Методический комментарий
♦ Чистоговорки и пословицы предназначены для преодоления трудных сочетаний отдельных звуков и слогов.
♦ Данный речевой материал (см. также приложение 2) используйте при работе над интонационной выразительностью речи, при отработке вопросно-ответной формы предложений. Одну и ту же фразу рекомендуется произносить с вопросительной, утвердительной, утвердительно-назидательной интонацией и т.д.
Упражнение 4
Продолжите предложения, произносите их плавно, интонационно выразительно.
Я рад, что...
Я доволен, что...
Я счастлив, что...
Я уверен, что...
Я думаю, что...
Я знаю, что...
Я понимаю, что...
Мне грустно, потому что...
Мне трудно, потому что...
Мне интересно, потому что...
Хорошо, что...
Плохо, что...
Жаль, что...
Казалось, что...
Оказалось, что...
Слышно, как...
Я видел своими глазами, как...
Самый главный способ общения людей — это...
Речь одного человека — это...
Речь двух людей — это...
Упражнение 5
Произносите каждое предложение слитно, на плавном выдохе, изменяйте интонационную окраску высказывания.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
Черепаха ползет.
Черепаха ползет по земле.
Маленькая черепаха ползет по земле.
Дует ветер.
Дует холодный ветер.
Дует холодный порывистый ветер.
Дует холодный порывистый северный ветер.
Сегодня дует холодный порывистый северный ветер.
Весь день сегодня дует холодный порывистый северный ветер.
Составьте предложения аналогично предложенному образцу, произносите возрастающее количество слов на плавном выдохе.
Упражнение 6
Предлагаемые здесь фразы длиннее и сложнее по содержанию, чем предыдущие. Фраза разделена по смыслу на отрезки (речевые такты). Работу со сложными предложениями начинайте с фраз, в которых встречается одна пауза.
Задание
• Прочитайте предложения.
• Расставьте паузы и отработайте фразы.
• Между предложениями выдерживайте паузы более длительные, чем в середине фразы.
• Следите за слитностью и дыханием.
Без наук, / как без рук. //
Была бы охота, заладится всякая работа.
Откладывай безделье, но не откладывай дело.
Не бойся тяжелого труда, бойся пустых разговоров.
Кто словом скор, тот на деле не спор.
Уж совсем стемнело, / и начинало холодать. //
Малина росла так высоко, что заглядывала к нам в окна.
Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.
Моя мечта — говорить выразительно и красиво.
Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна.
Слово отражает мысль: / непонятна мысль / — непонятно и слово. //
О людях надо судить по тому, / сколько и как / они в жизни сделали. //
Луна сияла, / июльская ночь была тиха, / изредка подымался ветерок, / и легкий шорох / пробегал по всему саду. //
Море выло, / швыряло большие, тяжелые волны / на прибрежный песок, / разбивало их в брызги и пену. //
Над речью надо много / и очень долго работать, / чтобы она была доходчивой, / выразительной и красивой. //
Упражнение 7
Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания.
Как обрадовали / его успехи / друга!
Как обрадовали его / успехи друга!
После ухода учителя / в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс / принесли журнал.
У нас / с братом беда.
У нас с братом / беда.
Упражнение 8
Определите варианты прочтения следующих фраз. Правильно расставьте паузы.
Поездку отложить нельзя выезжать.
Детей отправьте вечером встретим.
На утес одинокий орел садится.
Резать нельзя лечить.
Упражнение 9
Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.
Что, болит? — Что болит?
Ну что, споем? — Ну, что споем?
Как вы закончили? — Как, вы закончили?
Дайте мне другую, новую книгу.
Дайте мне другую новую книгу.
Я не видел брата, товарища и его сестру.
Я не видел брата товарища и его сестру.
Женя чувствовала, что сестра просто так не уступит.
Женя, чувствовала сестра, просто так не уступит.
Упражнение 10
Прочитайте предложения, исправив ошибки.
Клади волку палец в зубы.
Учи рыбу плавать.
Собака на сене: сама ест и другим дает.
По воробьям из пушки стреляют.
Откладываем до завтра то, что можно сделать сегодня.
Пашню пашут — руками машут.
Далеко глядят — под носом видят.
Победит тот, кто дрогнет.
Кто работает, тот скучает.
Упражнение 11
Продолжите фразеологизмы.
Дрожит как ...........
катается как ...........
выводить на ...........
держать в ...........….
поразить как ...........
вариться в ...........…
Сидеть ..............…...
знать как …..............
Упражнение 12
Подберите к фразеологизмам синонимичные фразеологические сочетания.
Кот наплакал — с гулькин нос, . . .
Во всю прыть — . . . . . . . . . . . . . . .
В тот же миг — . . . . . . . . . . . . . . . .
Видимо-невидимо — . . . . . . . . . . .
Упражнение 13
Вычеркните «четвертый лишний», объясните почему.
1. Хоть пруд пруди
Кот наплакал
Тьма-тьмущая
Яблоку негде упасть
2. Во все лопатки
Сломя голову
Черепашьими шагами
В мгновенье ока
3. Слово в слово
Тютелька в тютельку
Вилами на воде написано
Комар носа не подточит
4. Попасть впросак
Попасть на седьмое небо
Попасть в переделку
Попасть в переплет
Упражнение 14
Объясните, что означают эти выражения. Можно ли так говорить? Прямые это значения слов или переносные? Придумайте предложения с этими словосочетаниями.
Брать на прицел — . . . . . . . . . . . . . .
Закидывать удочку — . . . . . . . . . . .
Через час по чайной ложке — . . . . .
Играть первую скрипку — . . . . . . . .
Петь с чужого голоса — . . . . . . . . . .
Открывать Америку — . . . . . . . . . . .
Ждать у моря погоды — . . . . . . . . . .
Попасть в ловушку — . . . . . . . . . . . .
Закусить удила — . . . . . . . . . . . . . . .
Сгущать краски — . . . . . . . . . . . . . . .
Ход конем — . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Упражнение 15
Перед вами английская считалка. В этом тексте отсутствуют абзацы и — частично — знаки препинания. Прочтите, выделяя абзацы и знаки препинания.
Можно войти сэр? Нет сэр. Отчего сэр? Я простужен сэр. Где вы простудились сэр? На северном полюсе сэр. А что вы там делали сэр? Ловил медведей сэр. И много поймали сэр? Одного двух трех четырех сэр.
Упражнение 16
Продолжите ряды прилагательных.
Цвет: белый, . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вкус: сладкий , . . . . . . . . . . . . . . . . .
Размер: большой, . . . . . . . . . . . . . . .
Температура: холодный, . . . . . . . . .
Качество характера: добрый, . . . . .
Упражнение 17
Замените прилагательные подходящими синонимами.
Высокий человек, . . . . . . . . . . . . . .
Высокий дом, . . . . . . . . . . . . . . . . .
Высокий урожай, . . . . . . . . . . . . . .
Высокий голос, . . . . . . . . . . . . . . . .
Высокая культура . . . . . . . . . . . . . .
Высокий стиль, . . . . . . . . . . . . . . . .
Высокие гости, . . . . . . . . . . . . . . . .
Свежий воздух, . . . . . . . . . . . . . . . .
Свежий ветер, . . . . . . . . . . . . . . . . .
Свежий хлеб, . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Свежий огурец, . . . . . . . . . . . . . . . .
Упражнение 18
Помня о том, что предложение — это связанные между собою по смыслу, грамматически и пунктуационно слова, при помощи которых люди передают друг другу мысли и чувства, разделите предложения знаками препинания.
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки
тетрадки
всегда содержатся в порядке.
Упражнение 19
Поздоровайтесь:
— со своим другом,
— со знакомым,
— с преподавателем,
— с директором школы.
(По каждой ситуации найдите не менее 5 вариантов, с условием, что они не будут повторяться.)
Упражнение 20
Взять какое-то предложение. («Человек быстро идет по улице».) Передать смысл предложения другими словами. («Юноша передвигался по улице удивительно быстро».) Придумайте наибольшее количество подобных выражений.
- Поварова и.А.
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91
- Предисловие
- От автора
- Глава 1 Работаем над проблемой
- Общие представления о заикании
- Причины и проявления заикания
- Современные методы коррекции заикания
- Как достичь цели
- Методический комментарий
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 2 Секреты общения
- Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
- Коммуникативные качества речи
- Улетная тусовка
- Предварительная подготовка и начало общения
- Рекомендации
- Проблема контакта
- Рекомендации
- Стиль ведения беседы
- Рекомендации
- «До свидания, было приятно побеседовать...» Ведение беседы
- Завершение общения
- Что такое умение слушать и что оно может вам дать?
- Мы слышим то, что хотим услышать
- Техники слушания
- Как слушать активно
- Полезные советы и рекомендации
- Путь в никуда
- Когда у страха глаза велики
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Как разговаривать по телефону?
- Обратите внимание!
- Верить — не верить?
- Я выбираю ключ к успеху!
- Рекомендации
- Я знаю, как нужно!
- Проверьте себя
- Обратите внимание!
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко
- Общие сведения
- Дыхательная гимнастика
- Обратите внимание!
- Рекомендации
- Статические упражнения Общие сведения
- Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
- Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
- Рекомендации
- Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- Рекомендации
- Упражнения для формирования навыков носового дыхания
- Дыхательные упражнения с движениями
- Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
- Рекомендации
- Рекомендации
- Глава 4 Разминка между делом
- Речь и осанка
- Мышечное расслабление
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Комплексная релаксационная гимнастика Упражнения для рук
- Упражнения для туловища
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи
- Упражнения для органов артикуляции
- Упражнения для голосового аппарата
- Обратите внимание!
- Глава 5 Тренируем речевые мышцы
- Общие сведения
- Рекомендации
- Тренировка мышц нижней челюсти
- Рекомендации
- Тренировка губ
- Тренировка мышц языка
- Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
- Упражнения для мимических мышц
- Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания Общие сведения
- Рекомендации
- Расслабление мышц шеи
- Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
- Расслабление мышц языка
- Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком
- Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями
- Общие сведения
- Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 8 Волшебный мир звуков
- Общие сведения
- Интонационные упражнения
- Методический комментарий
- Пуськи бятые
- Бармаглот
- Обратите внимание!
- Глава 9 Речь, ритм, движение
- Общие сведения
- Рекомендации
- Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи
- Рекомендации
- Глава 10 Тайны голоса
- Общие сведения
- Рекомендации
- Изолированное произношение гласных звуков
- Сочетание гласных звуков
- Работа над словами
- Работа над предложениями
- Методический комментарий
- Глава 11 Верный путь к хорошей речи
- Стихотворения
- Рекомендации
- Методический комментарий
- Руслан и Людмила
- Ты и вы
- Золотая рыбка
- О, весна, без конца и без краю...
- Родной язык
- Пожелания друзьям
- В жизни по-разному можно жить...
- Рекомендации
- Лебедь, Щука и Рак
- Чиж и Голубь
- Две подруги
- Свинья под Дубом
- Стрекоза и Муравей
- Рекомендации
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1. Лес и степь
- Текст 2. Какая бывает роса на траве
- Текст 3. Голубые тени
- Текст 4. Самое нужное слово
- Обратите внимание!
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Текст 9
- Текст 10
- Текст 11
- Текст 12
- Текст 13
- Текст 14
- Текст 15
- Текст 16
- Рекомендации
- Глава 12 Больше говорим друг с другом
- Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»
- Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении Задачи упражнений:
- Обратите внимание!
- Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка
- Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий
- Глава 15 Простые словесные игры
- Толкования
- Телепатия
- Словесный волейбол
- Найдите связь
- Микроновость
- Продолжение следует
- Бесконечное предложение
- Найди пару
- Спрятанные слова
- Заключение Добились успеха — сохраните и преумножьте свои достижения!
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Словарь-справочник
- Приложение 1 Список слов с разной длинойи разной ритмической структурой Двусложные
- Трехсложные
- Четырехсложные
- Пятисложные
- Шестисложные
- Семисложные
- Слова со стечением согласных
- Обратите внимание!
- Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения
- Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
- Правила чтения
- Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи
- Мороз, Красный нос
- Русалка
- Первая речь Демосфена
- Вторая речь Демосфена
- Диалоги
- Осеннее утро
- Под грибом
- Березовый лес
- Песня о Буревестнике
- Приложение 5 Тексты песен Дороги
- Степь да степь кругом
- Вечерний звон
- Песня о тревожной молодости
- Тонкая рябина
- Случайный вальс
- Приложение 6 о курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
- Обратите внимание!
- Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции Подготовительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Основной этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Заключительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Приложение 8 Интерпретация тестов Тест 1. Приятно ли с вами общаться?
- Тест 2. Коммуникабельны ли вы?
- Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?