logo
Сборник 2013

Организационные и коммуникативные характеристики лидера

Мухаметжанова Р.И. (2 курс, фарм. ф-т), Силина Ю.С. (2 курс, фарм. ф-т), Ханнанова Ю.Р. (2 курс, фарм. ф-т)

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрав России

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

Научный руководитель – преп. Браунбек И.Г.

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем - потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер, несущий определенную культуру, определяющую модель всей организации.

Целью исследования является изучение особенностей организационных и коммуникативных характеристик студентов ЮУГМУ. В качестве основной методики нами выбрана методика «Коммуникативные и организаторские склонности». Констатирующий эксперимент был осуществлен среди 80 студентов лечебного факультета.

В результате проведенного исследования были выявлены следующие показатели.

Итак, по первому параметру - коммуникативные умения - среди первокурсников 42,5% опрошенных показали низкий уровень, 17,5% - ниже среднего, 20% - средний уровень, 7,5% - высокий и 12,5% - очень высокий уровень. В целом, это показывает преобладающий довольно низкий уровень коммуникативных способностей у первокурсников и говорит об отсутствии навыков, необходимых для налаживание четкой коммуникационной структуры в группе. При опросе пятикурсников нами были выявлены следующие показатели распределения: 30% имеют низкий уровень коммуникативных качеств, 15% опрошенных ниже среднего, 12,5% - средний, 12,5% - высокий и 30% - очень высокий. Такой разброс результатов, а именно одинаково высокий процент опрошенных с низким и с очень высоким уровнем развития коммуникативных качеств, обозначает довольно сложную картину, наблюдающуюся у студентов 5 курса – наряду с опрошенными, не способными создавать единую коммуникацию, имеются студенты, способные к управлению другими.

По второму параметру - организаторские умения - было выявлено: 52,5% первокурсников имеют низкий уровень, 30% - ниже среднего, 5% - средний, 10% - высокий и всего лишь 2,5% - очень высокий. В итоге, среди первокурсников больше половины опрошенных имеют низкий уровень и лишь небольшая часть опрошенных с очень высоким уровнем организаторских умений. Это говорит о слабо развитой организационной культуре среди членов первой группы. Среди пятикурсников: 40% умеют низкий уровень организаторских умений, 42,5% обладают уровнем ниже среднего, 5% -средний, 12,5% - высокий уровень. Студентов с очень высоким уровнем не оказалось вообще. По полученным данным видно, что среди опрошенных второй группы так же преобладают студенты с низкими организационными способностями, и лишь небольшая часть студентов 5 курса способна вести организационную деятельность.

Итак, наблюдается выраженная тенденция к повышению уровня коммуникативных способностей и практически неизменяемая тенденция в выявленном уровне организационных способностей. В целом, полученные результаты можно объяснить приобретением за годы обучения навыков, свойственных руководящим должностям, а также готовностью принимать важные решения и нести ответственность, в первую очередь, за свою деятельность, а также за деятельность других, что непосредственно отразится в успешной профессиональной деятельности.