это последовательность, непротиворечивость высказывания. Нарушение логичности — нарушение порядка слов в предложении, связи частей предложения, внутрифразовой и межфразовой связи — приводит к возможной неточности понимания сказанного.

Чистота речи — отсутствие в речи слов-сорняков, чужеродных литературному языку (короче, это самое, вот, ну и др.). Самоконтроль, внимание к своей речи — важнейшее условие взаимопонимания между говорящим и слушающим. Значит, говорящий должен в процессе высказывания заботиться о том, чтобы каждая фраза и все сообщение были правильно поняты слушающим. Такое понимание можно и нужно контролировать, организовывать: здесь важны повторы, перефразировка сказанного, паузы, замедление темпа речи, повышение голоса и др. Наконец, в восприятии устной речи большую роль играют невербальные средства (мимика, жесты, пантомимика). Тогда слушающий поймет сказанное адекватно.

Многочисленные неоправданные заимствования иноязычных слов и выражений, увлечение неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка — все это приводит к неясности, путаности, нелогичности высказываний.

Отсутствие контроля в ходе общения приводит к речевым недочетам в использовании лексических и грамматических ресурсов родного языка. Иногда подобные недочеты приобретают характер «ляпов».

Нелепость употребления неформальной лексики в повседневном общении хорошо показана в пародийном тексте, написанном двумя видными учеными — Н.А. Ипполитовой и М.Ю. Федосюком, специалистами в области культуры общения.