logo
Сборник 2013

Изучение креативности студентов юугму

Жданова Т.Э. (1 курс, пед. ф-т)

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрав России

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

Научный руководитель – преп. Браунбек И.Г.

В сознании понятия «умный» и «сообразительный» выступают почти синонимами. По-настоящему умным считают человека, способного справляться с задачами, алгоритм решения которых ему заранее не известен, а возможно, не известен вообще никому. В настоящее время, когда ежедневные события выставляют перед любым человеком самые разнообразные задачки каждому становится необходимо уметь быстро и самое главное правильно находить их решение.

Цель исследования – изучить особенности креативности студентов ЮУГМУ.

Для достижения указанной цели нами была использована методика «Тест креативности».

Креативность (от англ. creative - творческий) - это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Креативный человек всегда более терпим к окружающим: он признает, что привычный для него способ поведения может быть не самым лучшим, и принят им именно в силу его жизненного опыта. При этом, каждый (любой другой) живет в рамках собственного мировосприятия и видит этот мир по-своему, самостоятельно, не так, как ему диктуют окружающие. Американский психолог Дж.П.Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно «дивергентное мышление»: это мышление, при котором поиск решения какой-либо проблемы ведется по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, а не сосредотачивается на нахождение «единственно правильного» решения; они склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые другие используют только одним, сугубо определенным образом, а также склонны формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Данный, дивергентный способ мышления, открытый и описанный Дж.П.Гилфордом лежит в основе творческого мышления.

В нашем исследование мы выявляли наличие креативности как таковой у студентов ЮУГМУ. В результате проведенного исследования были получены следующие данные.

Примерно у 80% респондентов выявлено преобладание невербальной креативности (по индексу оригинальности); а у оставшихся 20% респондентов выявлено преобладание вербальной креативности. У 20% респондентов выявлено преобладание индекса оригинальности и, также у 20% опрошенных выявлено преобладание индекса уникальности.

Необходимо отметить, что ни у одного из опрошенных респондентов не было обнаружено одинаковых показателей по индексу разработанности и оригинальности, при этом также нет ни одного, у кого бы полностью отсутствовали данные по общему индексу креативности.

Психологический анализ полученных данных показывает, прежде всего, несколько аспектов: во-первых, все респонденты показали наличие креативности в той или иной вариации; во-вторых, у респондентов преобладает невербальная креативность – что, с одной стороны, показывает развитость невербального аспекта психической деятельности этих студентов, а, с другой стороны, указывает на недостаточную сформированность коммуникативных навыков, особенно в части отражение невербального компонента взаимодействия путем словесного выражения.

Поэтому, с точки зрения практической значимости необходимо продолжение данного исследования в направлении определения факторов, раскрывающих недостаточную сформированность вербального компонента у студентов ЮУГМУ.