logo
Ukhod

Гигиена передач и посещений

Дополнительные продукты питания могут поступать к пациентам стаци­онара с передачами от родственников и друзей. К передачам предъявляются определенные требования.

Количество передач специально не регламентируется, но оно не долж­но превышать разумные пределы. Необходимо учитывать возможность боль­ного употребить все то, что передается ему родственниками и знакомыми. Недопустимо скопление продуктов у больного в тумбочке и холодильнике. Пустую тару больной должен регулярно выбрасывать или передавать род­ственникам во избежание загромождения тумбочек, столов и холодильни­ков.

Передаваемые продукты питания могут представлять опасность для боль­ного. Необходимо тщательно проинструктировать родственников о предписан­ной больному диете, режиме принятия пищи, вредных для данного больного продуктах. Абсолютно не допустимы передачи скоропортящихся продуктов (например, колбас и других мясных изделий, салатов, тортов, пирожных). Не следует передавать больным мясные и рыбные консервы, консервированные грибы, соленую и копченую рыбу. Практически всем больным противопоказа­ны острые, раздражающие компоненты пищи (перец, горчица, хрен). При обес­печении нормального питания в больнице передачи лучше всего ограничить соками, свежими и консервированными фруктами, свежими овощами, печень­ем. Свежие овощи и фрукты дома обязательно надо вымыть; в больницу их следует поставлять в пакетах, пластиковой таре. Перед употреблением боль­ной должен помыть их еще раз. Из напитков кроме соков желательно переда­вать минеральную воду, клюквенный морс. Абсолютно запрещена передача спиртных напитков.

Одним из важных лечебных факторов, имеющих определенное лечебное значение, следует считать посещение больных родственниками и близкими людьми, поэтому организации посещений надо уделять достаточное внима­ние. По данным некоторых авторов, больница за месяц пропускает в 2-3 раза больше посетителей, чем больных. Посетители могут рассматриваться как дополнительный источник инфекции в стационаре, хотя возникающая при этом опасность для больных в прошлом преувеличивалась. Исследования после­днего времени показали, что только незначительное число случаев заразных болезней передается от посетителей. Поэтому резко ограничивать или совсем запрещать посещения больных ни в коем случае нельзя (за исключением воз­никновения каких-либо специфических условий при лечении больного). По­сещения оказывают благоприятное действие на больных, особенно на детей. Установлено, что подверженность детей госпитальным инфекциям значитель­но выше, когда у них нет контакта с родственниками. При длительном пребы­вании в стационаре у больных развивается «психический госпитализм», отри­цательно влияющий на быстроту выздоровления. Поддержка родственников в этом случае имеет большое значение.

Необходимо правильно решить вопрос о распорядке посещений. Время посещения должно быть удобным и для персонала, и для больных, и для род­ственников. В будние дни этот вопрос решается однозначно: посетители мо­гут приходить только после 16 часов по окончании послеобеденного отдыха больных. В первую половину дня посетители будут мешать осуществлению лечебно-диагностического процесса в отделении. Окончание посещений сле­дует назначать на 19 часов; после этого срока начинаются вечерние лечебные процедуры, вечерние врачебные обходы и другие мероприятия.

Вопрос о количестве дней в неделю, выделенных для посещений, может решаться по-разному. В некоторых лечебных учреждениях для приема посе­тителей отводится лишь 1-2 дня в неделю. Это мотивируется тем, что посети­тели являются потенциальным источником инфекции, нарушают ритм рабо­ты. Однако при правильной организации порядка посещений эти аргументы представляются несостоятельными. Следует разрешать ежедневное посеще­ние больных. При ограничении числа посетительских дней приход единовре­менно большой массы посетителей резко ухудшает санитарное состояние от­деления, загромождает больницу, создает проблемы в раздевалках. Опыт по­казывает, что при ежедневных посещениях одномоментное число посетите­лей в отделении невелико и не наносит ущерба санитарному режиму.

Единовременно к одному больному должны приходить не более 1- 2 посетителей, большее количество может затруднять работу медицинско­го персонала, создавать лишний шум и ухудшать санитарное состояние от­деления.

Конечно, посетители обязаны соблюдать определенный минимум гигие­нических требований, предъявляемый персоналом больницы. Верхняя одеж­да и головные уборы обязательно оставляются в гардеробе. Традиционно пе­ред тем, как войти в отделение, посетителям предлагается медицинский халат. Халаты для посетителей должны быть свежевыстиранными, после употребле­ния их нельзя использовать повторно (то есть для каждого посетителя необхо­дим отдельный халат). Существует мнение о том, что посетителей можно про­пускать и без халата, хотя применительно к хирургическому отделению это вряд ли целесообразно. Даже если посетители и не приносят с собой лишних микробов, они сами могут контактировать с существующей в больнице мик­рофлорой, разнося ее по домам. В отделениях с высоким бактериальным заг­рязнением (таких, как гнойные, ожоговые) правило, согласно которому каж­дому посетителю выдается отдельный халат, должно соблюдаться неукосни­тельно.

Крайне нежелательно, чтобы посетители пребывали в больнице в улич­ной обуви. Каждому в гардеробе должны предоставляться специальные та­почки, так же, как и халат, употребляемые раз в день. Тапочки следует ежед­невно дезинфицировать во избежание распространения грибковых инфекций. Можно предлагать посетителям переобуваться в собственные тапочки, пре­дупредив о необходимости обязательной их дезинфекции дома после посеще­ния отделения.

Решение вопроса о том, где больные должны встречаться с родственника­ми, зависит от состояния больного и от внутренней планировки помещений больницы. Больные с общим и полупостельным режимом могут проводить время с родственниками в специально отведенных для этого местах: комна­тах, залах для приема посетителей, холлах. В этом случае снимается много проблем, связанных с санитарно-гигиеническим состоянием отделения. По­мещения для приема посетителей должны быть оборудованы соответствую­щей мебелью (стулья, диваны, кресла, столы) и средствами вентиляции и ос­вещения соответственно существующим санитарно-гигиеническим нормам. Ежедневно это помещение подвергается влажной уборке перед приемом посе­тителей и после него.

Если больному предписан постельный режим, приходится допускать род­ственников в палаты. Посетителей необходимо предупредить, что садиться на койку к больному нельзя, поэтому в палате должны быть в достаточном коли­честве стулья и табуреты. Число посетителей к одному больному следует ог­раничивать одним, максимум двумя.

Родственников и близких, навещающих больных, следует предупредить о необходимости соблюдения правил поведения в отделении. Недопустимы гром­кие разговоры, бурное веселье или шумное застолье.

С проблемами посещения больных тесно связан вопрос о допуске род­ственников для ухода за тяжело больными. Этот вопрос решается в каждом случае индивидуально. При дефиците младшего медперсонала родственники могут оказать очень большую помощь в уходе за тяжелобольным, поэтому при наличии показаний этот уход, безусловно, следует разрешить. Лица, допуска­емые к дежурству у больных, должны быть исчерпывающе проинструктиро­ваны о режиме работы отделения и порядке поведения у постели больного.

Определенную долю контингента в хирургических отделениях составля­ют умирающие больные. В этом случае необходимо руководствоваться прин­ципами гуманизма и не ограничивать доступ к больному родственников и зна­комых. Если медицина не в состоянии помочь, больной имеет моральное пра­во на уход из жизни в кругу своих близких, и мелкие нарушения распорядка не должны быть тому помехой.

Таким образом, правильная организация питания больных, а также пе­редач и посещений требует довольно значительных усилий со стороны мед­персонала и администрации больницы, предполагает достаточное финанси­рование лечебных учреждений и разумное проектирование строящихся ста­ционаров.