logo search
сборник_2012_3 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Литература

1. Беляева, Л. М. Сердечно-сосудистые заболевания у детей и подростков / Л. М. Беляева, Е. К. Хрусталева. — Минск: Выш. шк., 2003. — С. 326-338.

2. Скуратова, Н. А. Спортивное сердце / Н.А. Скуратова // Проблемы здоровья и экологии. — 2010. — № 2. — С. 71.

УДК 61:2

БОЛЕЗНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ

Ляшко М. В.

Научный руководитель: педагог дополнительного бразования И. Е.Климова

Частное учреждение образования «Женский институт ЭНВИЛА»

г. Минск, Республика Беларусь

Современное общество часто воспринимает болезнь как абсолютное зло. Каждый человек мечтает прожить долго, счастливо и умереть без особых страданий. Для избавления от тяжелых, неизлечимых заболеваний даже изобретен безболезненный способ — эвтаназия…

В плоскости земного благополучия эти взгляды кажутся логичными. Но в христианском миросозерцании, в многомерном объеме вечной жизни эти взгляды обнаруживают свою явную недостаточность.

Да, конечно, здоровье — дар Божий, телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять. Ветхозаветный мудрец советует нам: «Прежде болезни заботься о себе...» (Сир. 18, 19). Однако телесное благополучие никогда не являлось целью христианина. Для православного человека состояние тела гораздо менее значимо, чем состояние и участь бессмертной души в Вечности. Кроме того, с православной точки зрения, болезнь является даже нормой земной жизни, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества — стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь — закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также являются причиной различных нарушений в работе человеческого организма.

Однако нам не следует унывать. Каждый христианин также верует, что любое событие в его жизни возникает всегда промыслительно. Верующий человек воспринимает страдания, в том числе и болезни, как неизбежную составляющую часть христианской жизни, в которой нет ничего случайного. Любящим Бога все содействует во благо, поэтому и болезнь может становиться спасительным средством. По словам одного православного подвижника, «как воск, не согретый и не умягченный, не может принять наложенной на него печати, так и человек, если не будет искушен трудами и болезнями, не может принять силы Христовой». «...Сила Моя совершается в немощи», — говорит Господь устами апостола Павла (2 Кор. 12,9 ).

Святые отцы учат нас, что тяжелые болезни — одно из средств употребляемых Всеблагим Богом для врачевания наших духовных недугов. «Бог часто наказывает тело болезнями для того, чтобы от наказания низшей части высшая получила врачевание» (св. Иоанн Златоуст). Действительно, как часто, пользуясь цветущим здоровьем, человек предается услаждениям плоти, чувственным удовольствиям, не замечая жалкого состояния своей души, предается духовной беспечности. Когда же тело страдает, внешний мир утрачивает свою соблазнительность, тщетными кажутся грандиозные замыслы. Болезнь разоблачает земные удовольствия от пленительной наружности, показывает их в настоящем бедном виде. «Мои болезни часто беседуют со мной о Вечности», — пишет св. Игнатий Брянчанинов.

Но для чего же тогда существуем медицина? Врач, используя земные знания и средства, помогает человеку исцелиться с помощью Божией. «Ни лекарства, ни доктора сами по себе, ни хирургические ножи вылечивают человека… но сила жизни, от Бога исходящая. Она исцеляет, живит, воскрешает непосредственно и через лекарства, докторов, хирургические ножи… Таково теоцентрическое сознание, столь нужное всем; от него все отпадают люди, но к нему призваны возвращаться», — писал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховский).

Поэтому, как правило, неуместны претензии больных к врачам, которые «не могут вылечить» — всегда хочется сказать, прежде всего: «Посмотри, как ты сам живешь?! Сделал ли сам хоть что-нибудь, чтобы быть физически здоровым?»... В деле здоровья приоритет принадлежит Божьему Промыслу, однако и человек при этом не безгласен — он имеет возможность выбора и действий». Если же врач, приступая к лечению, обращает свой взор к Небу, то он — целитель от Бога и может действительно по-настоящему помочь болящему человеку.

Таким образом:

— с православной точки зрения, телесное здоровье является меньшей ценностью, чем душевное и духовное;

— телесное здоровье может быть даже губительным для души, так как некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным;

— болезни — являются не местью за грехи, а всего лишь средством исправления грехов;

— уже в самой болезни заложен принцип исцеления, в первую очередь духовного, нравственного, а затем — и физического;

— болезнь является благом, наказанием (наставлением), ибо может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу;

— при лечении болезни важна благодатная помощь Церкви в виде ее спасительных средств — молитвы, поста, таинств покаяния, причащения, соборования, которые приводят человека к нравственному совершенствованию, доброделанию, изменению его образа жизни;

— медицина призвана лишь помогать, советовать, координировать усилия человека, направленные на организацию здорового образа жизни, а также может помогать справиться с болезнью, если она все-таки случилась.

Бог — добрый Отец своим детям и заранее предусматривает все необходимые меры для исцеления: Он дает возможность вернуться в естественное для человека состояние внутренней чистоты и красоты, дает силы бороться с грехом. Православие учит, что душевное и телесное исцеление, прежде всего, совершается духовными средствами. Сначала нужно изменить духовно-нравственное состояние человека, а изменение физического самочувствия всего лишь отражает эти духовные изменения. Через борьбу со страстями, в посте, молитве, приобщаясь в Таинствах Церковных к благодати Святого Духа, человек получает истинное исцеление — душевное и телесное.