logo search
сборник_2012_3 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Литература

1. Система комплексного компьютерного исследования физического состояния спортсменов «Омега-С»: документация пользователя. — СПб.: Научно-производственная фирма «Динамика», 2006. — 64 с.

2. Михайлов, В. М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения / В. М. Михайлов. — Иваново, 2000. — 182 с.

УДК 2: 61

УЧЕНИЕ СВЯТОГОРСКОГО СТАРЦА ПАИСИЯ

О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПРИЯТИИ БОЛЕЗНИ

Олесик О.

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Т. И. Глушакова

«Женский институт «ЭНВИЛА»»

г. Минск, Республика Беларусь

Монах Афонской горы, Паи́сий Святого́рец (1924–1994), фактически наш современник, стал одним из известнейших старцев и духовных светил греческого народа ХХ века. Известность за пределами родины пришла к нему уже после смерти, благодаря опубликованным книгам, составленным из поучений, бесед и ответов Старца на задаваемые ему вопросы. Учение старца, прежде всего, было адресовано и оставлено его собратьям по вере — монахам. Оно — трудновыполнимо для обычных верующих христиан, но, наш взгляд, вполне может стать духовной опорой и руководством в жизни каждого человека.

Когда человека посещают болезни, боль, скорби —тогда человека посещает Бог. Это—лейтмотив учения Старца Паисия о христианском понимании болезни, и соответствующего отношения к ней. Иллюстрирует это ключевое положение следующая притча из жизни св. Амвросия, рассказанная Старцем.

Однажды святитель и его спутники были приняты на ночлег в дом богатого человека. Видя там несметные богатства, св. Амвросий спросил, испытывал ли этот человек хоть раз в жизни скорбь. «Нет, никогда, — ответил богач. — Мои богатства постоянно увеличиваются, мои нивы приносят изобильный урожай, я не испытываю никакой боли и даже не знаю, что такое болезнь». Тогда св. Амвросий заплакал и сказал своим спутникам: «Готовьте повозки и поскорее уедем отсюда, потому что этого человека никогда не посещал Бог».

Заметим, что это христианское понимание кардинально расходится с отношением к болезни в Древнем мире. К примеру, в Древней Иудее болезнь однозначно воспринималась как отверженность человека Богом. «Богооставленность» —именно таким термином можно обозначить понимание болезни людьми древнего мира. В устах Старца Паисия болезнь есть благословение Божье, а не Его наказание и кара. И в этом своем понимании афонский подвижник не расходиться с духом Евангелия.

Следующий тезис Старца гласит: болезнь приносит духовное добро человеку. «Душа человека подобна золоту, а болезнь — огонь, который ее очищает» [1]. Болезнь— это великое благодеяние, ибо все, что попускает Господь, оказывает человеку духовную пользу. Он знает, что необходимо для спасения каждому из людей.

Следующая мысль учения Старца о сущности небесной мзды за болезнь. Ее хорошо иллюстрирует следующий случай. Однажды, к старцу Паисию подошла женщина с больными почками. Она уже много лет ходила на гемодиализ. «Батюшка, — сказала она ему, — пожалуйста, перекрестите мне руку. На моих венах нет живого места, и я не могу даже нормально делать гемодиализ». — «Эти раны и язвы на твоих руках, — сказал старец, — в жизни иной превратятся в алмазы большей цены, чем алмазы мира сего. Потом она показала ему рану на другой руке и сказала: «Батюшка, эта рана не закрывается. Через нее видно кость». — «Да, — ответил ей Паисий, — но через нее видно еще и Небо. Терпи, желаю тебе доброго терпения». Старец утверждает, что иногда Христос дает человеку такую болезнь, чтобы за малое страдание в земной жизни человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной [1].

В духовном завещании Старца Паисия немало сказано о христианском отношении к боли и соучастии к чужой боли. Невыносимая боль — это боль, при которой текут слёзы. Такие слезы Паисий называет мученическими. Боль может ожесточить человека, но только в случае, если он будет относиться к ней не духовно. Старец дает добрый совет, как успешно преодолевать сильную боль: вспоминать о тех, кому еще больнее и принимать свою собственную боль с радостью, утешая других.

Очень важной представляется следующая мысль Паисия: чтобы больной стал здоров, надо идти на какую-нибудь жертву. Если мы просим чего-то у Бога и при этом сами ничем не жертвуем, то наша просьба недорого стоит. В практике общения с паломниками, приходящими со своими бедами, Старец очень часто сталкивался с неготовностью людей жертвовать своими удовольствиями или пристрастиями ради помощи болящим родственникам. Сам Подвижник был уверен в великой спасательной силе духовных жертв, даже самых маленьких.

Центральной идеей афонского Старца была мысль о спасающей силе веры и молитвы в ситуациях переживания людьми тяжелых недугов. Только через веру и молитву человек способен коснуться Бога. В истории христианства мы знаем множество примеров спасающей силы «заступнической» молитвы. Примером таковой может служить история, описанная Августином Блаженным в своей знаменитой «Исповеди»: «Ты мучил меня тогда зубной болью, и когда она усилилась до того, что я не мог говорить, пало мне на сердце попросить всех моих, кто тут был, помолиться за меня Богу всяческого спасения. Я написал это на дощечке и дал им прочесть. И только приклонили мы молитвенно колени, как боль исчезла. Но какая боль! И каким образом она исчезла? Признаюсь: я устрашился, Господь мой и Бог мой! Ничего подобного не испытывал я с начала жизни своей» [2, с. 238].

Страдания, болезнь может стать великим поводом к любви. Эту мысль Старец иллюстрирует рассказом о встрече по дороге в храм отца с малышом на инвалидной колясочке. Он подошел к ним, обнял малыша и поцеловал его. «Ты знаешь о том, что ты Ангел?» — спросил я его. А его отцу я сказал: «Для тебя великая честь ухаживать за Ангелом. Радуйтесь, потому что вы оба пойдете в Рай». Их лица просияли от радости, потому что они почувствовали божественное утешение [1]. Примеры такого же понимания и отношения к болезни мы видим и в других культурах. В Венесуэле монахиня пришла в семью и увидела там страшно изувеченного калеку. «Как его зовут?» — спросила она у матери. Ее ответ был прекрасен: «Мы называем его «Учителем любви», потому что он постоянно учит нас любить. Все, что мы делаем ради него, есть наша любовь к Богу в действии» [3, с.32].

Учение Старца необычайно глубоко и человеколюбиво. Для людей, способных понять сокровенный смысл жизни, болезни, увечья и страдания являются благословением Божьим, а не карой и наказанием. Таково духовное завещание Святогорского Старца Паисия.