logo
Ukhod

Гигиена нательного белья

У хирургических больных целесообразно ограничиться минимумом натель­ного белья (за исключением больных с общим режимом), так как последнее:

В особенности это касается очень или крайне тяжелых больных, двига­тельная активность которых ограничена пределами постели. Малейшие не­ровности на белье причиняют им дополнительные страдания. Кроме того ме­роприятия по гигиене тела у этих больных проводятся достаточно часто, и даже минимальная дополнительная травматизация (в частности, связанная с заменой белья) не желательна. Поэтому крайне тяжелые хирургические боль­ные (например, в реанимационных отделениях) часто находятся без нательно­го белья. У менее тяжелых хирургических больных из нательного белья быва­ет достаточно одной нательной («ночной») рубашки. Она должна быть удоб­ной, легко заменяемой. Такая нательная рубашка шьется:

Для тяжелобольных используются также рубашки в виде детских распа­шонок.

Смена нательного белья проводится индивидуально по мере надобности (при загрязнении), но в любом случае не реже 1 раза в неделю.

Больные с общим, полупостельным режимами, а также часть пациентов с обычным постельным режимом переодеваются самостоятельно.

Больных со строгим постельным режимом и находящихся в тяжелом со­стоянии переодевает медперсонал. Чтобы сменить у такого больного натель­ную рубашку, нужно подвести руки под его крестец, захватить края рубашки и, осторожно приподнимая грудь, собрать (закатать) рубашку со спины к шее и сдвинуть ее к затылку. Затем, слегка приподняв голову и руки больного, надо снять скатанную рубашку сначала с головы, потом - с рук. Если одна рука у пациента повреждена, то рубашку снимают сначала со здоровой, а затем с боль­ной руки. Одевание больного в чистую рубашку производят в обратном по­рядке: вначале продевают в рукава руки пациента (начиная с больной), затем, собрав рубашку в складки, проводят ее через голову и расправляют вдоль спи­ны под больным.

В хирургическом отделении должен быть запас чистого постельного и нательного белья на сутки. Для тяжелых больных надо всегда иметь несколько комплектов чистого белья.

Сбор, сортировку и транспортировку грязного белья осуществляют са­нитарки. Медицинские сестры, принимающие участие в различных меди­цинских манипуляциях и исследованиях, к этому не допускаются. Их обя­занности в этом отношении ограничиваются лишь действиями, непосред­ственно связанными с уходом за больными (смена постельного и нательного белья). При сборе и сортировке грязного белья (сдаче-приеме) персонал дол­жен пользоваться отдельной спецодеждой, маской, резиновыми перчатками, клеенчатым фартуком, которые после каждого сбора протирают ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором. После сдачи грязного белья пер­сонал обрабатывает руки раствором бактерицидного препарата. При смене нательного и постельного белья его аккуратно собирают в мешки (из плот­ной хлопчатобумажной ткани, клеенчатые) или емкости с крышкой. Катего­рически запрещается сбрасывать бывшее в употреблении белье на пол или в открытые приемники, так как это приводит к попаданию в окружающую среду большого количества бактерий. Для сильно загрязненного (гноем, испраж­нениями) белья целесообразно использовать отдельную емкость (педальное ведро), откуда затем белье перекладывается в отдельный мешок; это белье подлежит утилизации. Собранное грязное белье следует вынести из отделе­ния сразу же. Доставка чистого и отправка грязного белья должна осуществ­ляться отдельно, на разных тележках. Тележки после каждой транспорти­ровки необходимо дезинфицировать.

Смена нательного белья у больных должна осуществляться по мере заг­рязнения, но не реже чем раз в 7 дней. Запас белья должен находиться у сест­ры-хозяйки отделения, которая отвечает за его хранение и выдачу. Если боль­ной пользуется своим бельем, то менять его он должен не по желанию, а в установленный срок. Контроль за сменой белья осуществляет лечащий врач и палатная медсестра. Непосредственно смену белья производят санитарка и палатная медсестра, выдавая белье больным с общим режимом и переодевая больных с постельным режимом.