Интонационные упражнения
Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.
Основным элементом упражнений 1—5 (по системе В.В. Емельянова) является отработка «скользящей» восходящей (↑) и нисходящей (↓) интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.
Условные обозначения:
У — низкое грудное звучание;
у — высокое головное звучание;
↑ — повышение тона голоса;
↓ — понижение тона голоса.
Упражнение 1
При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.
Упражнение 2
Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.
Повторите упражнение.
По аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками.
Упражнение 3
Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.
У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,
Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.
Упражнение 4
В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.
у у у у | О О о о | у у у у | а а А А | у у у у | э э э э | у у у у | и и и и | у у у у | ы ы ы ы | ? ! ? ! | (вопрос) (ответ) (вопрос) (ответ) и т.д. |
Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую — с утвердительной.
ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ?
ЖТУ-ЖТО-ЖТА-ЖТЭ-ЖТИ-ЖТЫ!
ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ
ШТЫ-ЖДЫ?
ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ
ШТЫ-ЖДЫ!
Упражнение 5
Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.
Образец 1
Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками):
-
у - шу
у - су
у - фу
у - ку
у - ту
у - пу
у - шо
у - со
у - фо
у - ко
у - то
у - по
у - ша
у - са
у - фа
у - ка
у - та
у - па
у - шэ
у - сэ
у - фэ
у - кэ
у - тэ
у - пэ
у - шы
у - сы
у - фы
у - кы
у - ты
у - пы
Образец 2
Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками):
у — шу — жу у — шо — жо у — ша — жа
у — ше — же у — шы — жы
у — су — зу у — со — зо у — са — за
у — сэ — зэ у — сы — зы
у — фу — ву у — фо — во у — фа — ва
у — фэ — вэ у — фы — вы
и так далее по аналогии со звуками к—г, т—д, п—б.
Упражнение 6
Произнесите междометия, выражая голосом разные чувства:
Усталость: У__________Ф___________!
Отвращение: Ф__________У___________!
Презрение: Ф__________И___________!
Испуг: А__________X___________!
О__________X___________!
Удивление: О__________Й ...
Боль: А__________А__________А_________!
Восторг: О__________О___________!
В__________О___________!
УРА___________!
Повеление: Н__________О___________!
Сомнение: Н__________У__________?
Призыв: А__У__!__Э__Й ...! Эгей!! Эге-гей!!!
Укоризна: Ай-я-яй! То-то!
Сожаление: Ой-ё-ёй!
Упражнение 7
Произнесите междометие «о» с разной интонацией:
• удивленно;
• радостно;
• испуганно.
Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:
• восторженно;
• спокойно и благожелательно;
• категорическим тоном;
• вопросительно;
• задумчиво;
• скорбно;
• дерзко;
• иронически;
• с сожалением.
Упражнение 8
Произнесите предложения с заданной интонацией.
Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!
Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?
Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.
Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите!
Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!
Упражнение 9
Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.
• «Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.
• «Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.
• «Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.
• «Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.
Упражнение 10
Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.
ма ма ма ма
па па па па
та та та та
ба бо бу бы
ла ло лу лы и т.д.
Упражнение 11
Перечислите дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу и (или) высоту голоса.
Например:
зима весна лето осень
Упражнение 12
Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.
Например:
тата та та та
Упражнение 13
Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.
Ночью полил дождь.
У дороги шумели тополя.
Тиха украинская ночь.
Произнесите предложения с большим чувством.
Хорошо зимой в лесу!
Пусть сильнее грянет буря!
До чего красив закат!
Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повышайте голос на выделенных словах.
Сколько тебе лет?
Ты живешь в новом доме?
У вас есть телефон?
Где ты работаешь?
Упражнение 14
Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.
Снег пошел
• Спрашиваете, удивляясь — ?!
• Восхищаетесь, радуясь — !
• Огорчаетесь смене погоды.
• Уточняете — ?
• Радостно сообщаете друзьям — 1!
Мы пойдем в зоопарк
• Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы — ?
• Уточняете, кто пойдет в зоопарк — ?
• Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк — ?
Упражнение 15
Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.
• Надменное негодование:
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»
• Лесть и подобострастие:
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»
• Высокомерие:
«Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?»
• Сожаление, укоризна:
«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Упражнение 16
Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове.
• Вы мне утром звонили? — (Я).
• Вы мне утром звонили? — (Вам).
• Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).
• Вы мне утром звонили? — (Звонил).
Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.
Моя книга на столе.
Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.
Упражнение 17
Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.
Реплика | Ответная реплика |
а) вопрос - сомнение: Яблоко от яблони недалеко падает? Около кола - колокола? Около кола - колокола? | утверждение (да, действительно так): Яблоко от яблони недалеко падает. Около кола - колокола. Около кола - колокола |
б) вопрос - удивление: От топота копыт пыль по полю летит? Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом? | утверждение и восхищение: От топота копыт пыль по полю летит! Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом! |
в) утверждение - восхищение: Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка! | сомнение (недоверие): Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка? |
Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.
Упражнение 18
Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.
— Дай альбом.
— На.
* * *
— Дай альбом.
— Альбом?
— Да, альбом.
— На.
* * *
— Дай альбом.
— Альбом?
— Да, альбом.
— На.
— Ой! Какой альбом!
* * *
— Дай альбом.
— Какой альбом? Тот?
— Нет, не тот.
— А какой?
— Тот.
— На.
— Ой, какой альбом!
* * *
— У кого альбом?
— У меня. А у тебя?
— У меня нет. Дай альбом.
— На.
* * *
— Где альбом?
— Альбом?
— Да, альбом.
— Там.
— Там?
— Да.
— Там нет альбома.
— А! Бумага!
— А где альбом?
— Там альбом. Верно?
— Да! Верно. Вот альбом.
Упражнение 19
Прочитайте диалоги, мысленно представьте такую жизненную ситуацию, в которой возможен тот или иной диалог.
— Пора?
— Пора.
* * *
— Пора?
— Пора!
* * *
— Пора.
— Пора?!
* * *
— Пора!
— Пора ...
* * *
— Больно. Больно!
— Больно?
— Да, больно.
* * *
Мать зовет сына.
— Иду! — отвечает он, а сам никак не оторвется от занятия, которое захватило его. Приходится звать еще раз. Бросать начатое не хочется, мальчик спешит скорее все доделать, но именно поэтому у него перестает получаться, что вызывает досаду. Теперь его ответ звучит:
— Иду! Иду!
* * *
— Как ты разговариваешь?! Не груби.
— А что я такого сделал?! Я же сказал: «Иду!»
— Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А еще хочешь?
— Хочу.
* * *
— Где ты, брат Иван?
— В горнице.
— А что делаешь?
— Помогаю Петру.
— А Петр что делает?
— Да на печи лежит.
* * *
— Я медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Не идет!
— Так сам иди!
— Да он меня не пускает.
(из русского фольклора)
— Который час?
— Двенадцать бьет.
— Кто вам сказал?
— Знакомый кот?
— А мышка где?
— В своем гнезде.
— Чем занята?
— Штанишки шьет.
— Кому?
— Супругу своему.
— А кто ее супруг?
— Барон Кукарекук!
* * *
— Был сапожник?
— Был.
— Шил сапожки?
— Шил.
— Для кого сапожки?
— Для соседской кошки.
(из зарубежного фольклора)
Упражнение 20
Прочитайте, правильно расставляя логическое ударение.
Ты это сделал или кто другой?
Ты это сделал или кто другой?
Ты это сделал или не сделал?
Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.
...? — Я эту басню вчера выучил.
...? — Я эту басню вчера выучил.
...? — Я эту басню вчера выучил.
...? — Я эту басню вчера выучил.
...? — Я эту басню вчера выучил.
- Поварова и.А.
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91
- Предисловие
- От автора
- Глава 1 Работаем над проблемой
- Общие представления о заикании
- Причины и проявления заикания
- Современные методы коррекции заикания
- Как достичь цели
- Методический комментарий
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 2 Секреты общения
- Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
- Коммуникативные качества речи
- Улетная тусовка
- Предварительная подготовка и начало общения
- Рекомендации
- Проблема контакта
- Рекомендации
- Стиль ведения беседы
- Рекомендации
- «До свидания, было приятно побеседовать...» Ведение беседы
- Завершение общения
- Что такое умение слушать и что оно может вам дать?
- Мы слышим то, что хотим услышать
- Техники слушания
- Как слушать активно
- Полезные советы и рекомендации
- Путь в никуда
- Когда у страха глаза велики
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Как разговаривать по телефону?
- Обратите внимание!
- Верить — не верить?
- Я выбираю ключ к успеху!
- Рекомендации
- Я знаю, как нужно!
- Проверьте себя
- Обратите внимание!
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко
- Общие сведения
- Дыхательная гимнастика
- Обратите внимание!
- Рекомендации
- Статические упражнения Общие сведения
- Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
- Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
- Рекомендации
- Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- Рекомендации
- Упражнения для формирования навыков носового дыхания
- Дыхательные упражнения с движениями
- Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
- Рекомендации
- Рекомендации
- Глава 4 Разминка между делом
- Речь и осанка
- Мышечное расслабление
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Комплексная релаксационная гимнастика Упражнения для рук
- Упражнения для туловища
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи
- Упражнения для органов артикуляции
- Упражнения для голосового аппарата
- Обратите внимание!
- Глава 5 Тренируем речевые мышцы
- Общие сведения
- Рекомендации
- Тренировка мышц нижней челюсти
- Рекомендации
- Тренировка губ
- Тренировка мышц языка
- Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
- Упражнения для мимических мышц
- Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания Общие сведения
- Рекомендации
- Расслабление мышц шеи
- Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
- Расслабление мышц языка
- Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком
- Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями
- Общие сведения
- Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 8 Волшебный мир звуков
- Общие сведения
- Интонационные упражнения
- Методический комментарий
- Пуськи бятые
- Бармаглот
- Обратите внимание!
- Глава 9 Речь, ритм, движение
- Общие сведения
- Рекомендации
- Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи
- Рекомендации
- Глава 10 Тайны голоса
- Общие сведения
- Рекомендации
- Изолированное произношение гласных звуков
- Сочетание гласных звуков
- Работа над словами
- Работа над предложениями
- Методический комментарий
- Глава 11 Верный путь к хорошей речи
- Стихотворения
- Рекомендации
- Методический комментарий
- Руслан и Людмила
- Ты и вы
- Золотая рыбка
- О, весна, без конца и без краю...
- Родной язык
- Пожелания друзьям
- В жизни по-разному можно жить...
- Рекомендации
- Лебедь, Щука и Рак
- Чиж и Голубь
- Две подруги
- Свинья под Дубом
- Стрекоза и Муравей
- Рекомендации
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1. Лес и степь
- Текст 2. Какая бывает роса на траве
- Текст 3. Голубые тени
- Текст 4. Самое нужное слово
- Обратите внимание!
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Текст 9
- Текст 10
- Текст 11
- Текст 12
- Текст 13
- Текст 14
- Текст 15
- Текст 16
- Рекомендации
- Глава 12 Больше говорим друг с другом
- Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»
- Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении Задачи упражнений:
- Обратите внимание!
- Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка
- Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий
- Глава 15 Простые словесные игры
- Толкования
- Телепатия
- Словесный волейбол
- Найдите связь
- Микроновость
- Продолжение следует
- Бесконечное предложение
- Найди пару
- Спрятанные слова
- Заключение Добились успеха — сохраните и преумножьте свои достижения!
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Словарь-справочник
- Приложение 1 Список слов с разной длинойи разной ритмической структурой Двусложные
- Трехсложные
- Четырехсложные
- Пятисложные
- Шестисложные
- Семисложные
- Слова со стечением согласных
- Обратите внимание!
- Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения
- Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
- Правила чтения
- Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи
- Мороз, Красный нос
- Русалка
- Первая речь Демосфена
- Вторая речь Демосфена
- Диалоги
- Осеннее утро
- Под грибом
- Березовый лес
- Песня о Буревестнике
- Приложение 5 Тексты песен Дороги
- Степь да степь кругом
- Вечерний звон
- Песня о тревожной молодости
- Тонкая рябина
- Случайный вальс
- Приложение 6 о курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
- Обратите внимание!
- Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции Подготовительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Основной этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Заключительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Приложение 8 Интерпретация тестов Тест 1. Приятно ли с вами общаться?
- Тест 2. Коммуникабельны ли вы?
- Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?