logo
Коррекция заикания Поварова

«До свидания, было приятно побеседовать...» Ведение беседы

Невозможно представить себе развитие человека, его жизнь, связь с обществом вне общения с другими людьми. А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения», которое, по праву, можно назвать потребностью человека. Справедливо по этому поводу заметил польский психолог Е. Мелибруда: «...Межличностные отношения имеют для нас значение не меньше, чем воздух, которым мы дышим».

Не правда ли, наша жизнь была бы намного легче, если бы мы всегда могли заставить других с нами соглашаться или поступать так, как мы того захотим. К сожалению, поскольку окружающие нас люди таковы, какие они есть, не похоже, чтобы этот идеальный сценарий когда-либо воплотился в жизнь.

Необходимо понимать, что человеку трудно отказаться от своей точки зрения и признать правоту другого. Нам приходится принимать факт, что люди, которых мы пытались убедить, уверены, что правы они. Именно поэтому в ходе беседы особенно важно сохранить доброжелательное отношение к собеседнику, учитывать его интересы и быть максимально объективным. Постарайтесь уделять как можно больше внимания контакту с партнером и постоянно демонстрируйте уважение к нему. Лучше всего сначала выяснить позицию собеседника, а потом уже излагать свою точку зрения. Дайте партнеру возможность высказаться, ощутить ценность своих суждений и мнений. Необходимо внимательно выслушать все сказанное, не прерывая его с самого начала словами «нет, все не так». Выслушав собеседника, обратите внимание на то, что вас объединяет, на общее в ваших позициях. И вы приобретете верного союзника в его лице.

Если в ходе обсуждения собеседник сам (или с вашей тактичной помощью) пришел к решению, аналогичному вашему, дайте ему возможность почувствовать, что эта идея принадлежит ему, не отстаивайте свое первенство.

С помощью голосовых модуляций (изменения силы и высоты звучания, темпа речи) необходимо выделять отдельные слова и фразы, обращая на них особое внимание собеседника. Акцент может быть выражен путем повторения слов при сходных, но несколько усиленных характеристиках голоса (его повышения или понижения, усиления или ослабления). Эффект выделения может быть достигнут ускорением или замедлением темпа речи. Между отдельными речевыми тактами (смысловыми отрезками высказывания) обычно делается пауза. Паузы могут также возникать перед отдельными словами и фразами, которые говорящий хочет выделить особо, или после них.

Смысловое ударение, интонация, высота и громкость голоса, темп речи и время высказывания варьируются в зависимости от ситуации.

Речевые ошибки и погрешности должны быть сведены к минимуму, а паузы должны применяться для удержания внимания, выделения мысли и приглашения собеседника к диалогу.

Ваши аргументы должны быть понятны собеседнику — излагайте факты ясно, точно, убедительно. Если вы поняли, что какие-то доводы не убеждают партнера, не пытайтесь повторять их снова и снова.

Большую роль при доказательстве имеет построение фраз. Полезно избегать слов и формулировок, выражающих недоверие и неуважение к собеседнику: «Все как раз наоборот», «Это не имеет под собой никакой почвы», «Будь я на вашем месте...».

Не будьте многословны, старайтесь в равной мере говорить сами и слушать других, соблюдайте разумный баланс. Демонстрируйте уважение к собеседнику: внимательно выслушивайте ответы, обдумывайте их, не перебивайте без необходимости. Стремитесь уточнить истинные причины ответных реакций и высказываний собеседника и в соответствии с ними корректируйте свою речь, последовательно ведя ее к намеченному результату. В этом и состоит содержание целенаправленного общения (разговора или выступления).

Наивысшая степень эффективности разговора или выступления достигается, когда вы четко представляете конечный результат и наблюдаете за собеседником непосредственно в процессе общения.

Фактор субъективного восприятия речевой ситуация оказывается существенным при развертывании диалога. Эмоциональное состояние говорящего или собеседника, находящее отражение в речевых действиях, может влиять на структуру диалога. Так бывает обычно в тех случаях, когда один из собеседников не разделяет тона (и вообще эмоционального настроя) другого лица. Например:

Руководитель повышенным тоном обращается к секретарю:

— Прошу вас немедленно напечатать мои материалы!

— Но вы мне дали другое срочное задание! И почему вы кричите?

— Извините, если я сказал резким тоном. Я вас прошу напечатать, если вы сможете.

Эмоциональное состояние говорящего или собеседника может формироваться не только под влиянием эмоциональной окраски речевого действия одного из собеседников; на него может воздействовать содержательная сторона этого действия.

Для иллюстрации обратимся к речевой ситуации.

Встретил одного приятеля. Давно не виделся с ним!..

— Как живешь? — спрашиваю.

— Нормально, — отвечает.

— Ас учебой как?

— Нормально.

— Хорошо, значит?

— Ну я же говорю — нормально.

— Странно ты говоришь...

— Почему? Нормально.

— Ты считаешь — нормально?

— Нормально.

Да-а, — грустно подумал я, простившись с приятелем.

— Странно... А ведь когда то был вполне нормальный человек!

(А. Шибаев)

Особое внимание должно быть уделено невербальным аспектам речи и синхронизации реплик и высказываний, которые в совокупности служат регулятором длительной беседы. Открытые выразительные жесты, кивки, выражающие интерес к делам и событиям в жизни другого, наклон корпуса вперед, одобряющие интонации — все это способствует созданию комфортной атмосферы во время общения. Язык тела будет непосредственно поддерживать или препятствовать, корректировать или контролировать взаимное общение. Исход всякой беседы во многом определяется поведением и поступками собеседников во время общения. Вот где должно проявиться ваше мастерство в общении!

Мы назвали наиболее существенные факторы, которые обусловливают направления развертывания диалога и влияют на его структуру. Следует, однако, заметить, что не все они постоянно реализуются. Основным фактором, бесспорно, является характер, которым порождается диалог, определяется задача говорящего в акте общения и создаются необходимые предпосылки для реализации этой цели.