Верить — не верить?
Итак, вы не уверены, что ваш собеседник действительно говорит то, что думает... Ваш партнер ведет с вами беседу, говорит вам одно, а, допустим, на самом деле его реальное отношение к проблеме совершенно другое. Значит, вы нуждаетесь в дополнительной информации о данном человеке: о том, что у него на уме, и о том, каков он по характеру. Каковы его истинные взгляды, жизненные установки?
Мы узнаем о намерениях партнера, «читая» его поведенческие акты (оценивая их, анализируя). Любая активная деятельность человека вызывает различную реакцию окружающих: терпимость, поощрение, осуждение. Представьте, что собеседник пытается скрыть от нас свое истинное отношение (например, стремясь заменить программу «неприятная беседа» программой «радостная встреча»). Возможно ли это?
Если возможно, то мы так и не узнаем его истинное отношение. Если невозможно, то тогда обнаружим рассогласование между тем, что он нам говорит («О! Это очень интересно!») и теми поведенческими актами, которые отражают его искренние намерения («Какая же все-таки это ерунда!»). Прочитать мысли собеседника — это и есть попытка обнаружить это рассогласование между преднамеренными и непреднамеренными действиями.
Обычно человек может волевыми усилиями заставить себя, допустим, разомкнуть скрещенные в замок на груди руки или запретить себе недовольное высказывание. Но все это лишь на короткое время, ибо в эти моменты он не способен продуктивно общаться, формулировать новые идеи или анализировать доводы собеседника.
Попытка скрыть естественные поведенческие акты с помощью постоянного контроля сознанием за их проявлением значительно затрудняет осознанную переработку поступающей извне информации, что проявляется в «скованности», неестественности поведения.
Итак, мы преднамеренно управляем поведением в ситуациях нестандартных, нетипичных. И тогда возникает вопрос: в нашей обычной жизни каких ситуаций больше — типичных или необычных. Ответ очевиден: в жизни люди зачастую строят свое поведение на неосознаваемом уровне. И если мы научимся читать эти движения, действия, поступки, то сможем узнать, что на душе нашего собеседника, а не то, что у него на языке. Где она — граница между преднамеренным и случайным в поведении человека? На что обращать внимание при беседе? Ответ на этот вопрос зависит от того, что вы хотите узнать.
Как правило, собеседника интересует, что за человек их партнер (это раз); как он реагирует на данную ситуацию, что он хочет (на самом деле!), что он думает (а не что говорит), как он к этому относится (это два). Итак, вы хотите выяснить некоторые свойства личности (характер, потребности, установки, мировоззренческие позиции, интеллект) и некоторые его состояния (настроение сейчас и здесь...). Вы хотите узнать, как все это есть на самом деле, а не как хотел бы показать вам ваш партнер. Вот здесь-то и пригодятся ваши знания.
Язык слов (вербальный) и язык телодвижений, жестов (кинестетический) несут информацию. Но какой из них более подвержен контролю сознания — вербальный язык или кинестетический язык? Ответ очевиден: кинестетические знаки почти не контролируются сознанием (за редким исключением). Вербальный же язык более подвержен контролю. Впрочем, всегда ли мы сначала думаем, а потом говорим? «Думаем», значит, предварительно перебираем возможные варианты ответной словесной реакции, а потом уже формулируем ее в виде ответной фразы. Но это наблюдается не всегда.
Психологи установили, что в любом сообщении, передаваемом одним человеком другому, всегда присутствует два вида информации. Первый вид они назвали текстовой информацией — это та информация, которую человек вполне осознанно намеревался передать другому (свои мысли, идею и т.п.). Второй вид информации, содержащейся в каждом сообщении, получивший название персонифицированной информации, раскрывает независимо от желания говорящего установки на партнера, на саму беседу, на общение вообще. Эта персонифицированная информация передается как вербальными сигналами (речь), паравербальными сигналами (тональность голоса, темп речи, смысловые паузы, громкость, направленность звука и т.п.), так и кинестетическими знаками. Эти два языка при передаче сообщения работают параллельно. Параллельно потому, что они не всегда дополняют друг друга, а нередко сообщают прямо противоположное друг другу, поскольку слова говорящего не всегда могут совпадать с состоянием его души.
Сбои (неточности) в посланиях на языке тела возникают, когда мы пользуемся знаками, относящимися к одной определенной роли, а «играем» другую. В таком случае наш собеседник оказывается либо не в состоянии однозначно интерпретировать эти знаки, либо находит их смешными или непонятными. Сигналы, подаваемые одновременно и взаимно противоречащие друг другу, производят впечатление неискренности. Это вызывает замешательство и неуверенность. Противоречивые сигналы подает, например, тот, кто, смеясь, сжимает кулаки.
Как представляется, невербальные средства коммуникации дадут нам не только информацию о степени внутреннего напряжения собеседника, но и более детальные сведения о состоянии его психики в тот или иной момент беседы. Поэтому им можно довериться больше, чем словам.
Нередко бывает трудно установить, какая из демонстрируемых противоречивых манер поведения истинна. Принято считать, что те части тела, которые расположены ближе к голове, скорее могут давать ложную информацию. Это связано с тем, что их легче контролировать. В соответствии с этим более удаленные от головы части тела выражают действительные эмоции, а части тела, расположенные ближе к голове, — симулируемые.
Появление пота, бледности, румянца, учащение темпа дыхания нередко выдают испытываемые в действительности чувства.
У многих людей есть потребность знать своего партнера по общению: его отношение к взаимодействию, общий настрой на данную проблему и т.п.
Из диалога двух приятелей:
— Зачем тебе к нему ехать? Позвони и узнаешь, как он к этому относится.
— Нет, понимаешь, мне нужно увидеть его истинное отношение!
— Ты что, будешь читать его мысли по лицу?!
— Конечно! И даже не только по лицу...
— Ой, мудришь ты что-то, Иван.
Всему этому можно научиться, если знать, что скрывается за тем или иным действием, за тем или иным сказанным словом (и за несказанным). Чтобы узнать человека, научиться понимать его, следует получить о нем достаточную информацию. Действительно, тому, кто владеет информацией о партнере, будет значительно легче с ним общаться, строить отношения. Итак, вот логическая цепочка рассуждений: я сомневаюсь в искренности слов и поступков этого человека, следовательно, необходимо получить о нем достоверную информацию. И это возможно, если вы знаете, чем обусловлены те или иные поведенческие акты (слова, мимические экспрессии, жесты, выразительные движения).
Для тренировки вашей способности понимать людей постоянно спрашивайте себя: «По каким причинам мой собеседник реагирует в данный момент именно так? Что могло явиться причиной такой реакции? Что хотел выразить он этим движением?»
К сожалению, большинство людей неохотно берутся за труд обстоятельно подумать о поведении другого человека. Они склонны к поспешным суждениям. Но путь к глубоко осознанному знанию людей и свободной от эмоциональной окраски способности выносить суждения о них лежит только через обстоятельное наблюдение поведения другого человека.
Язык телодвижений в принципе более правдив, чем язык слов. Мы научились говорить на табуированные темы, соблюдая определенный контроль, а в запутанных ситуациях пренебрегать во имя спасения ко лжи. Используя имеющиеся у нас в запасе слова, нам это более или менее удается. Словесные формулировки представляют собой самый простой способ исказить существо дела. Нередко правду трудно бывает сказать по той причине, что она, как правило, бывает малоприятной, суровой. Поэтому ложь возникает из-за жизненных обстоятельств.
Язык тела может служить весьма ценной информацией о подлинной правдоподобности сказанного. Зачастую мы осознаем эти сигналы с поразительной точностью. Если эти сигналы не гармонируют с сопроводительными словами или с иными нашими сведениями об этом человеке, мы испытываем недоверие и сомнение. Если смысл той или иной манеры поведения не выражается непосредственно в произносимых словах, то часто его можно уловить по способу, с помощью которого расставляются ударения, подбираются слова и место для них в высказывании, а также по сопроводительным проявлениям языка тела.
Другими словами, используя язык телодвижений, человек дает понять окружающим, как бы он хотел быть воспринят ими, или «выдает», что происходит с ним самим.
Способность воспринимать и понимать эти послания языка тела, их значение облегчает нам процесс понимания собеседника и ведения разговора с ним. Можно наблюдать, как собеседник при словесных раздражителях еще до вербального ответа «выдает» своими невербальными сигналами, как он ответит — позитивно или негативно. Этой незначительной опережающей информации порой достаточно для того, чтобы придать разговору еще до ответа дополнительный корригирующий импульс или прореагировать на ответ более сдержанно. Анализ поведения не может быть успешным, если не учитывать при этом язык тела.
Позитивные послания на языке телодвижений могут ослаблять воздействие негативных по своему содержанию высказываний, а негативный язык поз может обеспечить позитивные высказывания.
Наблюдайте за окружающими! Не спешите с выводами: то, что выражено языком телодвижений, чаще всего зависит от каждой конкретной ситуации, окружения, настроения, самочувствия человека и его роли.
- Поварова и.А.
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91
- Предисловие
- От автора
- Глава 1 Работаем над проблемой
- Общие представления о заикании
- Причины и проявления заикания
- Современные методы коррекции заикания
- Как достичь цели
- Методический комментарий
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 2 Секреты общения
- Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
- Коммуникативные качества речи
- Улетная тусовка
- Предварительная подготовка и начало общения
- Рекомендации
- Проблема контакта
- Рекомендации
- Стиль ведения беседы
- Рекомендации
- «До свидания, было приятно побеседовать...» Ведение беседы
- Завершение общения
- Что такое умение слушать и что оно может вам дать?
- Мы слышим то, что хотим услышать
- Техники слушания
- Как слушать активно
- Полезные советы и рекомендации
- Путь в никуда
- Когда у страха глаза велики
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Как разговаривать по телефону?
- Обратите внимание!
- Верить — не верить?
- Я выбираю ключ к успеху!
- Рекомендации
- Я знаю, как нужно!
- Проверьте себя
- Обратите внимание!
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко
- Общие сведения
- Дыхательная гимнастика
- Обратите внимание!
- Рекомендации
- Статические упражнения Общие сведения
- Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
- Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
- Рекомендации
- Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- Рекомендации
- Упражнения для формирования навыков носового дыхания
- Дыхательные упражнения с движениями
- Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
- Рекомендации
- Рекомендации
- Глава 4 Разминка между делом
- Речь и осанка
- Мышечное расслабление
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Комплексная релаксационная гимнастика Упражнения для рук
- Упражнения для туловища
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи
- Упражнения для органов артикуляции
- Упражнения для голосового аппарата
- Обратите внимание!
- Глава 5 Тренируем речевые мышцы
- Общие сведения
- Рекомендации
- Тренировка мышц нижней челюсти
- Рекомендации
- Тренировка губ
- Тренировка мышц языка
- Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
- Упражнения для мимических мышц
- Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания Общие сведения
- Рекомендации
- Расслабление мышц шеи
- Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
- Расслабление мышц языка
- Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком
- Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями
- Общие сведения
- Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 8 Волшебный мир звуков
- Общие сведения
- Интонационные упражнения
- Методический комментарий
- Пуськи бятые
- Бармаглот
- Обратите внимание!
- Глава 9 Речь, ритм, движение
- Общие сведения
- Рекомендации
- Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи
- Рекомендации
- Глава 10 Тайны голоса
- Общие сведения
- Рекомендации
- Изолированное произношение гласных звуков
- Сочетание гласных звуков
- Работа над словами
- Работа над предложениями
- Методический комментарий
- Глава 11 Верный путь к хорошей речи
- Стихотворения
- Рекомендации
- Методический комментарий
- Руслан и Людмила
- Ты и вы
- Золотая рыбка
- О, весна, без конца и без краю...
- Родной язык
- Пожелания друзьям
- В жизни по-разному можно жить...
- Рекомендации
- Лебедь, Щука и Рак
- Чиж и Голубь
- Две подруги
- Свинья под Дубом
- Стрекоза и Муравей
- Рекомендации
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1. Лес и степь
- Текст 2. Какая бывает роса на траве
- Текст 3. Голубые тени
- Текст 4. Самое нужное слово
- Обратите внимание!
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Текст 9
- Текст 10
- Текст 11
- Текст 12
- Текст 13
- Текст 14
- Текст 15
- Текст 16
- Рекомендации
- Глава 12 Больше говорим друг с другом
- Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»
- Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении Задачи упражнений:
- Обратите внимание!
- Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка
- Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий
- Глава 15 Простые словесные игры
- Толкования
- Телепатия
- Словесный волейбол
- Найдите связь
- Микроновость
- Продолжение следует
- Бесконечное предложение
- Найди пару
- Спрятанные слова
- Заключение Добились успеха — сохраните и преумножьте свои достижения!
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Словарь-справочник
- Приложение 1 Список слов с разной длинойи разной ритмической структурой Двусложные
- Трехсложные
- Четырехсложные
- Пятисложные
- Шестисложные
- Семисложные
- Слова со стечением согласных
- Обратите внимание!
- Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения
- Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
- Правила чтения
- Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи
- Мороз, Красный нос
- Русалка
- Первая речь Демосфена
- Вторая речь Демосфена
- Диалоги
- Осеннее утро
- Под грибом
- Березовый лес
- Песня о Буревестнике
- Приложение 5 Тексты песен Дороги
- Степь да степь кругом
- Вечерний звон
- Песня о тревожной молодости
- Тонкая рябина
- Случайный вальс
- Приложение 6 о курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
- Обратите внимание!
- Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции Подготовительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Основной этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Заключительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Приложение 8 Интерпретация тестов Тест 1. Приятно ли с вами общаться?
- Тест 2. Коммуникабельны ли вы?
- Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?