logo
Коррекция заикания Поварова

Словесный волейбол

Играющие встают в круг с каким-нибудь легким предметом: мягкой игрушкой, мячом. Игра напоминает пляжный волейбол: предмет перекидывается из рук в руки. Бросая его, играющий должен назвать какое-нибудь слово, связанное по смыслу с предыдущим («полученным» вместе с предметом). Играть можно «на вылет»: тот, кто замешкался, выбывает из игры.

Живой словарь

Каждому играющему по очереди дается 60 секунд для того, чтобы произнести как можно больше похожих по какому-нибудь признаку слов подряд, например слов с одинаковыми начальными или конечными буквами. Кто замешкается с ответом, выбывает из игры.

Секретный признак

Играют вдвоем. Каждый задумывает какой-нибудь смысловой признак и подбирает к нему пять слов. Листок с записанными словами передается сопернику, который должен отгадать ключевое слово. Догадки высказываются до тех пор, пока кто-нибудь из соперников первым не назовет правильный ответ. Игра тем интереснее, чем необычнее задуманный смысловой признак.

Лишнее слово

Эта игра очень похожа на предыдущую. Отличие в том, что в наборе из пяти слов лишь четыре объединены смысловым признаком, а пятое «чужое», лишенное этого признака. Требуется определить, какое слово лишнее и почему. Можно ограничить время обдумывания двумя-тремя минутами.

Задание. Найдите по одному лишнему слову в каждой цепочке.

ножницы трактор

пуговица дом

катушка картина

иголка плотина

нитка река

Да — нет

Один из играющих задумывает слово-понятие. Отгадывающие задают наводящие вопросы, они могут спрашивать обо всем, кроме буквенного состава слова. Загадавший обязан отвечать только «да» или «нет». Когда слово определено, другое предлагает следующий игрок.

Веселая чепуха

Называют одну из букв алфавита, с которой начинается много слов. За пять минут нужно написать как можно более длинный текст из грамматически правильных предложений, все слова которого начинаются с заданной буквы.

Например: «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж».

Школа начинающих литераторов

Задается существительное (существительные) из четырех и более букв. Нужно придумать как можно больше фраз, первые буквы слов которых и составляют заданное слово. Это не обязательно должны быть законченные предложения, годятся любые грамматически правильные словосочетания.

Например: Знание — сила. «Золотом налитой апельсин нежно искрится. Еще секунда — и лопнет аккуратненько».

Метаграммы

Задаются два четырехбуквенных слова (например, сено и ноль). Нужно выстроить между ними цепочку слов, то есть перейти от одного слова к другому, меняя в каждом следующем слове только одну букву.

Например: сено село соло соль ноль.

Задание. Постройте цепочку слов между словами муха и слон.

Подстановки

Ведущий придумывает текст самого обычного, бытового содержания. Перед каждым существительным оставляет пробел. Играющие по очереди называют любые прилагательные, которые вписываются на пустые места в тексте. Когда все слова будут снабжены определениями, текст читают вслух.

Сказка наоборот

Необходимо восстановить обратный ход повествования: сочинить сказку наоборот, то есть с конца.

Например: «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец. И женился Иван на Марье-царевне и стал править царством. Тут устроили пир на весь мир». И так до начала сказки.

Слово наизнанку

Ведущий называет какое-нибудь слово. Необходимо мысленно представить, как это слово читается с конца, и произнести полученный перевертыш.

Например: роза азор, телефон нофелет, телеграф фаргелет.

Перевертыш

Ведущий задумывает какое-нибудь слово и записывает на доске все составляющие его буквы в произвольном порядке. Сколько раз буква встречается в слове, столько раз ее и надо написать. Необходимо восстановить правильную последовательность букв.

Если под рукой окажутся карточки или фишки с написанными на них отдельными буквами, советуем ими воспользоваться: легче будет перемешивать буквы, уменьшится вероятность ошибки.

Докучные сказки

Докучные сказки — это бесконечные сказки, их можно рассказывать, подшучивая над товарищами, до тех пор, пока не надоест. Разыграйте окружающих.

Летела сова —

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На березу села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березу села...

(И так без конца!)

Жила-была бабка

У самой речки.

И захотела бабка

Искупаться в речке.

Купила бабка

Себе мочало.

Эх, как сказка хороша —

Начну с начала!

Жила-была бабка...

Стоит град пуст,

А во граде куст.

Под кустом сидит старец,

У него в руках косой заяц.

А у зайца во рту сало.

Не начать ли сначала?

Стоит град...

Во бочке журавль да кулик.

Во лужочке старушка и старик.

Накосили стожок сенца

И поставили у крыльца.

Не сказать ли сказочку опять с конца?

Во бочке...

* * *

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

* * *

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

* * *

— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Скажи.

— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Скажи.

— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

* * *

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Расскажи.

— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Не надо.

Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? — и т.д.

* * *

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки...

— Ну вот, поманил1, а не рассказываешь!

— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

* * *

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

(Из русского фольклора)