Работа над словами
Слово — основная единица речевого общения. Нередко одно слово заменяет целое предложение.
Гласные звуки в слове произносятся с различной высотой тона, что придает слову особую музыкальную выразительность. Так, ударные слоги произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса. Это дает возможность через устную речь лучше передать чувства и мысли. Поэтому необходимо тщательно тренироваться в овладении элементами слова. Правила произнесения остаются прежними: мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулируя каждый звук.
Упражнение 1
Слитное произнесение только гласных звуков слова (контура слова) с сохранением естественной интонации слова. Ударный звук должен звучать громче и длительнее, чем остальные гласные в слове.
• Произнесите контур слова, начинающегося с ударного йотированного звука (односложного, двусложного, трехсложного, четырехсложного), и само слово.
Образец:
я — яд яа — яма яеа — ябеда
яд якорь яростный
як ящик ягода
яр ялик яблоко
юг юный юноша
ют юность юбочка
юз юбка Юрмала
ель елка ежиться
ерш ежик ельничек
еж ершик ехали
• Произнесите таким же образом слова, начинающиеся с ударных гласных а, о, у, э, и.
уж атлас амплуа
ум автор Австрия
ил эпос этика
альт экспорт опера
он осы озеро
икс утро удочка
ад утка издали
ас ива изгородь
• Аналогично произнесите слова, начинающиеся с согласного, с ударением на первом слоге.
груз труд | сахар голубь | вылазка жалоба | проволока жаворонок |
кот | будка | замысел | заморозки |
ром сыр | барин диктор | ласточка мимика | слушательница набережная |
• Произнесите слова, начинающиеся с гласных и согласных звуков, с ударением на 2-м, 3-м, 4-м слогах. Ясно выделяйте ударный гласный звук.
Например:
а я а — зарядка
и и у — институт
интерес акцент
кино стекло
трамплин мануфактура
календарь универмаг
Составьте по этому принципу списки слов и отрабатывайте упражнение.
Упражнение 2
Произнесите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово.
ария — ария — ария
амплуа — амфора — астра
удар — урон — урок
отделение — операция — окулист
юмореска — юмористка — юмористы
Особое внимание обратите на экономное расходование воздуха и правильное выделение ударного гласного звука.
Упражнение 3
Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова.
Например: | вести — | вести |
|
|
| молодец |
| плачу | отрезать |
| хлопок |
| стоит | глазки |
| мука |
| гвоздики | ледник |
| замок |
| мало | девица |
| жила |
| компас | вычитать |
| полки |
| атлас | кружки |
| выкупать орган отзыв трусы |
| электрик стрелки клубы парить | духи пироги община засыпать |
Упражнение 4
Произнесите слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу и слитность, с четким выделением ударного слога.
морозостойкий естественнонаучный
высокоурожайный сложноподчиненный
жаропонижающий металлорежущий
огнеупорный малоупотребительный
нефтеперегонный свежекопченый
самолетостроительный сильнодействующий
деревообрабатывающий дикорастущий
народнохозяйственный животрепещущий
правобережный научно-фантастический
среднеазиатский дальневосточный
Упражнение 5
Произнесите слитно на одном выдохе четыре слова, исключив лишнее по тематике.
Грабеж, пропажа, поджог, землетрясение, нападение.
Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Лист, почка, кора, дерево, сук.
Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.
Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
Минута, секунда, час, вечер, сутки.
Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.
Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
Упражнение 6
Произнесите слова с опорой на гласные звуки («с прорывом»), оживляя в сознании называемый предмет.
Например:
Д-о-м! С-о-лнце! Дисцип-ли-на! А-ле-нуш-ка! Ка-те-ри-на!
Э-во-лю-ци-я! Напра-во! Кру-гом! Ша-гом марш!
Упражнение 7
Продолжите ряды слов.
Говорить — взволнованно (ласково, насмешливо, тихо, раздраженно и т.д.).
Слушать — доброжелательно (доверчиво, одобрительно, внимательно и т.д.).
Голос — бархатный (детский, высокий, глухой, грубый, звучный, сильный, пронзительный и т.д.).
Взгляд — оживленный (лукавый, пристальный, прямой и т.д.).
Речь — плавная (выразительная, эмоциональная, внятная и т.д.).
Упражнение 8
Подберите глаголы, характеризующие способ произношения. Составьте словосочетания.
Например: ответил лаконично.
Пролепетал... спросил... закричал... усомнился... проворчал... простонал... затараторил... заорал... прошептал... воскликнул... и т.д.
- Поварова и.А.
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91
- Предисловие
- От автора
- Глава 1 Работаем над проблемой
- Общие представления о заикании
- Причины и проявления заикания
- Современные методы коррекции заикания
- Как достичь цели
- Методический комментарий
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 2 Секреты общения
- Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
- Коммуникативные качества речи
- Улетная тусовка
- Предварительная подготовка и начало общения
- Рекомендации
- Проблема контакта
- Рекомендации
- Стиль ведения беседы
- Рекомендации
- «До свидания, было приятно побеседовать...» Ведение беседы
- Завершение общения
- Что такое умение слушать и что оно может вам дать?
- Мы слышим то, что хотим услышать
- Техники слушания
- Как слушать активно
- Полезные советы и рекомендации
- Путь в никуда
- Когда у страха глаза велики
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Как разговаривать по телефону?
- Обратите внимание!
- Верить — не верить?
- Я выбираю ключ к успеху!
- Рекомендации
- Я знаю, как нужно!
- Проверьте себя
- Обратите внимание!
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко
- Общие сведения
- Дыхательная гимнастика
- Обратите внимание!
- Рекомендации
- Статические упражнения Общие сведения
- Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
- Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
- Рекомендации
- Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- Рекомендации
- Упражнения для формирования навыков носового дыхания
- Дыхательные упражнения с движениями
- Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
- Рекомендации
- Рекомендации
- Глава 4 Разминка между делом
- Речь и осанка
- Мышечное расслабление
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Комплексная релаксационная гимнастика Упражнения для рук
- Упражнения для туловища
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи
- Упражнения для органов артикуляции
- Упражнения для голосового аппарата
- Обратите внимание!
- Глава 5 Тренируем речевые мышцы
- Общие сведения
- Рекомендации
- Тренировка мышц нижней челюсти
- Рекомендации
- Тренировка губ
- Тренировка мышц языка
- Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
- Упражнения для мимических мышц
- Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания Общие сведения
- Рекомендации
- Расслабление мышц шеи
- Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
- Расслабление мышц языка
- Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком
- Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями
- Общие сведения
- Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 8 Волшебный мир звуков
- Общие сведения
- Интонационные упражнения
- Методический комментарий
- Пуськи бятые
- Бармаглот
- Обратите внимание!
- Глава 9 Речь, ритм, движение
- Общие сведения
- Рекомендации
- Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи
- Рекомендации
- Глава 10 Тайны голоса
- Общие сведения
- Рекомендации
- Изолированное произношение гласных звуков
- Сочетание гласных звуков
- Работа над словами
- Работа над предложениями
- Методический комментарий
- Глава 11 Верный путь к хорошей речи
- Стихотворения
- Рекомендации
- Методический комментарий
- Руслан и Людмила
- Ты и вы
- Золотая рыбка
- О, весна, без конца и без краю...
- Родной язык
- Пожелания друзьям
- В жизни по-разному можно жить...
- Рекомендации
- Лебедь, Щука и Рак
- Чиж и Голубь
- Две подруги
- Свинья под Дубом
- Стрекоза и Муравей
- Рекомендации
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1. Лес и степь
- Текст 2. Какая бывает роса на траве
- Текст 3. Голубые тени
- Текст 4. Самое нужное слово
- Обратите внимание!
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Текст 9
- Текст 10
- Текст 11
- Текст 12
- Текст 13
- Текст 14
- Текст 15
- Текст 16
- Рекомендации
- Глава 12 Больше говорим друг с другом
- Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»
- Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении Задачи упражнений:
- Обратите внимание!
- Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка
- Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий
- Глава 15 Простые словесные игры
- Толкования
- Телепатия
- Словесный волейбол
- Найдите связь
- Микроновость
- Продолжение следует
- Бесконечное предложение
- Найди пару
- Спрятанные слова
- Заключение Добились успеха — сохраните и преумножьте свои достижения!
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Словарь-справочник
- Приложение 1 Список слов с разной длинойи разной ритмической структурой Двусложные
- Трехсложные
- Четырехсложные
- Пятисложные
- Шестисложные
- Семисложные
- Слова со стечением согласных
- Обратите внимание!
- Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения
- Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
- Правила чтения
- Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи
- Мороз, Красный нос
- Русалка
- Первая речь Демосфена
- Вторая речь Демосфена
- Диалоги
- Осеннее утро
- Под грибом
- Березовый лес
- Песня о Буревестнике
- Приложение 5 Тексты песен Дороги
- Степь да степь кругом
- Вечерний звон
- Песня о тревожной молодости
- Тонкая рябина
- Случайный вальс
- Приложение 6 о курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
- Обратите внимание!
- Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции Подготовительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Основной этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Заключительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Приложение 8 Интерпретация тестов Тест 1. Приятно ли с вами общаться?
- Тест 2. Коммуникабельны ли вы?
- Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?