logo
сборник_2012_3 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Литература

1. Клинико-морфологические особенности диссеминированного криптококкоза у ВИЧ-инфицированных пациентов / И. П. Чарушина [и др.] // Проблемы медицинской микологии. — 2011. — Т. 13. № 2. — С. 29–34.

2. Kradin, R. L. Diagnostic pathology of infectious disease / R. L. Kradin. — Philadelphia: Saunders Elseiver, 2010. — 644 p.

3. Klatt, E. S. Pathology of AIDS / E. S. Klatt. — Version 7. — Utah:Department of pathology university of Utah, 1998. — P. 53–55.

УДК 26:616.89 – 008.445

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД

НА ПРОБЛЕМУ СТИГМАТИЗАЦИИ ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ

Полторан А. В.

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Стигма определяется как признак пренебрежения или недоверия, который отделяет человека от остальных. В медицине под стигмой понимают последствия определенного диагноза, проявляющиеся в предубежденном отношении общества к его носителю. Факт, что психиатрический диагноз является стигмой, затрудняющей социальную адаптацию и реализацию предусмотренных законом прав, признанВсемирной психиатрической ассоциацией. Существуют определенные стереотипы в восприятии душевнобольных. Так двое из трех опрашиваемых будут утверждать, что определили бы психически больного «по глазам», «по взгляду» и т. д. Опросы общественного мнения, проводимые в Великобритании, выявили, что более 80 % респондентов одобрили следующее утверждение: «Большинство людей чувствуют себя неловко в присутствии психически больных». Часто переоценивают опасность душевнобольных. Но по статистическим данным они становятся преступниками не чаще, чем здоровые (около 3 %) [1]. Поколебать сложившийся стереотип чрезвычайно сложно, так как данная установка у многих людей присутствует как данность. При наличии психического заболевания стигматизации подвергается не только сам человек, но и его семья. Конечно, проблема стоит не в диагнозе, а в предвзятом отношении большинства людей, которые не понимают особенностей психических заболеваний, а лишь чувствуют нетипичность и отличие носителя диагноза.

История показывает на сколько глупа и опасна такая дискриминация. Политика расовой гигиены в нацистской Германии привела к стерилизации, а затем и физическому уничтожению многих людей, страдающих психическими расстройствами, и умственно отсталых в ходе программы умерщвления Т-4. Считалось, что неизлечимо больные «не заслуживают права на существование» и представляют собой «биологическую угрозу» для немецкой нации; кроме того, в качестве одного из оправдательных мотивов выступал экономический эффект от уничтожения «лишних людей», существование которых обходится дорого государству и обществу. Программа T-4 послужила началом перехода гитлеровцев от отдельных преступлений к заранее планируемым массовым убийствам [2].

Одна из главных причин такого отношения к людям с психиатрическим диагнозом— недостаток знаний и низкая информированность населения и отдельных людей о проблемах психического здоровья. Именно поэтому люди, имеющие представления о психических болезнях и опыт общения с психически больными, имеют гораздо меньше предрассудков. Также не маловажен факт того, что редко кто отрицательно реагирует на проявления стигматизации.

Именно поэтому изменение отношения к психической болезни и душевнобольным, является основой преодоления стигматизации. И в этом деле не малую роль может сыграть православная церковь. По словам сотрудника российского Научного центра психического здоровья, психиатра Ольги Щелоковой, среди верующих на приходах процент людей с психическими заболеваниями может составлять от 10 до 50 %. Как известно, первыми общественными сообществами в России для оказания помощи больным были монастыри. Именно там стали возникать приюты и убежища для больных, как с соматическими, так и психическими заболеваниями. Начало практики лечения больных в монастырях относится к III веку по Рождеству Христову. По слову Господню «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1). Преодоление стигматизации может осуществляться путем повышения уровня осведомленности населения по проблемам психического здоровья. В этом случае очень эффективно взаимодействие православных священников и врачей-психиатров, так как доверие и авторитетность к сообщаемой информации значительно возрастают. Не менее важна работа над социализацией самого пациента. И здесь может оказаться неоценимой помощь, направленная на укрепление веры православного человека, так как именно вера укрепляет самосознание и улучшает интеграцию в общество. Важность веры и церкви определяется и тем, что со своими проблемами взаимоотношения с обществом люди часто приходят именно в храм. Ведь в храме душевнобольной не чувствует на себе стигмы, так как все равны перед Богом. Православная вера учит любви ко всем ближним своим. Об этом должен помнить любой православный человек, который, так или иначе, контактирует с душевнобольным.