Рекомендации
♦ Примените систему эффективных упражнений для снятия напряжения. Научитесь расслабляться и успокаиваться.
♦ Потренируйтесь дома перед выступлением. Представьте себе любое состояние, в котором вы максимально спокойны и контролируете ситуацию. Вспомните какой-нибудь эпизод или ситуацию из своей жизни, когда продуманное и уверенное речевое поведение помогло вам решить важный вопрос или достойно выйти из острой ситуации. Вызовите это состояние в памяти и постарайтесь вызвать снова и снова. То же самое упражнение сделайте перед началом доклада.
♦ Сконцентрируйтесь на достижении положительной цели и ни одной-единственной мысли не расходуйте на прошлые неудачи.
♦ Не бойтесь заранее негативных последствий своего выступления. Выработайте правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: аудитория редко бывает враждебно настроенной. Вместо этого постарайтесь представить максимально неправдоподобную ситуацию, доведенную до абсурда: вас выгоняют из зала под свист окружающих, а в спину вам летит текст злополучного доклада. Поскольку этого точно не случится, вам уже станет легче. Остальное не так уж и страшно.
♦ Если волнение не проходит, постарайтесь выступить первым: чем меньше время ожидания, тем меньше страха.
♦ Представьте свой успех, внимательную аудиторию, улыбку на своем лице, себя, уверенно и убежденно говорящего. Сосредоточьтесь на том, чтобы выглядеть раскованно.
♦ Перед выступлением представьте, что вы уже закончили доклад и спускаетесь с трибуны, — вам станет спокойнее. Скажите себе: «Через двадцать минут все закончится». Вы почувствуете облегчение. Расслабьтесь, избегайте любого возбуждения. Не расходуйте энергию до выступления.
♦ Ознакомьтесь с помещением, где вам предстоит выступать. Необходимо знать заранее, будете ли вы выступать на сцене, у специального столика или просто среди публики.
♦ Если вы уверены в себе, то лучше выступать стоя, тогда доклад воспринимается более зрелищно и значительно. Но если контроль над собой дается вам с трудом, лучше присесть за стол: тело обретет твердую опору, а доклад примет немного камерный характер. Примите свободную, ненапряженную позу.
♦ Анализируйте своего предполагаемого собеседника или аудиторию. Чувствуйте его настроение. Определите, что ожидает от вас аудитория и что вы хотите до нее донести (предмет и цель выступления). Соотнесите отбираемую для разговора, выступления информацию с уже имеющейся в сознании собеседника, слушателей. Если почувствуете, что идет повторение, корректируйте речь, иначе она не будет вызывать интереса. Чем точнее вы составите информационно-социальный портрет собеседника, тем полнее будет взаимопонимание.
♦ Выясните, насколько продолжительная речь от вас ожидается. Уточните, будет ли после сообщения отведено время для ответов на вопросы слушателей и входит ли это время в общее время вашего выступления.
♦ Перед выступлением сосредоточьтесь. Определите конкретную тему сообщения, подберите информацию по интересующей вас проблеме, обработайте ее, обдумайте план выступления, основные положения и выводы.
♦ Выстраивайте свои идеи в логической последовательности, причем каждая мысль должна естественным образом вытекать из предыдущей и подчеркивать общий смысл речи.
♦ Строго придерживайтесь темы выступления. Речь должна быть как можно более короткой. Выражайте свои мысли простыми словами и короткими предложениями, чтобы текст речи был ясным, сжатым и соответствовал теме. Когда вы пишете речь, попробуйте произносить предложения вслух, чтобы проверить, как они звучат.
♦ Разделите свое выступление на три части: вступление, основная часть и заключение. В порядке важности первым идет вступление, вторым — заключение, а третьим — основная часть.
♦ Говорите о том, что волнует слушателей. Отбрасывайте материал, который не подходит для данной аудитории.
♦ Используйте в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также факты, которые заставили бы аудиторию сопереживать, сочувствовать.
♦ Выбирайте яркие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (яркие сравнения, меткие словосочетания).
♦ При необходимости используйте ссылки на известных аудитории специалистов.
♦ Вовлекайте слушателей в обсуждение проблемы, обдумывание идей, предложений. Наиболее важные мысли выделяйте изменением темпа речи и тона голоса.
♦ Периодически используйте в речи выражения: «Обратите внимание на...», «Представьте себе, что...», «В прошлый раз мы пришли к выводу, что...».
♦ Чаще формулируйте вопросы, обращенные к слушателям. Лучше начинать вопросы словами «почему?», «в чем причина?», «согласны ли вы?».
♦ Используйте жесты для придания словам большей эмоциональности. Избегайте резких движений, суетливых взмахов руками и однообразия.
♦ Установите контакт глаз с дружелюбными лицами, и в те моменты, когда вам будет необходима моральная поддержка, взглядом обращайтесь именно к ним.
♦ Помните, что тон голоса иногда важнее, чем слова. Говорите эмоционально, даже если вы не хотите выразить больше, чем сказано словами. Никто не ждет от вас, чтобы вы драматически расцвечивали свое выступление, достаточно того, чтобы интонации, скорость и тон вашей речи соответствовали ее смыслу.
♦ Следует говорить достаточно громко, чтобы быть услышанным. Однако относительно негромкая речь, когда публика должна прислушиваться, чтобы уловить каждое ваше слово, может стать приемом, обеспечивающим максимальное внимание аудитории. Но не говорите слишком тихо — слушатели воспримут это как признак нервозности.
♦ Стремитесь излагать свои аргументы четко, сведя до минимума паузы и междометия («хм», «э-э-э»). Это сделает вашу речь более убедительной.
♦ Вам задали вопрос? Не впадайте в панику. На секунду расслабьтесь и скажите себе, что вы справитесь с ответом. Не стесняйтесь честно признать, что не знаете ответа на трудный или неуместный вопрос. Мягко выразите несогласие с ложным утверждением. В подходящее время прекратите прием вопросов — вежливо, но решительно, поблагодарив аудиторию улыбкой.
♦ Будьте восприимчивы к реакции на ваше выступление. Прислушивайтесь к мнению окружающих и вникайте в то, что они говорят.
♦ Окидывайте взглядом зал во время выступления. Полезно следить за тем, какое впечатление производит ваше сообщение. Слушатели пристально наблюдают за выступающим и, если они увлечены выступлением, непрерывно подают сигналы, показывающие это (кивки, междометия, легкие наклоны корпуса вперед и т.д.). Если вы почувствовали, что слушатели с каким-то положением не соглашаются, имеют уже сложившееся мнение, готовьтесь к тому, что ваши слова вызовут активную речевую обратную связь. Продумайте дополнительную аргументацию и излагайте эту информацию дискуссионно. Приводите примеры, аналогии, цитаты. Это облегчит слушателям понимание ваших слов. Следовательно, чтобы понять, как воспринимает информацию ваш собеседник(и), проявляйте проницательность: фиксируйте внешние признаки и делайте соответствующие выводы, корректируйте взаимодействие и достигайте того, к чему стремитесь.
♦ Практикуйтесь, но не в день своего выступления. Важно заранее отрепетировать свою речь, чтобы чувствовать себя уверенным в том, что совершенно освоили ее содержание. Отшлифуйте фразы, выделяя голосом смысловые акценты. Запишите речь на магнитофон. Самостоятельно и критически оцените выступление.
♦ Представьте себя слушателем своей же речи, взгляните как бы со стороны на излагаемый материал. И по каждому положению, факту, примеру придирчиво определяйте, что бы вы сами спросили у выступающего. Заранее заготовьте краткие ответы на прогнозируемые вопросы, реплики, суждения. На остальные отвечайте импровизированно или мотивированно уклонитесь от ответа. Держитесь спокойно, отвечайте лаконично и уверенно.
♦ Смелее отстаивайте свою точку зрения, вступайте в дискуссию, спор, но без ущерба изложению основного материала.
♦ Работайте над своей речью до тех пор, пока не будете убеждены в том, что речь хороша и вы знаете ее назубок. Репетируйте многократно.
♦ Планируйте, как вы будете выглядеть. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху.
- Поварова и.А.
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91
- Предисловие
- От автора
- Глава 1 Работаем над проблемой
- Общие представления о заикании
- Причины и проявления заикания
- Современные методы коррекции заикания
- Как достичь цели
- Методический комментарий
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 2 Секреты общения
- Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
- Коммуникативные качества речи
- Улетная тусовка
- Предварительная подготовка и начало общения
- Рекомендации
- Проблема контакта
- Рекомендации
- Стиль ведения беседы
- Рекомендации
- «До свидания, было приятно побеседовать...» Ведение беседы
- Завершение общения
- Что такое умение слушать и что оно может вам дать?
- Мы слышим то, что хотим услышать
- Техники слушания
- Как слушать активно
- Полезные советы и рекомендации
- Путь в никуда
- Когда у страха глаза велики
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Как разговаривать по телефону?
- Обратите внимание!
- Верить — не верить?
- Я выбираю ключ к успеху!
- Рекомендации
- Я знаю, как нужно!
- Проверьте себя
- Обратите внимание!
- Глава 3 Дышим правильно — говорим легко
- Общие сведения
- Дыхательная гимнастика
- Обратите внимание!
- Рекомендации
- Статические упражнения Общие сведения
- Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
- Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
- Рекомендации
- Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- Рекомендации
- Упражнения для формирования навыков носового дыхания
- Дыхательные упражнения с движениями
- Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха
- Рекомендации
- Рекомендации
- Глава 4 Разминка между делом
- Речь и осанка
- Мышечное расслабление
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Комплексная релаксационная гимнастика Упражнения для рук
- Упражнения для туловища
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи
- Упражнения для органов артикуляции
- Упражнения для голосового аппарата
- Обратите внимание!
- Глава 5 Тренируем речевые мышцы
- Общие сведения
- Рекомендации
- Тренировка мышц нижней челюсти
- Рекомендации
- Тренировка губ
- Тренировка мышц языка
- Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
- Упражнения для мимических мышц
- Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания Общие сведения
- Рекомендации
- Расслабление мышц шеи
- Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания
- Расслабление мышц языка
- Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком
- Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями
- Общие сведения
- Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 8 Волшебный мир звуков
- Общие сведения
- Интонационные упражнения
- Методический комментарий
- Пуськи бятые
- Бармаглот
- Обратите внимание!
- Глава 9 Речь, ритм, движение
- Общие сведения
- Рекомендации
- Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи
- Рекомендации
- Глава 10 Тайны голоса
- Общие сведения
- Рекомендации
- Изолированное произношение гласных звуков
- Сочетание гласных звуков
- Работа над словами
- Работа над предложениями
- Методический комментарий
- Глава 11 Верный путь к хорошей речи
- Стихотворения
- Рекомендации
- Методический комментарий
- Руслан и Людмила
- Ты и вы
- Золотая рыбка
- О, весна, без конца и без краю...
- Родной язык
- Пожелания друзьям
- В жизни по-разному можно жить...
- Рекомендации
- Лебедь, Щука и Рак
- Чиж и Голубь
- Две подруги
- Свинья под Дубом
- Стрекоза и Муравей
- Рекомендации
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 1. Лес и степь
- Текст 2. Какая бывает роса на траве
- Текст 3. Голубые тени
- Текст 4. Самое нужное слово
- Обратите внимание!
- Текст 1
- Текст 2
- Текст 3
- Текст 4
- Текст 5
- Текст 6
- Текст 7
- Текст 8
- Текст 9
- Текст 10
- Текст 11
- Текст 12
- Текст 13
- Текст 14
- Текст 15
- Текст 16
- Рекомендации
- Глава 12 Больше говорим друг с другом
- Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»
- Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении Задачи упражнений:
- Обратите внимание!
- Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка
- Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий
- Глава 15 Простые словесные игры
- Толкования
- Телепатия
- Словесный волейбол
- Найдите связь
- Микроновость
- Продолжение следует
- Бесконечное предложение
- Найди пару
- Спрятанные слова
- Заключение Добились успеха — сохраните и преумножьте свои достижения!
- Рекомендации
- Обратите внимание!
- Словарь-справочник
- Приложение 1 Список слов с разной длинойи разной ритмической структурой Двусложные
- Трехсложные
- Четырехсложные
- Пятисложные
- Шестисложные
- Семисложные
- Слова со стечением согласных
- Обратите внимание!
- Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения
- Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
- Правила чтения
- Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи
- Мороз, Красный нос
- Русалка
- Первая речь Демосфена
- Вторая речь Демосфена
- Диалоги
- Осеннее утро
- Под грибом
- Березовый лес
- Песня о Буревестнике
- Приложение 5 Тексты песен Дороги
- Степь да степь кругом
- Вечерний звон
- Песня о тревожной молодости
- Тонкая рябина
- Случайный вальс
- Приложение 6 о курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях
- Обратите внимание!
- Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции Подготовительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Основной этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Заключительный этап Цели занятия
- Содержание занятия
- Приложение 8 Интерпретация тестов Тест 1. Приятно ли с вами общаться?
- Тест 2. Коммуникабельны ли вы?
- Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?