Рекомендации
♦ Вовлекайте в игровое общение окружающих.
♦ Выполняйте упражнения перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения.
♦ Упражнения рассчитаны на полное внутреннее раскрепощение.
Упражнение 1
Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).
• «Спасибо, хорошо».
• «Неважно».
• «Не могу даже ответить».
• «Очень хорошо живу».
• «Мерзко».
• «Больше хорошо, чем плохо».
Упражнение 2
Состройте гримасу, которая рассмешит вас самих.
Упражнение 3. Неожиданный гость
Покажите свое отношение (без учета жестких правил этикета) к появлению неожиданного гостя.
Упражнение 4
Выполняйте в паре. Задавайте друг другу вопросы, при ответе на вопрос пользуйтесь только мимикой.
Упражнение 5
«Примерьте» перед зеркалом самые разные улыбки. Изобразите мимически, какой может быть улыбка (застенчивая, холодная, добрая, насмешливая, вымученная и др.).
Упражнение 6
• Нарисуйте взглядом разные фигуры (на стене, на небосводе).
• Не поворачивая головы, проведите взглядом по периметру своего зрения: сверху вниз, вправо, снизу вверх, влево и т.д.
• Быстро концентрируйте взгляд на любой точке предмета перед собой.
• Удержите взгляд на отдаленном предмете в течение нескольких минут.
Упражнение 7. Наблюдатель
• Исподволь приглядитесь к чьему-то лицу. Вообразите изучаемое лицо улыбающимся, гневным, опечаленным, насмешливым, испуганным.
• Наблюдайте за позами, жестами, движениями и мимикой двух общающихся людей.
Упражнение 8
Изобразите перед зеркалом разные эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, нежность, удовольствие, изумление, интерес, отчаяние, возбуждение, стыд. Меняйте позы и маски.
Упражнение 9. Вылепить скульптуру
Изобразите перед зеркалом следующие позы: мыслителя, скрипача, спящего кучера, боксера, пациента зубного врача, водителя, стрелка, землекопа, штангиста, оратора, лыжника, пассажира, стоящего в транспорте, и др.
Упражнение 10
Примите позу общения: корпус слегка наклонен в сторону собеседника, руки открыты и развернуты к нему, приветливый взгляд и доброжелательное выражение лица.
Упражнение 11
Пройдите строевым и прогулочным шагом, семенящей, грациозной, бодрой походкой, пританцовывая, вприпрыжку, понурив голову, стремительно, озираясь по сторонам, осторожно переступая. Изобразите походку мечтателя, заносчивого человека, кокетки, моряка, стиляги, хромого, старца. Придумайте и изобразите как можно больше вариантов.
Упражнение 12. Я — не я!
Превратитесь в какое-нибудь животное, птицу, насекомое (медведя, кенгуру, лису, слона, черепаху, дятла, бегемота, цаплю, муху, гуся и др.). Обыграйте в позах и движениях повадки животного. Упражнение рассчитано на полное внутреннее раскрепощение.
Упражнение 13
Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи» глажение, пение, рисование, осмотр выставки, художественная вышивка, танец и др.).
Упражнение 14
Внимательно наблюдайте за выполнением действий другим человеком, стараясь уловить его чувства. Затем повторите все движения, в точности имитируя скорость жестов, положение тела, мимику.
Упражнение 15
Воспроизведите характерные для той или иной ситуации жесты, походку, позу. Осознайте состояния и чувства, которые в данной ситуации возникают:
• идете по лесу, где много комаров (по узкой тропинке а горах, по болоту, по берегу моря, по битому стеклу, по уступу скалы, по шаткому мостику, по канату);
• в магазине пробираетесь в толпе к прилавку;
• болеете на стадионе во время футбольного матча;
• спешите на поезд;
• играете в снежки;
• уступаете свое удобное место кому-то другому;
• лепите из глины;
• делаете прическу, бреетесь;
• растапливаете печь;
• собираете яблоки в саду;
• натираете под мастикой;
• поднимаете гирю;
• ищете что-либо в темной комнате;
• распутываете клубок ниток;
• перед зеркалом любуетесь на себя в новом костюме;
• играете в куклы;
• едете верхом на лошади.
Действуйте в вымышленных обстоятельствах с мысленной речью про себя, пока не завершите действие.
Упражнение 16
Представьте, что вы входите в комнату, где сидят несколько человек. Вам необходимо проскользнуть на место незаметно. А теперь наоборот — на вас все должны обратить внимание. Как вы пройдете по комнате?
Упражнение 17
Разыграйте этюд. Вам надо что-то взять из ящика письменного стола, а в углу комнаты лежит собака. Пройдите по комнате так, будто собака вас совсем не знает.
Упражнение 18. Разговор по телефону
Посмотрите на себя в зеркало, когда вы говорите по телефону. Собеседник вас не видит, а вы все равно жестикулируете. А теперь — внимание) Никаких жестов. Вместо лица - маска. Только с помощью голоса разозлите, насмешите, напугайте, убедите воображаемого собеседника.
Упражнение 19. Игра с облаком
Представьте, что вам на ладони вытянутых рук село пушистое облако, подбросьте его и поймайте, перебросьте из одной руки в другую, осторожно отпустите вверх, попрощайтесь.
Упражнение 20
Выполняйте в паре. Задумайте предмет и пантомимически покажите его. Подарите воображаемый подарок партнеру. В свою очередь примите и поблагодарите, используя выразительные движения.
Упражнение 21. Безмолвный разговор
Выполняйте в паре. Вы стоите перед воображаемым звуконепроницаемым стеклом. Передайте информацию (договоритесь о чем-то) без слов и получите ответ.
Упражнение 22. Говорящие руки
Выразительными движениями рук изобразите различные эмоциональные состояния (ласку, беспокойство, стыд, угрозу, напряжение, указ, восторг, мольбу, благодарность, доверие, отчаяние, недовольство, безволие, нежелание, готовность приступить к делу, отказ от сопротивления, привлечение внимания, клятву, категоричность, искренность, удивление, надменность, бахвальство, нежелание слушать, предвкушение удовольствия).
Упражнение 23
Заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции (состояния) и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги», «Отрицание. Голова», «Испуг. Плечи», «Высокомерие. Голова», «Согласие с мнением собеседника. Голова», «Презрение. Глаза», «Застенчивость. Глаза», «Подбадривание. Глаза», «Удивление. Брови», «Сосредоточенность. Борода, усы», «Кокетство. Брови», «Гнев. Рука», «Желание найти защиту. Корпус», «Глубокая благодарность. Корпус», «Ярость. Зубы», «Удовольствие. Живот», «Недовольство. Губы», «Стремление что-либо вспомнить, понять. Лоб», «Досада. Лоб», «Озадаченность. Затылок», «Дружеское приветствие при встрече. Спина».
Выполните упражнение перед зеркалом с опорой на конкретные проявления мимики, пантомимики, жестикуляции.
Упражнение 24
Выполняйте в паре. Поочередно подходите друг к другу, протягивая ладони навстречу, в момент соприкосновения ладоней пошлите добрые пожелания другому.
Упражнение 25
Выполняйте в паре. Поздоровайтесь (попрощайтесь), глядя в глаза друг другу. Изобразите жестом, движением, словами приветствие (прощание), дружеское, официальное, на расстоянии.
Упражнение 26
Выполняйте в паре. Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровень груди и слегка прикоснитесь ладонями друг к другу. Реализуйте совместные действия обращенными друг к другу ладонями так, чтобы тактильно выразить и понять «авторитарный», «демократический», дружеский стиль общения, паритет, прессинг. Поменяйтесь ролями. Естественный процесс взаимодействия партнеров возможен только при тесной взаимосвязи и взаимозависимости между ними.
Упражнение 27. Синхронный перевод
Выполняйте в паре. Один из партнеров рассказывает с помощью жестов историю с законченным сюжетом. Другой внимательно «слушает» и одновременно озвучивает полученную информацию (как при синхронном переводе с иностранного языка). Перевод должен быть адекватным и логичным.
Упражнение 28. Неозвученная беседа
Выполняйте в паре. Говорите без слов по воображаемому телефону (с ребенком, с начальником, с любимым человеком, с другом). Задача партнера — понять, с кем и о чем идет разговор.
Упражнение 29
Посмотрите какую-нибудь телепрограмму (интервью, фрагмент спектакля) с выключенным звуком. Фиксируйте свое внимание на жестах и мимике, установите по ним содержание высказываний наблюдаемых лиц. Минут через 5—10 включите звук, выясните, насколько точной была ваша интерпретация увиденного.
Упражнение 30
Вариант 1. «Зеркало». Выполняйте в паре. Встаньте лицом друг к другу и договоритесь о своих ролях: один — ведущий, другой — «зеркало». Поднимите руки на уровень груди и поверните ладонями навстречу друг другу. Ведущий осуществляет произвольные движения руками, головой, глазами, а другой («зеркало») — отражает их в том же ритме.
Вариант 2. «Перехват». Ведущий начинает действовать с воображаемыми предметами (действие должно быть достаточно сложным), партнер продолжает движение, на котором остановился ведущий. Оба они выполняют одно действие и время от времени «перехватывают» движения друг у друга.
Упражнение 31. Согласованные действия
Выполняйте согласованно в паре воображаемые физические действия:
• пилка дров;
• гребля;
• кузница;
• перетягивание каната;
• спарринг.
Упражнение 32
Выполняйте в паре. Встаньте спиной к партнеру. Изобразите какое-либо эмоциональное состояние. Это могут быть жесты, позы, мимические экспрессии. Партнер, не видя вашего лица, должен определить, что изображено.
Упражнение 33. Дирижер
Представьте, что вы дирижер оркестра. Что вы будете делать, если звучание оркестра вас не устраивает (оно должно быть более или менее мощным)? Каким должно быть выражение лица дирижера, если в партитуре указано «страстно», «сдержанно»? Обыграйте мимически.
Упражнение 34
Подойдите к стулу и рассмотрите его, как будто это королевский трон, неизвестный, но очень красивый цветок, стог сена, аквариум с рыбками, костер, огромное дерево, новый цветной телевизор и т.п.
Упражнение 35
Разыграйте этюд. Возьмите со стола нитку, как будто это змея, бисерные бусы, горячая печеная картошка, пирожное безе, кузнечик.
Упражнение 36
Выполняйте в паре. Передайте друг другу книгу, как будто это бомба, кирпич, кусок вкусного пирога, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика. Воспроизведите характерные для каждой ситуации жесты, позу. Осознайте состояния и чувства, которые при этом возникают.
Упражнение 37. Тихий разговор
Выполняйте в паре. Передайте информацию партнеру пантомимически, без слов. Варианты фраз:
• «Не расстраивайся, все будет хорошо...»
• «Меня возмущает твое поведение!»
• «Неужели?! Этого не может быть!»
• «Этого я от тебя не ожидал!»
• «Как я рад!»
• «Как вы все мне надоели!»
• «Поторопись, а то мы опоздаем...»
• «Ты сегодня прекрасно выглядишь!»
• «Я очень сожалею, что так случилось, прости меня...»
• «Это мне так не нравится!»
• «Я очень рад тебя видеть!»
Упражнение 38
Выберите место, где вы могли бы наблюдать за людьми, лишенными возможности общаться голосом из-за слишком большого расстояния, шума, необходимости соблюдать тишину. Это может быть ресторан, больница, стройплощадка, библиотека, экзаменационная аудитория. Проследите за жестами, которые используются в таких условиях для привлечения внимания, указания направления, сообщения о необходимости подойти к телефону, приветствия и прощания, указания на время, призыва к спокойствию, а также для передачи других сообщений.
Упражнение 39
Понаблюдайте за жестикуляцией своих друзей, определите их жестикуляционные предпочтения. Какими жестами они чаще всего пользуются? Почесывание головы? Касание пальцем носа? Скрещивание рук? А знаете ли вы свой характерный жест?
Упражнение 40
Во время разговора с кем-либо примите закрытую позу — скрестите на груди руки, встаньте вполоборота к собеседнику и всем своим видом демонстрируйте нежелание коммуникации. В другой раз ведите себя прямо противоположным образом: стойте лицом к собеседнику с легким наклоном вперед, руки держите открытыми перед собой. Отметьте, насколько отличается реакция людей на вашу открытую позу.
Упражнение 41
Мысленно создайте образ своей удачи. Вызовите в себе состояние удачливого человека и постарайтесь удержать его максимально долго.
Упражнение 42
Некто, протягивая вам навстречу руки, говорит, что он рад вас видеть. Вы обратили внимание на положение его ладоней при этом — они были повернуты чуть книзу. Значит, вы заключили: а) его жест сопрягается со словом и следует верить, что он действительно рад меня видеть; б) этот жест противоречит его словам и следует воздержаться от доверия к этим словам.
Упражнение 43
С какими из следующих высказываний диссонирует «передний большой замок» (руки, сложенные на груди):
• «Я не желаю с вами больше разговаривать»!
• «То, что вы говорите, чрезвычайно интересно»!
• «Пожалуйста, подпишите мне эту справку»!
• «Мне не нравятся такие вещи»!
• «Не приставайте ко мне с такими пустяками».
(Выберите два ответа.)
Упражнение 44
В пустом вагоне метро вы сели рядом с одиноким пассажиром (примерно такого же возраста и пола). Вероятнее всего, пассажир как минимум удивится такому вашему действию, а чаще — будет испытывать некоторый дискомфорт. Почему? Выберите один ответ.
• Я нарушил правила поведения, нормы, этики.
• Я нарушил психологическое пространство пассажира.
• Думаю, что так реагируют редко, обычно это закомплексованные личности.
• Думаю, что это естественная реакция любого человека, поскольку я же его физически стеснил.
Упражнение 45
Если ваш собеседник при разговоре с вами почти непрерывно смотрит на вас, это значит:
• вы ему симпатичны;
• он негативно настроен к вам;
• он равнодушен к вам;
• вы его интересуете.
Исключите неверный ответ.
- Поварова и.А.
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91
- Предисловие
- От автора
- Глава 1 Работаем над проблемой
- Общие представления о заикании
- Причины и проявления заикания
- Современные методы коррекции заикания
- Как достичь цели
- Методический комментарий
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 2 Секреты общения
- Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
- Коммуникативные качества речи
- Улетная тусовка
- Предварительная подготовка и начало общения
- Рекомендации
- Проблема контакта
- Рекомендации
- Стиль ведения беседы
- Рекомендации
- «До свидания, было приятно побеседовать...» Ведение беседы
- Завершение общения
- Что такое умение слушать и что оно может вам дать?
- Мы слышим то, что хотим услышать
- Техники слушания
- Как слушать активно
- Полезные советы и рекомендации
- Путь в никуда
- Когда у страха глаза велики
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Как разговаривать по телефону?
- Обратите внимание!
- Верить — не верить?
- Я выбираю ключ к успеху!
- Рекомендации
- Я знаю, как нужно!
- Проверьте себя
- Обратите внимание!
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко
- Общие сведения
- Дыхательная гимнастика
- Обратите внимание!
- Рекомендации
- Статические упражнения Общие сведения
- Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
- Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
- Рекомендации
- Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- Рекомендации
- Упражнения для формирования навыков носового дыхания
- Дыхательные упражнения с движениями
- Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
- Рекомендации
- Рекомендации
- Глава 4 Разминка между делом
- Речь и осанка
- Мышечное расслабление
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Комплексная релаксационная гимнастика Упражнения для рук
- Упражнения для туловища
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи
- Упражнения для органов артикуляции
- Упражнения для голосового аппарата
- Обратите внимание!
- Глава 5 Тренируем речевые мышцы
- Общие сведения
- Рекомендации
- Тренировка мышц нижней челюсти
- Рекомендации
- Тренировка губ
- Тренировка мышц языка
- Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
- Упражнения для мимических мышц
- Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания Общие сведения
- Рекомендации
- Расслабление мышц шеи
- Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
- Расслабление мышц языка
- Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком
- Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями
- Общие сведения
- Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 8 Волшебный мир звуков
- Общие сведения
- Интонационные упражнения
- Методический комментарий
- Пуськи бятые
- Бармаглот
- Обратите внимание!
- Глава 9 Речь, ритм, движение
- Общие сведения
- Рекомендации
- Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи
- Рекомендации
- Глава 10 Тайны голоса
- Общие сведения
- Рекомендации
- Изолированное произношение гласных звуков
- Сочетание гласных звуков
- Работа над словами
- Работа над предложениями
- Методический комментарий
- Глава 11 Верный путь к хорошей речи
- Стихотворения
- Рекомендации
- Методический комментарий
- Руслан и Людмила
- Ты и вы
- Золотая рыбка
- О, весна, без конца и без краю...
- Родной язык
- Пожелания друзьям
- В жизни по-разному можно жить...
- Рекомендации
- Лебедь, Щука и Рак
- Чиж и Голубь
- Две подруги
- Свинья под Дубом
- Стрекоза и Муравей
- Рекомендации
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1. Лес и степь
- Текст 2. Какая бывает роса на траве
- Текст 3. Голубые тени
- Текст 4. Самое нужное слово
- Обратите внимание!
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Текст 9
- Текст 10
- Текст 11
- Текст 12
- Текст 13
- Текст 14
- Текст 15
- Текст 16
- Рекомендации
- Глава 12 Больше говорим друг с другом
- Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»
- Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении Задачи упражнений:
- Обратите внимание!
- Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка
- Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий
- Глава 15 Простые словесные игры
- Толкования
- Телепатия
- Словесный волейбол
- Найдите связь
- Микроновость
- Продолжение следует
- Бесконечное предложение
- Найди пару
- Спрятанные слова
- Заключение Добились успеха — сохраните и преумножьте свои достижения!
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Словарь-справочник
- Приложение 1 Список слов с разной длинойи разной ритмической структурой Двусложные
- Трехсложные
- Четырехсложные
- Пятисложные
- Шестисложные
- Семисложные
- Слова со стечением согласных
- Обратите внимание!
- Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения
- Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
- Правила чтения
- Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи
- Мороз, Красный нос
- Русалка
- Первая речь Демосфена
- Вторая речь Демосфена
- Диалоги
- Осеннее утро
- Под грибом
- Березовый лес
- Песня о Буревестнике
- Приложение 5 Тексты песен Дороги
- Степь да степь кругом
- Вечерний звон
- Песня о тревожной молодости
- Тонкая рябина
- Случайный вальс
- Приложение 6 о курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
- Обратите внимание!
- Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции Подготовительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Основной этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Заключительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Приложение 8 Интерпретация тестов Тест 1. Приятно ли с вами общаться?
- Тест 2. Коммуникабельны ли вы?
- Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?