logo
сборник_2012_3 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Использование элементов волейбола

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ МИОПИИ

Ломако С. А., Курьян К. Н., Рафеенко О. Д.

Научный руководитель: зав. кафедрой Г. В. Новик

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Введение

В настоящее время в нашей стране связь между медициной и физической культурой становится еще более тесной и необходимой. Это обусловлено тем, что, предотвратить заболевание или остановить на какой-то стадии легче, чем лечить заболевание, имеющее необратимый характер. Это было бы невозможно, без тесного контакта между медициной и физической культурой, без совершенствования спортивной медицины.

Оздоровительная направленность физической культуры и спорта определяет обязательность врачебного контроля за занимающимися, тесную связь физической культуры с медициной.

Физические упражнения и спорт ― это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако, для людей страдающих миопией, необходимы специальные комплексы упражнений [1].

Цель

Подбор средств и методов физической культуры для профилактики миопии.

Методы исследования

Анализ научно-методической литературы и педагогического опыта.

Результаты и обсуждение

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

В комплексе лечебной физкультуры включаются как общеразвивающие, так специальные упражнения для глаз. Учитывая, что у близоруких часто наблюдается нарушение осанки, искривление позвоночника (сколиозы) из-за привычки чрезмерно наклонять голову и туловище при зрительной работе на близком расстоянии. Большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и дыхательным. Последние играют важную роль в усилении лёгочной вентиляции, улучшении окислительно-восстановительных процессов, укреплении дыхательных мышц. Кроме того, дыхательные упражнения служат средством периодического снижения нагрузки. Программа самостоятельных занятий физкультурой для лиц, имеющих близорукость средней степени, может включать разнообразные средства — подвижные и некоторые спортивные игры. Однако важно учитывать некоторые особенности выполнения отдельных упражнений [2].

Лицам с близорукостью средней степени противопоказано принимать участие в соревнованиях по волейболу из-за возможности получения травмы головы и следствие чего отслойки сетчатки. Это совсем не значит, что нельзя выполнять, отдельные элементы волейбола, тренируясь на площадке или в спортивном зале.

Ниже приводятся комплексы упражнений, которые рекомендуется использовать на занятиях по физической культуре и самостоятельных занятиях. Эти комплексы составлялись с учетом как общеоздоровительных задач (улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, обмена веществ), так и специальных(профилактика и снижение прогрессирования близорукости).

Комплекс упражнений:

Приготовьте место для занятия, постелите коврик, поставьте цветной предмет (лучше зеленого или голубого цвета), на который будете смотреть, выполняя отдельные упражнения. Это может быть мяч, ваза, чашка и другие предметы, которые хорошо видны без очков. Посчитайте пульс, возьмите волейбольный мяч и начинайте:

1. И. П. — стоя, мяч в правой руке. 1–2 — поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; 3–4 — руки через стороны опустить — выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая голову. Повторить 6–8 раз.

2. И. П. — стоя, руки с мячом впереди. Круговые движения и руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить по 6–8 раз в каждом направлении.

3. И. П. — стоя, держать мяч сзади. 1 — отвести плечи назад — вдох, 2 — наклониться вперед прогнувшись (спина прямая), руки отвести назад-вверх — вдох. Смотреть на неподвижный предмет, находящийся на уровне головы. Повторить 10–12 раз.

4. И. П. — стоя, держать мяч сзади. 1 — присесть, мячом коснуться пола, туловище держать прямо, 2 — вернуться в исходное положение, смотреть на неподвижный предмет на уровне головы. Повторить 10–16 раз.

5. И. П. — стоя, мяч в правой руке. 1 — мах правой ногой вперед — вверх, мяч из правой передать в левую руку под ногой; 2 — опустить ногу; 3–4 — то же, передавая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8–10 раз каждой ногой.

6. И. П. — сидя на полу, упор руками сзади, мяч держать стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами. Смотреть на мяч. Повторить 8–10 раз в каждом направлении.

7. И. П. — лежа на спине, мяч между стопами. 1 — поднять ноги и коснуться мячом пола за головой, 2 — вернуться в исходное положение. Повторить 6–8 раз.

8. И. П. — лежа на спине, мяч держать впереди. Поднять голову и плечи, сесть и вновь лечь. Глазами следить за мячом. Повторить 8–10 раз.

Также можно выполнять упражнения в парах.

9. Передача мяча сверху двумя руками в парах, глазами следить за мячом. 6–8 передач друг другу.

10. Передача мяча снизу в парах, взгляд переводить в сторону на неподвижный предмет. Стараться, чтобы мяч не упал. 6–8 передач дуг другу.

Выводы

Физическая активность помогает избегать многих хронических заболеваний. Можно сделать вывод, что хорошая физическая форма способствует сохранению хорошего здоровья и самочувствия.

Снижение общей двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Поэтому физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями оказывают положительное влияние на студентов с миопией.