logo search
Коррекция заикания Поварова

Методический комментарий

Логическое ударение — «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.

Упражнение 21

Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

Всем известно: красна речь — слушанием.

Упражнение 22

Предлагаемые тексты разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.

Сказала тетя:

— Фи, футбол! (с пренебрежением)

Сказала мама:

— Фу, футбол! (с отвращением)

Сестра сказала:

— Ну, футбол! (разочарованно)

А я ответил:

— Во, футбол! (восторженно)

* * *

— Слезь со стула!

— Не хочу!

— Упадешь!

— Не упаду!

— Отойди!

— Не отойду!,.

— Приедешь?

— Не приеду!

— Придешь?

— Нет, не приду!

— Услышишь?

— Не услышу!

— Найдешь?

— Нет, не найду!

— Слезаешь?

— Не слезаю!

— Решаешь?

— Не решу!

— Мечтаешь?

— Не мечтаю!

— Молчишь?

— Нет, не молчу!

— Конфетку, может, хочешь?

— Нет! Да, хочу, хочу!

(А. Шибаев)

* * *

Яму копал?

— Копал.

— В яму упал?

— Упал.

— В яме сидишь?

— Сижу.

— Лестницу ждешь?

— Жду.

— Яма сыра?

— Сыра.

— Как голова?

— Цела.

— Значит, живой?

— Живой.

— Ну, я пошел домой.

* * *

— Спят ли волки?

— Спят, спят.

— Спят ли пчелки?

— Спят, спят.

— А лисички?

— Спят, спят.

— А синички?

— Спят, спят.

(А. Введенский)

* * *

— Кража! Кража! Кража! (тревожно)

— Грабят, братцы! (крик о помощи)

— Где же стража? (удивление)

— Что украли?

— Два пера!

— Безобразие с утра! (возмущение)

— Вы украли! (грозно)

— Мы не брали! (протест)

— Крали! Крали! Брали! Брали! (утверждение)

Это я грачиный крик

Перевел на наш язык.

(А. Шабанов)

* * *

Бабка охает и стонет: (страдание)

— Ой! Белье мое утонет. (отчаяние)

Ой! Попала я в беду!

Ой! Спасите! Пропаду! (просьба)

(С. Михалков)

* * *

Рано-рано выпал снег.

Удивился человек.

— Это снег? Не может быть! (удивление)

— На дворе? Не может быть!

— На траве? Не может быть!

— В октябре? Не может быть!

— Неужели это снег?

Не поверил человек.

(Г. Сапгир)

* * *

Эй, вы, ребятки,

Голые пятки,

Рваные сапожки,

Драные калошки,

Кому нужны сапоги,

К чудо-дереву беги!

Сюда, сюда —

Готова еда!

Столик накрыт,

Чтоб каждый был сыт.

Соседи, сюда —

Готова еда!

(К. Чуковский)

* * *

Что такое?

Что случилось?

Где-то что-то провалилось?

Где-то что-то взорвалось?

Расплескалось?

Растряслось?

Зашипело,

Зашумело,

Забурлило,

Заскулило,

Зарычало,

А лотом опять сначала!..

(Г. Витез)

* * *

Чьи там крики у пруда:

— КВАсу, КВАсу нам сюда!

КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши,

Надоела нам вода!..

(И. Токмакова)

* * *

— Что будем делать?

— Мне только уложить волосы.

— Как вы хотите, на бигуди или феном?

— Только феном.

— Тогда нужно вымыть голову.

— Ну вот и все... Вам нравится?

— Да, очень. Спасибо большое.

* * *

— Квартира Борисовых?

— Да.

— Кухонный гарнитур ждете?

— Да, жду.

— Куда поставить, в кухню?

— Нет, пока не надо, там ремонт. Оставьте здесь, в коридоре.

— Как хотите! Мешать проходу не будет?

— А вы поплотнее к стенке придвиньте.

* * *

— Вы меня извините, пожалуйста. Когда нас знакомили, я плохо расслышал ваше имя.

— Охотно повторю, коллега. Мельников Петр Петрович.

— Посмотрите, я правильно записал?

— Совершенно правильно.

* * *

— Мне, пожалуйста, тетради. Общие. Пять штук. Два блокнота.

— Какие блокноты?

— Вот эти, в синей обложке. Потом пачку бумаги.

— Так. Блокноты, бумага. Что еще?

— Стержни для ручки. Десять штук.

— Короткие, длинные?

— Длинные, черные.

— Все?

— Кажется, все. Нет, еще линейку.

— Пожалуйста. Сто три рубля двадцать копеек.

— Платить вам?

— Нет, в кассу, пожалуйста.

Упражнение 23

Прочитайте шутливое стихотворение разным тоном: первые две строчки каждого четверостишья — с сожалением, грустью, а последние две — мечтательно, с преувеличенным восторгом.

— Эх, — вздыхали рыбаки,

— Это разве судаки?

Раньше вытащишь, бывало,

Хвост, бывало, в полруки!

—Эх, — вздыхали судаки,

— Раньше были червяки...

Червяком одним, бывало,

Наедалось полреки!

— Эх, — вздыхали червяки, —

Раньше врали рыбаки!..

Мы послушать их, бывало,

Сами лезли на крючки!

(А. Усачев)

Упражнение 24. Слияние

Многие слова в речи человека при определенном интонировании (паузы, динамика, темпоритм) могут сливаться, изменяя исходный смысл. В юмористической форме это явление описано в рассказе А. Шибаева «Несуразные вещи».

— Здравствуй!

— Привет!

— Что это ты несешь?

— Несу разные вещи.

— Несуразные? Почему они несуразные-то?

— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...

— Что не сумел?

— Отстань.

— Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет...

— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

— Вон оно что...

— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

— Тамарка?

— Ага.

— И ничего, симпатичная?

— Красивая! Зеленая такая...

— То есть как?

— Зеленого цвета.

— Постой, постой... Это что же: у нее... волосы, что ли, зеленые?

— У кого — волосы?

— Да у Тамарки-то?

— Что-о?

— Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка...»

— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.

— Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

— Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.

— А ну тебя...

— Да! Стой, стой!

— Ну что еще?

— Привет передавай.

— Кому?

— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

Упражнение 25

Прочтите фразу, каждое слово которой необходимо произнести тоном выше.

Например:

Или вместо слова — один слог:

Упражнение 26

Произнесите чистоговорки с изменением интонации (весело, грустно, оповещательно, жестко, гневно, удивленно, иронично).

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

На дороге с утра тарахтит трактор.

Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры.

Погода размокропогодилась, размокропогодилась погода.

Упражнение 27

Произнесите одну и ту же фразу «голосами разных животных»: коня, мыши, медведя, коровы, собаки, ежа, зайца и других — так, чтобы изменялась интонация и ритм речи.

Сегодня очень хорошая погода.

Стол стоит.

Облака плывут.

Упражнение 28

Прочитайте лингвистическую сказку, вкладывая в произнесение текста вдохновение и силу чувств. Донесите до слушателей смысл текста, своеобразного по словесному оформлению. Поймут ли слушатели содержание сказки?