Рекомендации
♦ Важно, чтобы собеседник сразу почувствовал, что вы уважаете его мнение, жизненный и профессиональный опыт, интересы, особенности мышления и речи. Доброжелательное отношение к партнеру, стремление увидеть проблему с его точки зрения, вовлечь в соразмышление, умение выслушать, неподдельный интерес к его суждениям — залог успешности беседы.
♦ По утверждению психологов, 17—20 процентов информации слушателю дает интонация говорящего. Как утверждают специалисты, тембр речи (окраска звука) — это такое качество голоса, с помощью которого может быть передана разнообразная информация о самом говорящем (пол, возраст, уровень его образования и др.) и о предмете речи. По тембральной окраске голоса слушающий, не видя говорящего, может понять его эмоциональное состояние. Древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». А как учиться речи, в которой гармонично сливаются чувство и мысль? Ведь не менее мудрый Гельвеций говорил: «Мысль входит вратами чувств» — значит, мысль должна будить в собеседниках сначала чувства, эмоции, а потом ответную мысль.
♦ Задача говорящего — научиться пользоваться этим инструментом для эффективного воздействия на своих собеседников. Следует обратить внимание на те моменты, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, идет о том, что в общении каждый из участников несет ответственность за результат. Тот, кто передает информацию, должен делать это четко, ясно, понятно для другого, то есть затрачивать определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения, интонация могут быть восприняты, поняты тем человеком, кому они предназначены. С другой стороны, слушатель должен прежде всего подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер, и не спешить с интерпретацией.
♦ Не менее важное значение для процесса коммуникации имеет акустическая система, к которой относят качество голоса (тембр, высоту, силу звучания), интонации, темп и ритм речи, словесное и логическое ударение и др. Тон речи — это окраска голоса, с которой произносится высказывание и которая помогает человеку лучше передать свои чувства и мысли. Тон может изменить содержание речи, придать высказыванию противоположный смысл. Известный французский писатель как-то заметил, что есть всего один способ написать слово «нет» и один-единственный способ — слово «да». Но существует тысяча способов произнести слово «нет» и столько же — слово «да». От темпа и громкости речи может зависеть то, как будут слушать вас окружающие. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью» — так говорил о темпе известный режиссер К.С. Станиславский. Чтобы общение было эффективным, важно выбрать оптимальный темп и громкость речи. Должное внимание следует уделить интонации, тональности звучащей речи. Необходимо стремиться к тому, чтобы ваша речь была ритмичной, размеренной, с правильными, законченными фразами.
♦ Главное богатство и трудность использования языка состоят в том, что, помимо послания, формально зафиксированного в словах, существует скрытый смысл сказанного, который может пониматься или не пониматься тем, кому это послание адресовано. Смысл сказанного во многом определяется его «рамками», то есть контекстом, установкой на понимание. В ходе реального общения «рамки» подразумеваются, но не называются. Игнорирование такого контекста часто ведет к коммуникативным затруднениям, которые хорошо иллюстрирует анекдот:
Встречаются два кандидата наук. Один, указывая с завистью на пухлый портфель другого:
— У тебя там, небось, докторская?
— Нет, к сожалению, всего лишь ливерная.
♦ Несомненно, во многих случаях невозможно добиться идеальной коммуникации, но очень часто можно сделать ее значительно более эффективной за счет более гибкого приспособления к ситуации. Богатейшие возможности для понимания ситуации предоставляет неречевое (невербальное) поведение и выражение чувств, которые нередко оказываются правдивее слов. Сюда относятся жесты, мимика, выбор межличностного расстояния, позы, манера смотреть, тон и т. д.
♦ Внимание к жестам и мимике партнера помогает понять его эмоциональную реакцию и правильно спланировать собственное речевое поведение: смягчить напряжение шуткой или, наоборот, усилить воздействие. Если вы осознанно сумеете предугадать реакцию собеседников, наблюдая за их невербальными сообщениями, это поможет вам избежать многих недоразумений.
♦ Улыбка, пожалуй, наиболее универсальное средство невербального общения, один из наиболее надежных способов снятия напряжения. Она сделает общение открытым, искренним. Улыбка выражает множество оттенков переживаний: она может быть дружелюбной, ироничной, насмешливой, презрительной, заискивающей. Впрочем, сейчас речь идет об улыбке, выражающей дружеское расположение. В целом же, следуя американскому принципу улыбаться почаще, не стоит забывать о том, что улыбка должна быть адекватна ситуации и не должна вызывать раздражения собеседника.
♦ Эмоциональное воздействие говорящего повышается, если он уместно использует жесты. Точные, соответствующие обстановке выразительные движения и жестикуляция дают дополнительную возможность ярче и образнее донести мысли и чувства. Их использование позволяет более верно понимать других людей, контролировать и изменять впечатление, которое вы производите на партнера. Легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживленное, динамичное выражение лица, активная жестикуляция. Необходимо отметить, что порой бывают ненужные жесты. Соизмеряйте свою жестикуляцию с конкретными обстоятельствами общения. Слишком частые, однообразные, суетливые движения надоедают и раздражают. Есть такая поговорка: «Коль словами не расскажешь, то и пальцами не растычешь». Жесты уместны, когда они отражают смысл речи. Больше пользуйтесь открытыми выразительными жестами и движениями: не скрещивайте руки на груди, раскрывайте ладони, позвольте рукам следовать в русле движения тела и вашей речи. Прибегая к тому или иному жесту, вы должны тонко чувствовать ситуацию и быть уверенным, что жест в полной мере ей соответствует. Не забывайте о том, что люди разных стран и культур могут увидеть в вашем жесте нечто такое, что ни в коей мере не соответствует тому смыслу, который вы в него вкладывали. Избегайте жестов, которые могут быть неверно истолкованы.
♦ Старайтесь внимательно присматриваться к чужим жестам. Подобно другим элементам языка тела, они являются весьма информативным сопровождением устных высказываний. По активности жестикуляции можно многое выяснить для себя о личности и настроении другого человека. Отмечайте про себя признаки отсутствия синхронности в ритме речи и движений человека. Это поможет вам судить о степени его эмоциональной устойчивости.
♦ Прикосновения уместны во всех случаях, не вызывающих ощущений неловкости. Начать их использовать лучше с таких традиционных видов контакта, как рукопожатие, прикосновение или похлопывание по руке или плечу, обнимание за плечи. Следует быть предельно деликатным и внимательно наблюдать за реакциями собеседника. В данном случае лучше следовать привычкам других, чем брать на себя излишнюю инициативу.
♦ Общению активно помогает зрительный контакт (манера смотреть). Общение между людьми будет активным и продуктивным, если характер зрительного контакта, установившегося между ними, соответствует потребностям каждого из собеседников в данной конкретной ситуации. Оптимальным в большинстве случаев оказывается такой «режим», при котором беседующие то смотрят друг на друга, то отводят взгляд. При этом взгляды собеседников встречаются на меньшее время, чем каждый из них смотрит на другого. Приятный партнерам зрительный контакт позволяет выразить и почувствовать внимание, одобрение, произвести благоприятное впечатление. Оптимальному зрительному контакту способствует расположение людей под некоторым углом друг к другу (по диагонали). Такое расположение не провоцирует прямого, упорного взгляда и не стесняет движений.
♦ Следует помнить, что:
— назойливое разглядывание обычно воспринимается как стремление подчеркнуть свое превосходство, угроза, скрытая агрессивность;
— недостаточный зрительный контакт расценивается как свидетельство невнимания, неискренность собеседника или проявление застенчивости;
— уклонение от зрительного контакта, при котором человек опускает глаза, обычно воспринимается как признание чужого превосходства (М. Арджиль, 1975).
♦ Необходимо обращать внимание не только на длительность, но и на направление взгляда. Взгляд «свысока» (собеседники сильно различаются по росту; один из них сидит, а другой стоит) создает дискомфорт в общении. Поэтому партнерам лучше находиться в равных условиях (или сидеть, или стоять).
♦ Во время разговора желательно повернуться лицом к собеседнику, несколько наклонить корпус в его сторону и руки держать открытыми перед собой.
♦ При контактах с людьми старайтесь чаще выражать свой интерес наклоном головы. Вы наверняка обнаружите, что в вашем присутствии люди начнут высказываться более охотно.
♦ Большое значение имеет взаимное расположение собеседников и расстояние между ними. Разным видам общения соответствует разное пространственное положение участников. Например, эмоционально близким отношениям (между родными, друзьями) благоприятствует расстояние до полуметра. Наиболее подходящим для делового общения является расстояние между собеседниками около метра. Необходимо учитывать, что существуют значительные индивидуальные, национальные и другие различия в комфортном расстоянии при общении. Расстояние при общении должно быть достаточным для того, чтобы хорошо слышать партнера, и таким, чтобы собеседник не чувствовал напряжения от слишком большой близости. Это расстояние индивидуально и зависит от пола, возраста и других особенностей собеседника. Наилучшим способом для налаживания отношений с партнером является переход на то расстояние, которое, как вы обнаружили, удобно ему. Несоблюдение этих правил, нарушение границ личного пространства создает психологическую напряженность в отношениях. Если вы стремитесь к тому, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе комфортно, соблюдайте главное правило дистанции общения: выбирайте удобное и привычное для собеседников пространство и дистанцию.
♦ В налаживании контакта имеют значение условия беседы — место, время, наличие помех (присутствие посторонних, телефонные звонки, шум и т.д.). Старайтесь обеспечить максимальный комфорт собеседнику. Предпочтите беседу с партнером посторонним разговорам. Это подчеркнет его значимость, покажет ваше уважительное отношение к нему.
- Поварова и.А.
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91
- Предисловие
- От автора
- Глава 1 Работаем над проблемой
- Общие представления о заикании
- Причины и проявления заикания
- Современные методы коррекции заикания
- Как достичь цели
- Методический комментарий
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 2 Секреты общения
- Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
- Коммуникативные качества речи
- Улетная тусовка
- Предварительная подготовка и начало общения
- Рекомендации
- Проблема контакта
- Рекомендации
- Стиль ведения беседы
- Рекомендации
- «До свидания, было приятно побеседовать...» Ведение беседы
- Завершение общения
- Что такое умение слушать и что оно может вам дать?
- Мы слышим то, что хотим услышать
- Техники слушания
- Как слушать активно
- Полезные советы и рекомендации
- Путь в никуда
- Когда у страха глаза велики
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Как разговаривать по телефону?
- Обратите внимание!
- Верить — не верить?
- Я выбираю ключ к успеху!
- Рекомендации
- Я знаю, как нужно!
- Проверьте себя
- Обратите внимание!
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко
- Общие сведения
- Дыхательная гимнастика
- Обратите внимание!
- Рекомендации
- Статические упражнения Общие сведения
- Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
- Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
- Рекомендации
- Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- Рекомендации
- Упражнения для формирования навыков носового дыхания
- Дыхательные упражнения с движениями
- Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
- Рекомендации
- Рекомендации
- Глава 4 Разминка между делом
- Речь и осанка
- Мышечное расслабление
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Комплексная релаксационная гимнастика Упражнения для рук
- Упражнения для туловища
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи
- Упражнения для органов артикуляции
- Упражнения для голосового аппарата
- Обратите внимание!
- Глава 5 Тренируем речевые мышцы
- Общие сведения
- Рекомендации
- Тренировка мышц нижней челюсти
- Рекомендации
- Тренировка губ
- Тренировка мышц языка
- Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
- Упражнения для мимических мышц
- Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания Общие сведения
- Рекомендации
- Расслабление мышц шеи
- Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
- Расслабление мышц языка
- Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком
- Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями
- Общие сведения
- Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 8 Волшебный мир звуков
- Общие сведения
- Интонационные упражнения
- Методический комментарий
- Пуськи бятые
- Бармаглот
- Обратите внимание!
- Глава 9 Речь, ритм, движение
- Общие сведения
- Рекомендации
- Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи
- Рекомендации
- Глава 10 Тайны голоса
- Общие сведения
- Рекомендации
- Изолированное произношение гласных звуков
- Сочетание гласных звуков
- Работа над словами
- Работа над предложениями
- Методический комментарий
- Глава 11 Верный путь к хорошей речи
- Стихотворения
- Рекомендации
- Методический комментарий
- Руслан и Людмила
- Ты и вы
- Золотая рыбка
- О, весна, без конца и без краю...
- Родной язык
- Пожелания друзьям
- В жизни по-разному можно жить...
- Рекомендации
- Лебедь, Щука и Рак
- Чиж и Голубь
- Две подруги
- Свинья под Дубом
- Стрекоза и Муравей
- Рекомендации
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1. Лес и степь
- Текст 2. Какая бывает роса на траве
- Текст 3. Голубые тени
- Текст 4. Самое нужное слово
- Обратите внимание!
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Текст 9
- Текст 10
- Текст 11
- Текст 12
- Текст 13
- Текст 14
- Текст 15
- Текст 16
- Рекомендации
- Глава 12 Больше говорим друг с другом
- Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»
- Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении Задачи упражнений:
- Обратите внимание!
- Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка
- Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий
- Глава 15 Простые словесные игры
- Толкования
- Телепатия
- Словесный волейбол
- Найдите связь
- Микроновость
- Продолжение следует
- Бесконечное предложение
- Найди пару
- Спрятанные слова
- Заключение Добились успеха — сохраните и преумножьте свои достижения!
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Словарь-справочник
- Приложение 1 Список слов с разной длинойи разной ритмической структурой Двусложные
- Трехсложные
- Четырехсложные
- Пятисложные
- Шестисложные
- Семисложные
- Слова со стечением согласных
- Обратите внимание!
- Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения
- Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
- Правила чтения
- Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи
- Мороз, Красный нос
- Русалка
- Первая речь Демосфена
- Вторая речь Демосфена
- Диалоги
- Осеннее утро
- Под грибом
- Березовый лес
- Песня о Буревестнике
- Приложение 5 Тексты песен Дороги
- Степь да степь кругом
- Вечерний звон
- Песня о тревожной молодости
- Тонкая рябина
- Случайный вальс
- Приложение 6 о курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
- Обратите внимание!
- Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции Подготовительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Основной этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Заключительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Приложение 8 Интерпретация тестов Тест 1. Приятно ли с вами общаться?
- Тест 2. Коммуникабельны ли вы?
- Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?