logo
сборник_2012_3 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Исследование содержания холина, лецитина и l-карнитина

В ПИТАНИИ СТУДЕНТОВ БГМУ

Мельникова К. В., Давыдовский Е. Б.

Научный руководитель: к.б.н., доцент О. Н. Замбржицкий

Учреждение образования

«Белорусский государственный медицинский университет»

г. Минск, Республика Беларусь

Введение

В настоящее время во всем мире отмечается падение интеллектуального по­тенциала общества, характеризующегося когнитивными расстройствами [1]. В подавляющем числе случаев когнитивные расстройства не связаны с органическими заболеваниями нервной системы, а являются приходящими и определяющими функциональное состояние мозга. Одним из важнейших факторов, влияющих на состояние интеллектуального потенциала, является питание, которое отражается на процессах запоминания, усвоения, переработки информации, внимания. Исходя из знаний и опыта Г. Ю. Айзенка, одним из способов повышения интеллектуальных способностей людей является улучшение их питания за счет дополнительного включения в рацион витаминов, микроэлементов и других микронутриентов [2]. К таким нутриентам относятся холин, лецитин, L-карнитин.

Цель исследования

Количественная оценка фактического потребления холина, лецитина, L-карнитина студентами-медиками как нутриентов, которые могут оказывать влияние на когнитивные функции людей; выявление зависимости успеваемости в БГМУ от количественного потребления исследуемых нутриентов; экспериментальное изменение потребления данных соединений у студентов по сравнению с исходными данными; оценка изменения успеваемости в экспериментальных и контрольной группах.

Материалы и методы исследования

Информация о содержании изучаемых нутриентов в рационах питания студентов 2–5 курсов БГМУ в возрасте от 19 до 23 лет была получена на основе исследования 700 меню-раскладок, составленных методом 24-часового воспроизведения питания с использованием таблиц химического состава пищевых продуктов [3] и компьютерной программы I`Nutrition. Методом анкетирования также получена информация о среднем балле за последний семестр изначально и после проведения эксперимента. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью программ: Microsoft Offce «Excel» 2007, «Statistica» 6.1. Оценку обеспеченности питания студентов нутриентами осуществляли исходя из действующих в настоящее время норм физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения на территории Российской Федерации, т.к. в Республике Беларусь нормирование изучаемых нутриентов не введено [4–5].

Результаты исследования

Нами установлено, что содержание холина в фактическом питании девушек составляет в среднем 893 ± 63 мг. Только около 52 % девушек потребляют холин в пределах физиологической нормы (рекомендуемый уровень потребления для взрослых — 500 мг/сутки). Среднее потребление холина юношами составляет 982 ± 100 мг. Примерно 54 % юношей потребляют достаточное количество холина. Графический анализ данных показывает, что кривые распределения потребления холина среди юношей имеют примерно такой же профиль, как и у девушек, и не отображают классического распределения потребления, при котором большая часть выборки входит в норму, а за пределами остаются только крайние значения. Интерес к исследованиям по оценке содержания холина в питании людей связан с важностью его функций в организме. Он входит в состав нейромедиатора ацетилхолина, является предшественником сфингомиелина, участвует в синтезе метионина, пуриновых и пиримидиновых оснований. Основной дефицит поступления холина определяется недостаточным потреблением натуральных мясных продуктов, яиц, птицы, молока и молочных продуктов, изделий из зерновых культур, овощей. Для детей до года, находящихся на искусственном вскармливании, содержание данного нутриента в питании должно составлять 50–150 мг/л. Среднее потребление лецитина девушками составляет 1237 ± 139 мг. Данное количество этого нутриента значительно отличается от нормы физиологического потребления (5–7 г/сутки). Около 62 % девушек в сутки получают менее 450 мг лецитина, и только 2,6 % — от 2000 до 3150 мг. Среднесуточная обеспеченность лецитином юношей составляет 1555 ± 325 мг. Приблизительно 64 % юношей получают менее 450 мг лецитина, и только 2,6 % потребляют его в количестве от 2000 до 3150 мг. Распределение потребления лецитина у юношей сходно с таковым у девушек. Лецитин выполняет важную роль в организме человека: улучшает функцию нейронов, состояние миелиновых оболочек и клеточных мембран. Также немаловажно его значение в улучшении состояния пациентов при депрессии, синдроме хронической усталости, рассеянном склерозе, болезни Альцгеймера. Значительное количество лецитина содержится в яичном желтке, соевом и подсолнечном маслах. Суточное потребление L-карнитина составляет в среднем 55 ± 4 мг для девушек и 97 ± 9 мг для юношей. Рекомендуемые уровни потребления этого нутриента для взрослых — 0,3 г/сутки. Основное количество L-карнитина содержится в натуральных мясных продуктах, рыбе, молоке и молочных продуктах, потребление которых среди студентов весьма ограничено. Полученные графики распределения для всех нутриентов не соответствуют нормальному распределению. Так же при анкетировании был определен средний балл за последний семестр. Среди девушек 2–5 курсов БГМУ всех факультетов составил 7,2, а юношей — 6,8. После проведения данных расчетов из общего числа анкетированных было выделено 3 группы: контрольная — 100 человек, экспериментальная группа П – 100 человек, экспериментальная группа Б – 100 человек. С группой П было проведена просветительская беседа по рационализации питания и коррекции уровня потребления холина, лецитина и L-карнитина. Данная группа на протяжении следующего квартала увеличила потребление продуктов, содержащих лецитин и L-карнитин, в частности яйца, рыба молоко и молочные продукты и т.д. С группой Б также была проведена аналогичная просветительская беседа, но в течении следующего квартал в качестве добавки к пище использовали БАВ, содержащие в своем составе лецитин и L-карнитин, недостаток, которых наблюдается у исследуемых. Контрольная группа не меняла ничего в своем рационе. По истечении квартала путем анкетирования снова был определен средний балл за последний семестр. В результате было получено, что средний балл в контольной группе у девушек 7,3, у юношей — 6,8; в группе П — 7,6 у девушек и 7,0 у юношей; в группе Б — 7, 5 и 7,0 соответственно.

Выводы

Таким образом на основе проведенных исследований получены данные о том, что можно улучшить когнитивные функции у студентов, повысить среднюю успеваемость, однако для уточнения данных необходимо дальнейшее исследование вопроса.