Мы слышим то, что хотим услышать
Как уже отмечалось, при обмене информацией нас подстерегают многие трудности. Наверное, вы неоднократно сталкивались со случаями, когда вы или ваш собеседник неправильно поняли сказанное. К сожалению, часто это выясняется слишком поздно, когда уже невозможно что-либо исправить. Причинами являются неверная интерпретация сообщения, объективная сложность или искажение информации, различия в стилях ведения беседы разными людьми. Барьер непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством искажений звуков. В психологии давно известен тот факт, что человек непроизвольно склонен не слышать того, что ему неприятно, или интерпретировать это в более благоприятном для себя смысле.
П.П. Блонский выделяет отношение собеседников к содержанию происходящего разговора: «Там, где разговаривают, есть не только говорящий, но и слушающий. Разговор есть общение. В данный момент разговора, рассказа и т.д. и говорящий, и действительно слушающие думают одно и то же, быть может, только иначе относясь к нему, например один положительно, другой отрицательно». Отношение к словам собеседника, приходящее на смену непосредственному ответу действием, характеризуют общение как более сложный двухсторонний акт. Появление отношения к содержанию общения представляет в коммуникативной ситуации начало все усложняющегося взаимодействия интеллектуального и аффективно-волевого компонентов речевого акта.
До сих пор вы могли просто не представлять себе, насколько важен процесс слушания, недооценивать его или просто не обращать на него особого внимания, даже учитывая тот факт, что 70 процентов своего времени (без учета сна) мы проводим в вербальном общении.
Многие люди гораздо больше склонны говорить, чем слушать. Это часто приводит к неудовлетворенности общением, к ложным выводам, высказыванию людям того, что их не интересует, игнорированию действительно важных моментов.
Когда мы начинаем размышлять об умении слушать, то поневоле предполагаем его тождественность умению слышать, однако это опасное заблуждение. Часто слушание понимается как пассивное поведение в разговоре. В такой ситуации, пока один из партнеров говорит, другой в лучшем случае молча ожидает перерыва в его речи и, как только тот замолкает, начинает говорить о своих проблемах. В худшем случае он начинает это делать, не дожидаясь перерыва, то есть перебивая партнера.
Вспомните ситуации из своей жизни, когда общение происходило именно по этой схеме, и чувства, которые возникали у вас при этом. Хотелось ли вам продолжать разговор о своих проблемах, особенно если эти проблемы были для вас важны и значимы? Возникало ли у вас ощущение доверительности общения?
Вспомните и другие случаи, когда кто-то вас слушал таким образом, что вам хотелось говорить с этим человеком снова и снова, когда у вас после разговора с ним возникало чувство своей значимости, нужности.
Все дело в том, что умение слушать подразумевает гораздо более утонченный мыслительный процесс, чем просто умение слышать. Прежде всего следует осознать, что умение слушать эффективно — это процесс активный, а не пассивный.
Умение слушать — это правильное восприятие информации и понимание услышанного. Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является также момент обратной связи, благодаря которому у собеседника создается ощущение, что он говорит не в пустоту. Умение слушать содержит в себе умение показать другому человеку, что его слушают и понимают. Это проявляется в следующем:
• поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» продолжать общение;
• незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию его мысли «на один шаг вперед».
Такое отношение вызывает у говорящего положительные эмоции, ощущение сопричастности.
Для большинства из нас особенную ценность представляют люди, умеющие выслушать с пониманием. Поэтому важно не только научиться хорошо воспринимать собеседника, но и показывать ему это.
Научиться эффективно слушать можно при условии, если:
• хорошо знаешь свои недостатки и достоинства как человека слушающего;
• знаешь правила слушания и стараешься им следовать.
- Поварова и.А.
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91
- Предисловие
- От автора
- Глава 1 Работаем над проблемой
- Общие представления о заикании
- Причины и проявления заикания
- Современные методы коррекции заикания
- Как достичь цели
- Методический комментарий
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 2 Секреты общения
- Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
- Коммуникативные качества речи
- Улетная тусовка
- Предварительная подготовка и начало общения
- Рекомендации
- Проблема контакта
- Рекомендации
- Стиль ведения беседы
- Рекомендации
- «До свидания, было приятно побеседовать...» Ведение беседы
- Завершение общения
- Что такое умение слушать и что оно может вам дать?
- Мы слышим то, что хотим услышать
- Техники слушания
- Как слушать активно
- Полезные советы и рекомендации
- Путь в никуда
- Когда у страха глаза велики
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Как разговаривать по телефону?
- Обратите внимание!
- Верить — не верить?
- Я выбираю ключ к успеху!
- Рекомендации
- Я знаю, как нужно!
- Проверьте себя
- Обратите внимание!
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко
- Общие сведения
- Дыхательная гимнастика
- Обратите внимание!
- Рекомендации
- Статические упражнения Общие сведения
- Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
- Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
- Рекомендации
- Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- Рекомендации
- Упражнения для формирования навыков носового дыхания
- Дыхательные упражнения с движениями
- Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
- Рекомендации
- Рекомендации
- Глава 4 Разминка между делом
- Речь и осанка
- Мышечное расслабление
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Комплексная релаксационная гимнастика Упражнения для рук
- Упражнения для туловища
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи
- Упражнения для органов артикуляции
- Упражнения для голосового аппарата
- Обратите внимание!
- Глава 5 Тренируем речевые мышцы
- Общие сведения
- Рекомендации
- Тренировка мышц нижней челюсти
- Рекомендации
- Тренировка губ
- Тренировка мышц языка
- Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
- Упражнения для мимических мышц
- Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания Общие сведения
- Рекомендации
- Расслабление мышц шеи
- Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
- Расслабление мышц языка
- Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком
- Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями
- Общие сведения
- Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 8 Волшебный мир звуков
- Общие сведения
- Интонационные упражнения
- Методический комментарий
- Пуськи бятые
- Бармаглот
- Обратите внимание!
- Глава 9 Речь, ритм, движение
- Общие сведения
- Рекомендации
- Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи
- Рекомендации
- Глава 10 Тайны голоса
- Общие сведения
- Рекомендации
- Изолированное произношение гласных звуков
- Сочетание гласных звуков
- Работа над словами
- Работа над предложениями
- Методический комментарий
- Глава 11 Верный путь к хорошей речи
- Стихотворения
- Рекомендации
- Методический комментарий
- Руслан и Людмила
- Ты и вы
- Золотая рыбка
- О, весна, без конца и без краю...
- Родной язык
- Пожелания друзьям
- В жизни по-разному можно жить...
- Рекомендации
- Лебедь, Щука и Рак
- Чиж и Голубь
- Две подруги
- Свинья под Дубом
- Стрекоза и Муравей
- Рекомендации
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1. Лес и степь
- Текст 2. Какая бывает роса на траве
- Текст 3. Голубые тени
- Текст 4. Самое нужное слово
- Обратите внимание!
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Текст 9
- Текст 10
- Текст 11
- Текст 12
- Текст 13
- Текст 14
- Текст 15
- Текст 16
- Рекомендации
- Глава 12 Больше говорим друг с другом
- Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»
- Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении Задачи упражнений:
- Обратите внимание!
- Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка
- Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий
- Глава 15 Простые словесные игры
- Толкования
- Телепатия
- Словесный волейбол
- Найдите связь
- Микроновость
- Продолжение следует
- Бесконечное предложение
- Найди пару
- Спрятанные слова
- Заключение Добились успеха — сохраните и преумножьте свои достижения!
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Словарь-справочник
- Приложение 1 Список слов с разной длинойи разной ритмической структурой Двусложные
- Трехсложные
- Четырехсложные
- Пятисложные
- Шестисложные
- Семисложные
- Слова со стечением согласных
- Обратите внимание!
- Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения
- Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
- Правила чтения
- Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи
- Мороз, Красный нос
- Русалка
- Первая речь Демосфена
- Вторая речь Демосфена
- Диалоги
- Осеннее утро
- Под грибом
- Березовый лес
- Песня о Буревестнике
- Приложение 5 Тексты песен Дороги
- Степь да степь кругом
- Вечерний звон
- Песня о тревожной молодости
- Тонкая рябина
- Случайный вальс
- Приложение 6 о курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
- Обратите внимание!
- Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции Подготовительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Основной этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Заключительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Приложение 8 Интерпретация тестов Тест 1. Приятно ли с вами общаться?
- Тест 2. Коммуникабельны ли вы?
- Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?