logo
Коррекция заикания Поварова

Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий

Для осознания собственной способности слушать выполните следующие упражнения.

Задача упражнений: развитие произвольного слухового внимания, умения эффективно слушать собеседника.

Упражнение 1

Вариант 1

Прислушайтесь к отдаленным звукам. Перечислите все звуки, которые услышите в течение пяти минут. Выполняйте это упражнение два-три раза в день в различных условиях.

Вариант 2

Улавливайте звуки выборочно. Например, слушайте только шумы проезжающих машин, не обращая внимания на все остальные.

Вариант 3

Слушайте попеременно тиканье то одних, то других часов (справа и слева).

Упражнение 2

Вариант 1

Вспомните и постарайтесь как бы вновь услышать разные звуки (бульканье воды, наливаемой в стакан; шум мотоцикла, поезда, трамвая; звуки шагов прохожего; музыкальные позывные последних известий; звонки телефона и др.).

Вариант 2

Наметьте в определенном порядке несколько разных звуковых воспоминаний, переключайтесь от одного к другому.

Упражнение 3

Вариант 1

Прислушивайтесь на лоне природы к реальным звукам и различайте их (журчание ручейка, шелест листьев, голоса птиц, насекомых, шум ветра и др.).

Вариант 2

На концерте прислушайтесь к «голосу» различных инструментов, сравните их звучание.

Вариант 3

Вслушивайтесь в звуки высоких и низких тонов.

Упражнение 4

Вспомните голос и интонацию фразы знакомого вам человека и, закрыв глаза, воссоздайте ее с наибольшей точностью. Повторите эту фразу вслух. При встрече со знакомым сравните «подлинник» с имитацией.

Упражнение 5

Выполняйте в паре. Расскажите о чем-нибудь в течение трех минут. Партнер должен пересказать ваше сообщение тем же тоном, в том же темпе, с тем же уровнем громкости. Важно не столько содержание, сколько подражание.

Упражнение 6

При каждом удобном случае подытоживайте то, что сказал говорящий (что он при этом, как вам кажется, имел в виду). Ведите учет, как часто вы используете этот прием.

Упражнение 7

Выполняйте вдвоем или втроем. Встаньте спиной к остальным. Партнеры должны совершать какие-нибудь действия. Ведущему необходимо понять, что происходит за его спиной.

Упражнение 8

Подберите утверждения для каждой модели поведения.

• Я хотел бы достичь в своем умении слушать следующего...

• На работе (в школе) благодаря умению слушать я хотел бы достичь следующего...

• В личной жизни благодаря умению слушать я хотел бы достичь следующего...

Упражнение 9

Наблюдайте за собеседниками, ответьте на вопросы:

• Как люди невербально показывают, что они вас не слушают?

• ...что у них какие-то проблемы?

• ...что они хотят закончить разговор?

• ...что им неинтересно?

• ...что они своими мыслями где-то далеко?

Учитесь распознавать по невербальным сигналам различные эмоциональные состояния собеседника (сомнение, доверие, невнимательность, напряженность, безразличие и др.).

Упражнение 10

Выполните следующие упражнения.

Задание 1

Слушайте радио или телепередачу. Заметьте, с какой скоростью говорит диктор. Делает ли он паузы? Какие это паузы (продолжительные они или нет, регулярные или беспорядочные)? Уловив особенности его речи, произносите звуки тем же тоном, в том же темпе, с тем же уровнем громкости.

Задание 2

Заметьте изменения в темпе речи и тональности голоса собеседника. Проанализируйте, почему это происходит.

Задание 3

Понаблюдайте за поведением телеведущих ток-шоу при опросе участников программы (желательно с включенным звуком). Когда люди более активно кивают: при собственных высказываниях или слушая других? В чем, по-вашему, причина?

Задание 4

Определите ситуации, когда люди во время общения склоняют голову набок («по-собачьи»). Какие особенности с точки зрения предмета нашего наблюдения вы у них отметили?

Упражнение 11

Понаблюдайте по телевизору за выступающими, рассказчиками, комментаторами. Отметьте количество и виды речевых погрешностей, которые они допускают. Вы наверняка заметите, что у каждого есть свои излюбленные слова-паразиты. «Э-э» обычно бьет все рекорды.

Упражнение 12. Найдите различия

Определите различия в звучании двух текстов — стихотворного и прозаического. Расставьте в словах ударения. В каком тексте ударные и безударные слоги чередуются равномерно, ритмично?