17.2. Биохимические особенности стареющего организма
К периоду старения относят возраст с 55 лет для женщин и с 60 лет для мужчин. Однако возможны значительные индивидуальные колебания. Если завершение процесса роста, как правило, происходит с отклонением от средних значений в 2-3 года, то для начала периода старения четких возрастных границ нет. Кроме того, некоторые особенности, которые присущи стареющим людям, характерны, хотя и в меньшей степени, для людей более молодого возраста.
Стареющий организм характеризуется целым рядом отличительных особенностей. Прежде всего, это снижение общей интенсивности обменных процессов по сравнению с периодом зрелости (табл. 13), а также снижение скорости пластического и энергетического обмена. Возрастное снижение интенсивности белкового обмена отражает таблица 14.
Табл. 13.
Интенсивность обмена веществ у лиц разного возраста (по Н.Н. Яковлеву, 1962)
Возраст (годы) | 20-30 | 40 | 50 | 60 | >65 |
Интенсивность основного обмена, в % | 100 | 80 | 75 | 75 | <70 |
.
Таб. 14.
Изменение интенсивности обмена белка у лиц разного возраста
-
Возраст (годы)
20-30
40
50
60
65 и более
Интенсивность обмена белка, в %
100
90
80
75
70
Результатом замедления белкового обмена является снижение скорости обновления белковых структур, белков-ферментов, других белков, уменьшение регенерации клеток и тканей. В стареющем организме нарушается динамическое равновесие между анаболическими и катаболическими превращениями белка. Процессы распада белка начинают преобладать над процессами их синтеза. Это приводит к уменьшению общего содержания белка в организме: становится меньше сократительных белков, белков-ферментов, гемоглобина, миоглобина и др. В результате снижается количество клеток в головном мозгу, других органах и тканях, происходит атрофия части мышечных волокон, а в оставшихся уменьшается количество миофибрилл. Особенно заметно уменьшается объем мышечной массы. Так Бюргер наблюдал снижение мышечной массы в организме одного и того же человека с 35,8 кг в возрасте 30 лет до 22,8 кг в 70 лет.
Уменьшение содержания белков в организме приводит к снижению ферментатиыной активности. Так, АТФ-азная активность миозина к 75 годам снижается на 70% и более.
Все это сопровождается ограничением функциональных возможностей важнейших органов и тканей: сердца, легких, печени, почек, мышечной ткани и др.
Параллельно с уменьшением содержания белка в организме происходит ухудшение двигательных способностей. Снижаются показатели скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости, происходит нарушение координационных способностей. Так к 60 годам силовые показатели важнейших мышечных групп уменьшаются на 20-40%, на 10-40% снижаются показатели быстроты движений.
Следует заметить, что возрастное снижение двигательных способностей, функциональных возможностей различных органов и тканей, связано не только с процессами в самих этих органах, но и с изменениями в центральной нервной системе.
Причинами изменений белкового обмена являются, во-первых, уменьшение содержания в тканях нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), несущих генетическую информацию о порядке расположения аминокислот в тканевых белках и играющих важнейшую роль в процессах их синтеза; во-вторых, снижение интенсивности окислительных реакций, дающих энергию, необходимую для биосинтетических процессов. Образуется своеобразный замкнутый круг. Уменьшение объема веществ – носителей генетической информации (ДНК) и веществ, реализующих эту информацию (РНК), влечет за собой ограничение синтеза функционально необходимых белков (в том числе и белков-ферментов, в частности, ферментов окислительных превращений). Это, в свою очередь, снижает интенсивность окислительных превращений, дающих энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков.
Из этих двух причин возрастных изменений, по мнению Н.Н. Яковлева (1970), более доступны нашим воздействиям окислительные превращения. Влияя на интенсивность окислительных превращений физическими упражнениями, можно замедлить возрастные изменения.
Снижение интенсивности аэробного окисления в состоянии покоя и диапазона его возможного увеличения при мышечной работе у лиц пожилого возраста происходит как в результате понижения функциональных возможностей органов и систем, ответственных за потребление и транспорт кислорода, так и ухудшения его использования в тканях.
Уменьшение поступления кислорода в ткани происходит, в первую очередь, в результате уменьшения сердечной производительности, содержания гемоглобина в крови, ухудшения кровоснабжения тканей, обусловленного уменьшением количества капилляров и проницаемости их стенок, понижения концентрации миоглобина в тканях.
Снижение способности тканей использовать кислород связано с уменьшением количества и активности ферментов аэробного окисления, количества митохондрий, в которых эти ферменты локализованы.
С возрастом уменьшаются запасы лабильных источников энергии, в частности гликогена, хотя общие энергетические ресурсы могут увеличиваться за счет увеличения содержания резервного жира.
Наряду с ограничением возможностей аэробного окисления снижаются и анаэробные способности. Вследствие уменьшения запасов креатинфосфата и снижения активности соответствующих ферментов понижается мощность и емкость алактатного анаэробного пути ресинтеза АТФ. Это является одной из главных причин понижения скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости.
В ещё большей степени понижаются возможности анаэробного гликолиза. В основе этого лежит уменьшение содержания гликогена в мышечной ткани, снижение активности ферментов гликолиза и их устойчивости к изменениям рН внутренней среды, понижение емкости буферных систем, снижение устойчивости различных систем организма к повышенным концентрациям продуктов анаэробного обмена.
Понижение анаэробных возможностей отражается в размерах кислородного долга, образующегося у лиц пожилого возраста при выполнении интенсивной мышечной работы. Так, величина кислородного долга, которую 20-30-летний может образовать при выполнении работы субмаксимальной мощности, к 50 годам уменьшается на 40%, а к 60 года – на 60%. Одновременно с этим снижается работоспособность в упражнениях субмаксимальной мощности. Так, интенсивность работы, которую 20-30-летние могут удерживать в течение 3 минут, к 50 годам снижается на 38%, к 60 – на 42%, к 65 - на 50% (рис. 71).
Рис. 71. Падение физической работоспособности в упражнениях субмаксимальной мощности с увеличением возраста испытуемых
Происходит также падение работоспособности в упражнениях как максимальной, так и большой и умеренной мощности.
Кроме указанных выше, существуют и другие причины падения работоспособности с возрастом. Так, в мышечной ткани снижается содержание неорганического фосфата, ионов кальция, калия. Все эти минеральные соединения имеют непосредственное отношение к регуляции процессов при мышечной деятельности и уменьшение их содержания в организме человека несомненно отражается на работоспособности.
С возрастом снижается функция желез внутренней секреции и, соответственно, продукция гормонов. Выработка гормонов может и не изменяться, но уменьшается ответ на их появление органов-мишеней из-за разрушения в них части рецепторов.
У пожилых людей физические нагрузки не вызывают такой реакции со стороны желез внутренней секреции, как у молодых людей, что тоже может быть причиной пониженной работоспособности.
Еще одной причиной снижения работоспособности у пожилых людей может быть ухудшение нервной регуляции обменных процессов, рассогласование в деятельности различных органов и систем организма, участвующих в обеспечении мышечной работы.
В пожилом возрасте снижается содержание воды в организме. Уменьшение оводнения мышц, связок, сухожилий влечет за собой изменение коллоидного состояния белков и, как следствие этого, уменьшение их эластичности, механической прочности. Так, модуль упругости мышц к 75 годам уменьшается в 6 раз по сравнению с 20-30 летним возрастом.
Помимо этого, у пожилых людей уменьшается прочность костной ткани, эластичность и прочность стенок кровеносных сосудов. Поэтому упражнения скоростного и скоростно-силового характера (скоростной бег, прыжки, упражнения с большим отягощением и т.п.) для лиц пожилого возраста становятся опасными.
Основная задача занятий физическими упражнениями в зрелом и пожилом возрасте – замедлить развитие возрастных изменений, способствовать сохранению работоспособности. Многочисленные научные данные и практика занятий физическими упражнениями свидетельствуют о том, что мышечная тренировка в пожилом возрасте не только предупреждает инволюционные изменения, но и приводит некоторые биохимические показатели к уровням, соответствующим людям более раннего возраста.
Для пожилых людей рекомендуются физические упражнения, оказывающие всестороннее воздействие на организм, умеренная интенсивность работы, достаточные интервалы отдыха между повторными упражнениями и тренировочными занятиями. Для пожилых людей опасен не большой объем работы, а высокая интенсивность.
Положительный эффект занятий усиливается при их проведении в условиях, вызывающих положительные эмоции: в лесу, в парке и т.п.
- Биохимия
- Москва, 2011
- Введение в биохимию
- Раздел I. Биохимия обмена веществ в организме человека
- Глава 1. Химический состав организма человека
- 1.1. Химические элементы, входящие в состав организма человека
- 1.2. Вещества, образующие организм человека
- Примерное процентное содержание важнейших веществ в организме человека
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 2. Общие закономерности обмена веществ
- 2.1. Обмен веществ как основа жизнедеятельности живых организмов
- 2.2. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны обмена веществ
- 2.3.Этапы обмена веществ
- 2.4. Изменения обмена веществ
- 2.4.1. Возрастные изменения обмена веществ
- 2.4.2. Изменчивость обмена веществ как основа приспособляемости живых организмов
- 2.5. Взаимосвязь обменных процессов с клеточными структурами
- 2.5.1. Строение клетки
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 3. Биоэнергетика
- 3.1. Источники энергии для организма человека
- Важнейшие источники энергии организма человека
- 3.2. Биологическое окисление как основной путь получения энергии
- 3.3. Аэробное биологическое окисление
- 3.4. Адениловая система
- 3.5. Биохимические механизмы аэробного биологического окисления
- 3.6. Энергетический эффект биологического окисления.
- Окислительно-восстановительный потенциал промежуточных переносчиков и изменение свободной энергии при переносе электронов в дыхательной цепи
- 3.7. Субстратное фосфорилирование.
- 3.8. Регуляция скорости аэробного окисления.
- 3.9. Свободное окисление.
- 3.10. Анаэробное окисление.
- Образование свободных радикалов.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 4. Общие принципы регуляции обмена веществ в организме
- 4.1. Концентрация реагирующих веществ (доступность субстратов) как фактор регуляции обменных процессов
- 4.2. Ферменты – биологические катализаторы
- 4.2.1. Строение ферментов
- 4.2.2. Свойства ферментов
- 4.2.3. Механизм действия ферментов
- 4.2.4. Классификация и номенклатура ферментов
- 4.3. Витамины.
- 4.3.1. Номенклатура витаминов
- 4.3.2. Функции витаминов
- 4.3.3. Жирорастворимые витамины Витамины группы а
- Витамин d (кальциферол)
- Витамин е (токоферол)
- Витамин к
- 4.3.4. Водорастворимые витамины Витамин в1 (тиамин)
- Витамин в2 (рибофлавин)
- Витамин в3 (пантотеновая кислота)
- Витамин рр (в5, никотиновая кислота и никотинамид)
- Витамин в6 (пиридоксин)
- Витамин в12 (цианокобаламин)
- Витамин Вс (фолиевая кислота, фолацин)
- Витамин с (аскорбиновая кислота)
- Витамин р (рутин)
- Витамин н (биотин)
- Витамин u (метилметионинсульфоний)
- 4.3.5. Витаминоподобные вещества
- 4.4.Гормоны
- Сведения о железах внутренней секреции, секретируемых ими гормонах, их химической природе и регулирующем влиянии
- 4.4.1. Гормоноподобные вещества
- 4.4.2. Химическая природа гормонов
- 4.4.3. Химические превращения гормонов
- 4.4.4. Механизм действия гормонов
- 4.4.5. Взаимодействие между железами внутренней секреции
- 4.4.6. Нервная регуляция деятельности желез внутренней секреции
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 5. Обмен углеводов
- 5.1. Общие сведения об углеводах
- 5.2. Пищеварение углеводов
- Крахмал → высоко молекулярные → низко молекулярные → декстрины декстрины
- 5.3. Пути использования продуктов пищеварения углеводов в организме
- 5.4. Синтез гликогена
- 5.5. Использование углеводов в качестве источника энергии
- 5.5.1. Анаэробная фаза превращений углеводов
- 5.5.2. Аэробная стадия превращений углеводов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 6. Обмен липидов
- 6.1. Общие сведения о липидах
- 6.2. Жиры (триглицериды)
- 6.3. Стероиды
- 6.4. Пищеварительные превращения липидов
- 6.5. Транспорт и депонирование липидов
- 6.6. Диссимиляция липидов
- 6.6.1. Окисление глицерина
- 6.6.2. Окисление жирных кислот
- 6.6.3. Мобилизация жиров из жировых депо
- 6.6.4. Образование и превращения кетоновых тел
- 6.7. Превращения холестерола и фосфолипидов
- 6.8. Синтез липидов из продуктов углеводного и белкового обмена
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 7. Обмен белков
- 7.1. Общие сведения о белках
- 7.2. Свойства белков
- 7.3. Роль белков в организме человека
- 7.4. Превращения белков в организме человека
- 7.4.1. Пищеварительные превращения белков
- 7.4.2. Пути использования аминокислот в организме
- 7.4.2. 1. Синтез белков
- 7.4.2.2. Декарбоксилирование аминокислот
- 7.4.2.3. Трансаминирование аминокислот
- 7.4.2.4. Дезаминирование аминокислот
- 7.4.3. Устранение аммиака из организма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 8. Обмен воды и минеральных соединений
- 8.1. Содержание и роль воды в организме человека
- 8.2. Потребность в воде
- 8.3. Содержание и роль минеральных веществ в организме человека
- 8.3.1. Содержание и роль минеральных кислот
- 8.3.2. Содержание и роль солей в организме
- Возрастные изменения минерального и органического компонентов костной ткани.
- 8.3.3. Содержание и роль ионов в организме человека
- 8.3.4. Минеральные буферные системы организма человека
- 8.4. Регуляция обмена воды и минеральных веществ в организме
- 8.5. Особенности обмена воды и минеральных соединений при занятиях физической культурой и спортом
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел II. Биохимические основы мышечной деятельности
- Глава 9. Биохимия мышц и мышечного сокращения
- 9.1. Химический состав мышечной ткани
- 9.2. Строение мышечной ткани
- 9.2.1. Строение мышечного волокна
- 9.3. Типы мышечных волокон
- 9.4. Механизм и химизм мышечного сокращения
- 9.4.1. Механизм мышечного сокращения
- 9.4.2. Химические превращения, обеспечивающие сокращение и расслабление мышцы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 10. Энергетика мышечной деятельности
- 10.1. Роль атф при мышечной работе
- 10.2. Пути ресинтеза атф при работе
- 10.2.1. Креатинфосфокиназная реакция
- 10.2.2. Ресинтез атф в процессе гликолиза
- 10.2.3. Миокиназная реакция
- 10.2.4. Аэробный ресинтез атф
- 10.2.5. Соотношение различных путей ресинтеза атф при работе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 11. Биохимические изменения в организме под влиянием мышечной работы
- 11.1. Срочные биохимические изменения
- 11.2. Отставленные изменения
- 11.3. Кумулятивные (накопительные) биохимические изменения
- 11.4. Зависимость срочных биохимических изменений от особенностей выполняемой тренировочной работы
- 11.4.1. Влияние мощности и продолжительности выполняемых упражнений на характер и глубину срочных биохимических изменений
- 11.4.2. Характеристика упражнений зоны максимальной мощности
- 11.4.3. Характеристика упражнений зоны субмаксимальной мощности
- 11.4.4. Характеристика биохимических изменений при выполнении упражнений зоны большой мощности
- 11.4.5. Характеристика биохимических изменений при выполнении упражнений зоны умеренной мощности
- 11.4.6. Характеристика различных метаболических состояний организма
- 11.4.7. Влияние продолжительности интервалов отдыха между повторными упражнениями на срочные биохимические изменения
- 11.4.8. Зависимость срочных биохимических изменений от режима деятельности мышц
- 11.4.9. Зависимость срочных биохимических изменений от количества участвующих в обеспечении работы мышц
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 12. Биохимия утомления
- 12.1. Понятие и общая характеристика утомления
- 12.2. Современные представления о природе и механизмах утомления
- 12.3. Биохимические изменения, вызывающие утомление при выполнении упражнений зоны максимальной мощности
- 12.4. Биохимические изменения, вызывающие утомление при выполнении упражнений зоны субмаксимальной мощности
- 12.5. Биохимические изменения, вызывающие утомление при выполнении упражнений зоны большой и умеренной мощности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 13. Биохимические превращения в период отдыха после мышечной работы
- 13.1. Гетерохронность восстановительных процессов
- 13.2. Пути ускорения восстановительных процессов
- 13.3. Явление суперкомпенсации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 14. Закономерности биохимической адаптации под влиянием систематической тренировки
- 14.1. Понятие о срочной и долговременной адаптации
- 14.2. Биохимические предпосылки основных принципов спортивной тренировки
- 14.3. Эффект повторной работы, выполняемой в период недовосстановления после предыдущей.
- 14.4. Эффект повторной работы, выполняемой в период суперкомпенсации, вызванной предыдущей работой
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 15. Биохимические основы скоростно-силовых качеств
- 15.1. Биохимические факторы, определяющие проявление силы и быстроты
- 15.2. Биохимическое обоснование методики совершенствования силовых и скоростных способностей.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 16. Биохимические основы выносливости
- 16.1. Биохимические факторы, определяющие проявление алактатного компонента выносливости
- 16.2. Биохимические факторы, определяющие проявление гликолитического компонента выносливости
- 16.3. Биохимические факторы, определяющие проявление аэробного компонента выносливости
- 16.4. Специфичность различных компонентов выносливости
- 16.5. Методы оценки алактатного компонента выносливости
- 16.6. Методы оценки гликолитического компонента выносливости
- 16.7. Методы оценки аэробного компонента выносливости
- 16.8. Биохимическая характеристика средств и методов совершенствования различных компонентов выносливости
- 16.8.1. Тренировка алактатного компонента выносливости
- 16.8.2. Совершенствование гликолитического компонента выносливости
- 16.8.3. Биохимическое обоснование средств и методов совершенствования аэробного компонента выносливости
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 17. Биохимическое обоснование особенностей методики занятий физическими упражнениями и спортом с лицами разного возраста
- 17.1. Биохимические особенности растущего организма
- Относительное потребление кислорода детьми и подростками в состоянии покоя
- 17.2. Биохимические особенности стареющего организма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 18. Биохимический контроль в процессе занятий физической культурой и спортом
- 18.1. Объекты биохимических исследований
- 18.2. Тесты, используемые в биохимическом контроле в процессе занятий физической культурой и спортом
- 18.3. Химические исследования выдыхаемого воздуха
- 18.3.1. Максимальное потребление кислорода (мпк)
- 18.3.2. Дыхательный коэффициент (дк)
- 18.3.3. Неметаболический «излишек» со2
- 18.3.4. Кислородный долг.
- 18.4. Биохимические исследования крови
- 18.4.1. Определение кислотно-щелочного равновесия крови
- 18.4.2. Определение содержания молочной кислоты в крови
- 18.4.3. Определение содержания мочевины в крови
- 18.4.4. Определение количества и активности ферментов в крови
- 18.5. Исследование мышечной ткани
- 18.6. Выбор биохимических показателей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 19. Биохимические основы рационального питания при занятиях физической культурой и спортом
- 19.1. Сбалансированность важнейших компонентов питания
- 19.2. Суточные энерготраты организма человека
- 19.3. Суточная потребность в углеводах, жирах, белках
- 19.4. Белковый компонент питания
- 19.5. Липидный компонент питания
- 19.6. Углеводный компонент питания
- 19.7. Обеспечение потребности в витаминах
- 19.8. Удовлетворение потребности в минеральных соединениях
- 19.9. Потребность в воде и пути ее удовлетворения
- 19.10. Специфические функции питания
- 19.11. Биологически активные пищевые добавки
- 19.11.1. Адаптогены
- 19.11.2. Ноотропы
- 19.11.3. Препараты энергетического и пластического действия
- 19.11.4. Антиоксиданты и антигипоксанты
- 19.11.5. Витамины и витаминные комплексы
- 19.11.6. Стимуляторы кроветворения
- 19.12. Режим питания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список литературы
- На последнюю страницу обложки