Словесный волейбол
Играющие встают в круг с каким-нибудь легким предметом: мягкой игрушкой, мячом. Игра напоминает пляжный волейбол: предмет перекидывается из рук в руки. Бросая его, играющий должен назвать какое-нибудь слово, связанное по смыслу с предыдущим («полученным» вместе с предметом). Играть можно «на вылет»: тот, кто замешкался, выбывает из игры.
Живой словарь
Каждому играющему по очереди дается 60 секунд для того, чтобы произнести как можно больше похожих по какому-нибудь признаку слов подряд, например слов с одинаковыми начальными или конечными буквами. Кто замешкается с ответом, выбывает из игры.
Секретный признак
Играют вдвоем. Каждый задумывает какой-нибудь смысловой признак и подбирает к нему пять слов. Листок с записанными словами передается сопернику, который должен отгадать ключевое слово. Догадки высказываются до тех пор, пока кто-нибудь из соперников первым не назовет правильный ответ. Игра тем интереснее, чем необычнее задуманный смысловой признак.
Лишнее слово
Эта игра очень похожа на предыдущую. Отличие в том, что в наборе из пяти слов лишь четыре объединены смысловым признаком, а пятое «чужое», лишенное этого признака. Требуется определить, какое слово лишнее и почему. Можно ограничить время обдумывания двумя-тремя минутами.
Задание. Найдите по одному лишнему слову в каждой цепочке.
ножницы трактор
пуговица дом
катушка картина
иголка плотина
нитка река
Да — нет
Один из играющих задумывает слово-понятие. Отгадывающие задают наводящие вопросы, они могут спрашивать обо всем, кроме буквенного состава слова. Загадавший обязан отвечать только «да» или «нет». Когда слово определено, другое предлагает следующий игрок.
Веселая чепуха
Называют одну из букв алфавита, с которой начинается много слов. За пять минут нужно написать как можно более длинный текст из грамматически правильных предложений, все слова которого начинаются с заданной буквы.
Например: «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж».
Школа начинающих литераторов
Задается существительное (существительные) из четырех и более букв. Нужно придумать как можно больше фраз, первые буквы слов которых и составляют заданное слово. Это не обязательно должны быть законченные предложения, годятся любые грамматически правильные словосочетания.
Например: Знание — сила. «Золотом налитой апельсин нежно искрится. Еще секунда — и лопнет аккуратненько».
Метаграммы
Задаются два четырехбуквенных слова (например, сено и ноль). Нужно выстроить между ними цепочку слов, то есть перейти от одного слова к другому, меняя в каждом следующем слове только одну букву.
Например: сено — село — соло — соль — ноль.
Задание. Постройте цепочку слов между словами муха и слон.
Подстановки
Ведущий придумывает текст самого обычного, бытового содержания. Перед каждым существительным оставляет пробел. Играющие по очереди называют любые прилагательные, которые вписываются на пустые места в тексте. Когда все слова будут снабжены определениями, текст читают вслух.
Сказка наоборот
Необходимо восстановить обратный ход повествования: сочинить сказку наоборот, то есть с конца.
Например: «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец. И женился Иван на Марье-царевне и стал править царством. Тут устроили пир на весь мир». И так до начала сказки.
Слово наизнанку
Ведущий называет какое-нибудь слово. Необходимо мысленно представить, как это слово читается с конца, и произнести полученный перевертыш.
Например: роза — азор, телефон — нофелет, телеграф — фаргелет.
Перевертыш
Ведущий задумывает какое-нибудь слово и записывает на доске все составляющие его буквы в произвольном порядке. Сколько раз буква встречается в слове, столько раз ее и надо написать. Необходимо восстановить правильную последовательность букв.
Если под рукой окажутся карточки или фишки с написанными на них отдельными буквами, советуем ими воспользоваться: легче будет перемешивать буквы, уменьшится вероятность ошибки.
Докучные сказки
Докучные сказки — это бесконечные сказки, их можно рассказывать, подшучивая над товарищами, до тех пор, пока не надоест. Разыграйте окружающих.
Летела сова —
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березу села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березу села...
(И так без конца!)
Жила-была бабка
У самой речки.
И захотела бабка
Искупаться в речке.
Купила бабка
Себе мочало.
Эх, как сказка хороша —
Начну с начала!
Жила-была бабка...
Стоит град пуст,
А во граде куст.
Под кустом сидит старец,
У него в руках косой заяц.
А у зайца во рту сало.
Не начать ли сначала?
Стоит град...
Во бочке журавль да кулик.
Во лужочке старушка и старик.
Накосили стожок сенца
И поставили у крыльца.
Не сказать ли сказочку опять с конца?
Во бочке...
* * *
Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
* * *
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
* * *
— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
* * *
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? — и т.д.
* * *
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки...
— Ну вот, поманил1, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
* * *
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.
(Из русского фольклора)
- Поварова и.А.
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91
- Предисловие
- От автора
- Глава 1 Работаем над проблемой
- Общие представления о заикании
- Причины и проявления заикания
- Современные методы коррекции заикания
- Как достичь цели
- Методический комментарий
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 2 Секреты общения
- Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
- Коммуникативные качества речи
- Улетная тусовка
- Предварительная подготовка и начало общения
- Рекомендации
- Проблема контакта
- Рекомендации
- Стиль ведения беседы
- Рекомендации
- «До свидания, было приятно побеседовать...» Ведение беседы
- Завершение общения
- Что такое умение слушать и что оно может вам дать?
- Мы слышим то, что хотим услышать
- Техники слушания
- Как слушать активно
- Полезные советы и рекомендации
- Путь в никуда
- Когда у страха глаза велики
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Как разговаривать по телефону?
- Обратите внимание!
- Верить — не верить?
- Я выбираю ключ к успеху!
- Рекомендации
- Я знаю, как нужно!
- Проверьте себя
- Обратите внимание!
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко
- Общие сведения
- Дыхательная гимнастика
- Обратите внимание!
- Рекомендации
- Статические упражнения Общие сведения
- Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
- Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
- Рекомендации
- Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- Рекомендации
- Упражнения для формирования навыков носового дыхания
- Дыхательные упражнения с движениями
- Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
- Рекомендации
- Рекомендации
- Глава 4 Разминка между делом
- Речь и осанка
- Мышечное расслабление
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Комплексная релаксационная гимнастика Упражнения для рук
- Упражнения для туловища
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи
- Упражнения для органов артикуляции
- Упражнения для голосового аппарата
- Обратите внимание!
- Глава 5 Тренируем речевые мышцы
- Общие сведения
- Рекомендации
- Тренировка мышц нижней челюсти
- Рекомендации
- Тренировка губ
- Тренировка мышц языка
- Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
- Упражнения для мимических мышц
- Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания Общие сведения
- Рекомендации
- Расслабление мышц шеи
- Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
- Расслабление мышц языка
- Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком
- Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями
- Общие сведения
- Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 8 Волшебный мир звуков
- Общие сведения
- Интонационные упражнения
- Методический комментарий
- Пуськи бятые
- Бармаглот
- Обратите внимание!
- Глава 9 Речь, ритм, движение
- Общие сведения
- Рекомендации
- Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи
- Рекомендации
- Глава 10 Тайны голоса
- Общие сведения
- Рекомендации
- Изолированное произношение гласных звуков
- Сочетание гласных звуков
- Работа над словами
- Работа над предложениями
- Методический комментарий
- Глава 11 Верный путь к хорошей речи
- Стихотворения
- Рекомендации
- Методический комментарий
- Руслан и Людмила
- Ты и вы
- Золотая рыбка
- О, весна, без конца и без краю...
- Родной язык
- Пожелания друзьям
- В жизни по-разному можно жить...
- Рекомендации
- Лебедь, Щука и Рак
- Чиж и Голубь
- Две подруги
- Свинья под Дубом
- Стрекоза и Муравей
- Рекомендации
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1. Лес и степь
- Текст 2. Какая бывает роса на траве
- Текст 3. Голубые тени
- Текст 4. Самое нужное слово
- Обратите внимание!
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Текст 9
- Текст 10
- Текст 11
- Текст 12
- Текст 13
- Текст 14
- Текст 15
- Текст 16
- Рекомендации
- Глава 12 Больше говорим друг с другом
- Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»
- Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении Задачи упражнений:
- Обратите внимание!
- Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка
- Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий
- Глава 15 Простые словесные игры
- Толкования
- Телепатия
- Словесный волейбол
- Найдите связь
- Микроновость
- Продолжение следует
- Бесконечное предложение
- Найди пару
- Спрятанные слова
- Заключение Добились успеха — сохраните и преумножьте свои достижения!
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Словарь-справочник
- Приложение 1 Список слов с разной длинойи разной ритмической структурой Двусложные
- Трехсложные
- Четырехсложные
- Пятисложные
- Шестисложные
- Семисложные
- Слова со стечением согласных
- Обратите внимание!
- Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения
- Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
- Правила чтения
- Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи
- Мороз, Красный нос
- Русалка
- Первая речь Демосфена
- Вторая речь Демосфена
- Диалоги
- Осеннее утро
- Под грибом
- Березовый лес
- Песня о Буревестнике
- Приложение 5 Тексты песен Дороги
- Степь да степь кругом
- Вечерний звон
- Песня о тревожной молодости
- Тонкая рябина
- Случайный вальс
- Приложение 6 о курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
- Обратите внимание!
- Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции Подготовительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Основной этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Заключительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Приложение 8 Интерпретация тестов Тест 1. Приятно ли с вами общаться?
- Тест 2. Коммуникабельны ли вы?
- Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?