logo
Коррекция заикания Поварова

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой,

Дай ты мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило. —

А, так ты...» — «Я без души

Лето целое все пела». —

«Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

(И. Крылов)

Проза

Основная цель, которую нужно ставить перед собой, приступая к этому разделу, — дальнейшее закрепление речевых навыков. Это позволит перейти к пересказу прочитанного, а затем и к самостоятельному изложению своих мыслей.

Кроме всего прочего, анализ художественного текста предполагает работу над интонацией и выразительным чтением, так как интонация выполняет роль мощного изобразительного средства, придает речи музыкальность, осмысленность, интонационный колорит и многое другое. В ней гармонично слито и изобразительное, и эмоциональное, и образное, и смысловое, и грамматическое. Отечественный психолингвист Н.И. Жинкин в своей статье «Психологические основы развития речи» (1966) утверждал, что «обучиться интонации нельзя. Это то же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться и т.п.... Но есть способ найти интонацию, когда поставлена задача прочитать какой-либо текст, не нами составленный». Вот эту-то задачу и необходимо ставить перед собой, обучаясь умению находить правильную интонацию при чтении художественного текста. В связи с этим необходимо знать основные элементы интонации (логическое ударение, пауза — смысловая и психологическая, темп чтения, тембр голоса, тон, понижение или повышение голоса) и отрабатывать их в ходе выполнения заданий такого типа.