logo search
Сборник 2013

Изучение питания современного студента медицинского университета

Омарова Д.М. (4 курс, леч. ф-т)

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Кафедра общей гигиены

Научный руководитель – асс. Кокшаров А.В.

Актуальность. На современном этапе выделяют ряд специфических особенностей обучения в высшем учебном заведении медицинского профиля: высокая интенсивность труда, большой поток информации, психические нагрузки, начало самостоятельной жизни, ночные дежурства в клиниках [Сетко А.Г. и др., 2012]. Дефицит времени приводит к ускорению ритма жизни, что может повлиять на организацию режимных моментов распорядка дня студентов, одним из которых является питание. Отмечается увеличение частоты патологии желудочно-кишечного тракта и алиментарнозависимых заболеваний у студентов высших учебных заведений, в том числе медицинского профиля [Проскурякова Л.А., 2008]. Учитывая столь многофакторное воздействие образовательного процесса, соблюдение принципов рационального питания способно быть эффективным методом первичной и вторичной профилактики заболеваний человека.

Цель исследования – оценить организацию и характер питания студентов старших курсов обучающихся в Челябинском медицинском университете.

Материалы и методы. Изучение питания проводилось с использованием опросника: «Оценка фактического питания и пищевых привычек населения», разработанного в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины МЗ РФ и НИИ питания РАМН. В анкетировании приняли участие 154 студента 4-го курса лечебного факультета (40 мужчин и 114 женщин) в возрасте от 19 до 23 лет. Опросник состоял из 25 вопросов, позволяющих получить сведения об антропометрических данных, информированности о принципах здорового питания, пищевых привычках.

Результаты и их обсуждение. Обработка материалов исследования позволила рассчитать среднее значение индекса массы тела (ИМТ) мужчин - 23,3±3,0 и женщин - 20,9±3,3. В результате было установлено, что все обследованные относятся к группе с оптимальным ИМТ. Информированность респондентов о принципах здорового питания была высокой: 72,7% считают необходимым ежедневное потребление не менее 400 г. свежих овощей и фруктов, 67,5% в выборе молока отдают предпочтение сортам с жирностью от 3,5%, 69,0% употребляют йодированную соль, 53,2% полагают, что лучшим жиром для готовки является растительное масло. Однако, несмотря на высокий процент осведомленности студентов о принципах здорового питания, изучение их собственных пищевых привычек демонстрирует то, что часть респондентов эти знания не используют. Так, число приемов пищи у 35,0% студентов составляет 1-2 раза в день. В 75,3% случаев студенты пропускают завтраки из-за недостатка времени и отсутствия привычки завтракать по утрам. Частое употребление «фаст-фуда» отмечают 11,1% опрошенных, что соответствует числу респондентов, которые «фаст-фудом» никогда не питаются (12,3%). Характеристика дневного рациона отражает преобладание углеводной пищи (ежедневное употребление сладостей - 54,0%), редкое включение в рацион рыбы (16,9%), круп (19,5%), овощей и фруктов (33,8%), что в свою очередь приводит к дефициту витаминов (витамин С и группы В) и микронутриентов (селен, фтор), недостатку полиненасыщенных жирных кислот, недостаточному количеству пищевых волокон. Обезжиренное молоко (0,5%) и молоко с низким содержанием жира (2,5%) используют 31,2% опрошенных, а 27,3% молоко не употребляют.

Выводы: 1. Все респонденты имеют оптимальный индекс массы тела. 2. Информированность студентов о принципах здорового питания достаточно высока. 3. Структура питания современных студентов характеризуется снижением потребления наиболее биологически ценных продуктов питания. 4. Рацион студентов отличается однообразием перечня продуктов питания и нерегулярным приемом пищи.