logo
Сборник 2013

Эмоциональный статус студентов начальных курсов южно-уральского государственного медицинского университета

Перевощикова А.А. (1 курс, пед ф-т.)

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

Научный руководитель – преп. Чернецова М.О.

Актуальность темы определяется тем, что в ВУЗе характер учебы отличается от характера учебы в школе. Возрастает нагрузка в целом, а именно ответственность за учебный процесс, личная ответственность за финансовое благополучие и др.

Цель исследования: Определить ведущий эмоциональный статус у студентов начальных курсов

Материалы и методы: Нами было опрошено 67 студентов 1 и 2 курса лечебного и педиатрического факультетов. Были использованы психодиагностические методики: проективный тест "Несуществующее животное", тест самооценки тревожности Спилбергера-Ханина, тест показателей и форм агрессии Басса-Дарки.

Результаты исследования: При исследовании ситуативной тревожности по тестам Спилбергера-Ханина у большинства студентов обнаружены: 52,2% - нормальный уровень. 40,6% - высокий уровень. Исследование личностной тревожности показало, что 47,8% студентов имеют нормальный и 49,3% - высокий уровень. При исследовании форм выраженности агрессии про тесту Басса-Дарки были получены результаты: физическая агрессия: 75% - низкий и средний уровень, 25% - высокий уровень; вербальная агрессия 67,7% - низкий и средний, 32.3% - высокий; косвенная агрессия: 56,8% - низкий и средний, 44,2% - высокий; негативизм: 68.6% - низкий и средний, 32,4% - высокий; раздражение: 83,8% - низкий и средний, 31,8% - высокий; подозрительность: 72,9% - низкий и средний. 25,1% - высокий; обида: 89,7% - низкий и средний, 10,3% - высокий : чувства вины: 36.8 - низкий и средний, 64,4% - высокий. При анализе результатов проективного теста «Несуществующее животное» были отмечены элементы агрессивной защиты в количестве: 20,6% - от родителей и людей с более высоким социальным статусом, 16,2% - от сверстников. 27,9% - от всего окружающего мира. 35,3% - не защищаются. Элементы пассивной защиты так же представлены на рисунках студентов, например, количество студентов, с выявленной пассивной и агрессивной защиты, равно. А в других сферах соответствует: 8,8% - от родителей и людей с более высоким социальным статусом, 58,8 % от всего окружающего мира, 16,2% - не защищаются. По этим же рисункам выявлено, что у 48% - студентов повышенный уровень тревожности, у 22% - прослеживаются астенические элементы, 30% - чувствуют себя комфортно. Представление себя окружающим: 44% - угрожающее, 30% - нейтральное, 26% - угрожаемые. В рисунках студентов отражено, что 45,5% - проявляют страхи вербального самовыражения, 26,5% - вербально агрессивны.

Выводы: У половины студентов наблюдается высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. У трети студентов высокий уровень агрессивности по всем формам, при этом высокий уровень чувства вины определяется у 64% студентов, высокий уровень косвенной агрессии - у 44,2% студентов. По анализу рисунков большинство студентов применяют способы пассивной и агрессивной защиты, половина студентов имеют повышенный уровень тревожности и боятся вербального самовыражения.