Приложение 6 о курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
В течение последних десятилетий сложилась система комплексного медико-педагогического воздействия при лечении заикания. Курс лечения проводится амбулаторно и в условиях стационара.
Курс лечения организован таким образом, что занятия по коррекции речи сочетаются с различными формами психотерапии и фармакотерапии. Речевосстановительные занятия проводятся преимущественно в группе.
Полный курс комплексной логотерапии включает:
• психоневрологическое обследование;
• логопедическое обследование;
• психологическое обследование;
• консультацию оториноларинголога (по показаниям);
• психокоррекционную работу;
• логопедические занятия;
• физиотерапию;
• фармакотерапию;
• логопедическую ритмику.
В комплексном лечебно-педагогическом процессе принимают участие разные специалисты (логопед, психотерапевт, невропатолог, психиатр, оториноларинголог, ритмист, физиотерапевт). Их работа направлена на всестороннее изучение проявлений заболевания, его течения, психофизиологического состояния пациента, особенностей его личности. На основании полученных данных назначается необходимое лечение, определяются методы коррекции и приемы реабилитационных мероприятий.
Цель этих дополняющих друг друга и преемственных мероприятий — устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики, оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом, изменение отношения заикающегося к речевому дефекту, выработка новых поведенческих стереотипов.
Система логопедических занятий направлена на решение следующих основных задач:
• снятие судорожных задержек, которые являются ведущим проявлением заикания;
• стабилизация темпа и ритма речи;
• формирование навыков плавной, слитной, естественной речи в разнообразных условиях общения;
• повышение уровня языковой компетенции;
• снятие чрезмерной чувствительности к изменениям условий речевого общения и повышение устойчивости речи в психотравмирующих ситуациях.
В ходе логопедических занятий проводятся следующие мероприятия:
• развитие миорелаксации, двигательных координаций;
• развитие мягкого голосоведения;
• артикуляторная гимнастика;
• вокально-ритмическая тренировка;
• логокоррекционный тренинг;
• психомоторная коррекция;
• функциональные тренировки в общественных местах.
Весь курс лечения включает следующие этапы:
1) диагностический;
2) подготовительный;
3) основной;
4) заключительный;
5) наблюдение пациентов с целью профилактики рецидивов в условиях диспансера (в течение полугода).
На диагностическом этапе проводится комплексное обследование пациента с целью изучения течения заболевания, характера нарушения речи и голоса, особенностей личности и выраженности сопутствующих невротических проявлений. На основании данных обследования назначается медикаментозное лечение, физиотерапия, намечается план коррекции речи и некоторых личностных особенностей.
Система занятий на подготовительном этапе направлена на нормализацию речевого дыхания, овладение навыками миорелаксации, четкой артикуляции, на формирование и нормализацию речедвигательных навыков и снятие нарушений плавности речи. В качестве речевого материала предлагаются гласные и йотированные звуки, их сочетания, слова и простые фразы. В ходе занятий уделяется внимание технике правильного голосоведения, интонационным навыкам, стабилизации темпа речи.
На основном этапе приемы логокоррекции и речевые упражнения направлены на замедление темпа речи, овладение речевыми правилами, снятие судорожного компонента речи при чтении стихов, прозы, в разговорной речи.
Заключительный этап посвящен проверке устойчивости речи к стрессовым воздействиям. Это осуществляется через систему функциональных тренировок, на которых проводятся интенсивные тренировки речи в обычной жизненной обстановке, а также в различных эмоционально значимых условиях общения с окружающими.
После окончания систематического курса занятий пациентам рекомендуется посещение поддерживающих амбулаторных занятий с периодичностью 1 раз в две недели в течение полугода с целью профилактики рецидивов.
Логокоррекционная работа включает также индивидуальные и групповые психотерапевтические занятия, в ходе которых больные обучаются навыкам владеть собой в эмоционально значимых ситуациях, вырабатывают уверенность в себе, развивают свои способности к общению, включая речевую, получают консультации по семейным вопросам у психотерапевта.
Эффективность восстановления слитности речи, уверенного речевого общения во многом зависит от активного отношения к лечебному процессу самого заикающегося и от правильного понимания им всех этапов этого процесса, включая усвоение в ходе лечения определенных жизненных позиций и правил речевого общения.
- Поварова и.А.
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91
- Предисловие
- От автора
- Глава 1 Работаем над проблемой
- Общие представления о заикании
- Причины и проявления заикания
- Современные методы коррекции заикания
- Как достичь цели
- Методический комментарий
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 2 Секреты общения
- Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
- Коммуникативные качества речи
- Улетная тусовка
- Предварительная подготовка и начало общения
- Рекомендации
- Проблема контакта
- Рекомендации
- Стиль ведения беседы
- Рекомендации
- «До свидания, было приятно побеседовать...» Ведение беседы
- Завершение общения
- Что такое умение слушать и что оно может вам дать?
- Мы слышим то, что хотим услышать
- Техники слушания
- Как слушать активно
- Полезные советы и рекомендации
- Путь в никуда
- Когда у страха глаза велики
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Как разговаривать по телефону?
- Обратите внимание!
- Верить — не верить?
- Я выбираю ключ к успеху!
- Рекомендации
- Я знаю, как нужно!
- Проверьте себя
- Обратите внимание!
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко
- Общие сведения
- Дыхательная гимнастика
- Обратите внимание!
- Рекомендации
- Статические упражнения Общие сведения
- Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
- Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
- Рекомендации
- Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- Рекомендации
- Упражнения для формирования навыков носового дыхания
- Дыхательные упражнения с движениями
- Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
- Рекомендации
- Рекомендации
- Глава 4 Разминка между делом
- Речь и осанка
- Мышечное расслабление
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Комплексная релаксационная гимнастика Упражнения для рук
- Упражнения для туловища
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи
- Упражнения для органов артикуляции
- Упражнения для голосового аппарата
- Обратите внимание!
- Глава 5 Тренируем речевые мышцы
- Общие сведения
- Рекомендации
- Тренировка мышц нижней челюсти
- Рекомендации
- Тренировка губ
- Тренировка мышц языка
- Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
- Упражнения для мимических мышц
- Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания Общие сведения
- Рекомендации
- Расслабление мышц шеи
- Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
- Расслабление мышц языка
- Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком
- Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями
- Общие сведения
- Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 8 Волшебный мир звуков
- Общие сведения
- Интонационные упражнения
- Методический комментарий
- Пуськи бятые
- Бармаглот
- Обратите внимание!
- Глава 9 Речь, ритм, движение
- Общие сведения
- Рекомендации
- Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи
- Рекомендации
- Глава 10 Тайны голоса
- Общие сведения
- Рекомендации
- Изолированное произношение гласных звуков
- Сочетание гласных звуков
- Работа над словами
- Работа над предложениями
- Методический комментарий
- Глава 11 Верный путь к хорошей речи
- Стихотворения
- Рекомендации
- Методический комментарий
- Руслан и Людмила
- Ты и вы
- Золотая рыбка
- О, весна, без конца и без краю...
- Родной язык
- Пожелания друзьям
- В жизни по-разному можно жить...
- Рекомендации
- Лебедь, Щука и Рак
- Чиж и Голубь
- Две подруги
- Свинья под Дубом
- Стрекоза и Муравей
- Рекомендации
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1. Лес и степь
- Текст 2. Какая бывает роса на траве
- Текст 3. Голубые тени
- Текст 4. Самое нужное слово
- Обратите внимание!
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Текст 9
- Текст 10
- Текст 11
- Текст 12
- Текст 13
- Текст 14
- Текст 15
- Текст 16
- Рекомендации
- Глава 12 Больше говорим друг с другом
- Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»
- Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении Задачи упражнений:
- Обратите внимание!
- Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка
- Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий
- Глава 15 Простые словесные игры
- Толкования
- Телепатия
- Словесный волейбол
- Найдите связь
- Микроновость
- Продолжение следует
- Бесконечное предложение
- Найди пару
- Спрятанные слова
- Заключение Добились успеха — сохраните и преумножьте свои достижения!
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Словарь-справочник
- Приложение 1 Список слов с разной длинойи разной ритмической структурой Двусложные
- Трехсложные
- Четырехсложные
- Пятисложные
- Шестисложные
- Семисложные
- Слова со стечением согласных
- Обратите внимание!
- Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения
- Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
- Правила чтения
- Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи
- Мороз, Красный нос
- Русалка
- Первая речь Демосфена
- Вторая речь Демосфена
- Диалоги
- Осеннее утро
- Под грибом
- Березовый лес
- Песня о Буревестнике
- Приложение 5 Тексты песен Дороги
- Степь да степь кругом
- Вечерний звон
- Песня о тревожной молодости
- Тонкая рябина
- Случайный вальс
- Приложение 6 о курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
- Обратите внимание!
- Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции Подготовительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Основной этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Заключительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Приложение 8 Интерпретация тестов Тест 1. Приятно ли с вами общаться?
- Тест 2. Коммуникабельны ли вы?
- Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?