logo
сборник_2012_3 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Путь к себе

Потапова И. И.

Научный руководитель: ассистент кафедры внутренних болезней № 2

с курсом эндокринологии О. Н. Кононова

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Учи, чтоб боль других я понимал,

И недостатки им прощал без злобы,

Чтоб милость к людям чаще проявлял,

И милость мне оказывали чтобы.

Императрица Александра Феодоровна

Не существует врача, окончившего свое образование. Учиться и стараться нам предстоит всю жизнь, потому что нам доверено то, что является бесценным — это здоровье людей.

В университете наши уважаемые преподаватели помогали нам в освоении нашей будущей специальности, давая нам теоретические знания. Но самому главному мы научились от них не в учебных классах, а чаще в палатах, когда видели с каким тщание и безотказностью они относились к своим пациентам, ласково успокаивая и поддерживая их, и как через трещины тревоги и печали проникала их доброта, а мягкость смягчала боль. Маленькие знаки внимания, коротенькие разговоры о настроении, деликатный, не показной уход от всего, что может причинить боль, создавали атмосферу мира и добра и были гораздо больше, чем внешняя вежливости. Это были уроки, не видимые невооруженным взглядом, но такие ценные и важные. Уроки добра, света, духовной мудрости, помогающие нам краешком глаза заглянуть во внутренний мир каждого человека и открыть нам нас самим.

Говорят, чтобы чужую душу познать, надо три пуда соли вместе съесть. А себя познать еще трудней. Можно десять пудов соли съесть и остаться в неведении о себе, если не заниматься внутренним самопознанием. Поняв себя и исправив сердце свое, будет намного легче понять человека, ищущего излечения своих телесных, а подчас и душевных недугов и никого не осудить. «Тот, у кого сердце чистое, и всех видит чистыми святыми — говорил преподобный Макарий Великий, а кого сердце заполнено страстями, то и в других видит себе подобных».

Преподобный Серафим Саровский писал: «От чего мы осуждаем ближних своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими». Познавая себя в первую очередь нужно увидеть свои недостатки. В этом может помочь высказанная нам в глаза или за глаза критика. Поэтому надо стараться не обижаться на нее и не закупоривать себя в бутылку оскорбленного себялюбия, лучше, попросить у Господа чистого света самопознания, задуматься над собой, взвесив своим умом все сказанное, и найти в нем рациональное зерно. И убедившись хотя бы в частичной правоте критики, нами услышанной, необходимо начинать трудиться над самим собой, внимательно относится к себе, своим словам, мыслям, делам. «Мы не можем иначе познать себя, как в сообращении с ближними, принимая от них укоризны и досады, яко врачевство своим душевным язвам, и укоряя себя за нетерпение, а не их, но, напротив, благодарить их, что чрез них познали свою душевную немощь, смотрением Божиим. Имея же спокойствие, благодатью Божиею, опасайтесь увлекаться о сем мнением о себе, да не паки тожде постраждете: враги не дремлют, они боятся только смирения» — Преподобный Макарий.

Во вторую очередь, важно познать какое Господь дал нам дарование. Если нам дан ум, мы должны его обогащать, если чуткое сердце, оно не должно дремать в себялюбии и не закостенеть, если сильная воля, то она не должна быть бесцельной. Чтобы дар мог принести плод, такой же богатый как он сам нам нужно терпение и простота. Преподобный Никон говорил: «Таланты — это благоприятные условия для спасения души. Каждому из нас даны таланты. Если человек данный ему талант употребляет духовно, для спасения своей души, — они приносят плод. Хорошо, когда можно такую способность совместить с работой для Бога, чтобы все это не мешало бы спасению души. «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). А тот, который зарыл в землю данный ему талант, означает человека, который по нерадению о спасении своей души употребил земную жизнь только на достижение земного благополучия, — зарыл талант в землю».

Терпение помогает воспитывать в себе положительные качества, которые делают его душу чище и светлее. Для врача терпение важно, как в начале пути, когда необходимо запоминать большое количество учебного материала и закреплять полученные знания на практике материала, как и на протяжении дальнейшего пути в общении с коллегами, с пациентами, усовершенствовании каждый день. Так и святитель Иоанн Златоуст учит нас — «Терпение есть корень всех благ».

Терпеливый человек начинает мыслить, видеть и понимать все по-другому — дальше и глубже, приобретает иную способность оценивать происходящее, что особенно имеет значение, тогда пациент находится в состоянии растерянности, тревоги. В каком-то смысле терпение всегда является мудростью, отличающей человека от тех, кто мудростью не обладает. Еще наша мудрость в нашей простоте. «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного» — преподобный Амвросий. Терпением созидается духовная жизнь. Вот почему святой преподобный Ефрем и упоминает терпение в своей замечательной молитве, и каждый день не единожды в течение Великого поста мы просим Господа: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй мне, рабу Твоему». Аминь.