logo
Сборник 2013

Система оценки темпов развития физической подготовленности и функционального состояния школьников. Адаптирование технологии для студентов высших учебных заведений различного профиля

Черняев М.В. (6 курс, леч. ф-т.)

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Кафедра физической культуры

Научный руководитель – д.б.н., проф. Хоружев А.Г.

Проблема изучения физической и функциональной подготовки лиц разного пола и возраста актуальна. Необходима разработка скрининговыхэкспресс-методов оценки уровня готовности организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам, которые позволят изучать как большие группы лиц, так и давать четкую индивидуальную оценку. Кроме того, с целью профилактики, оздоровления и лечения необходимо ведение оптимального двигательного режима лицам разного пола, возраста и исходного уровня физической подготовки на основе тест-контроля и мониторинга. Необходимость достижения адекватных результатов профилактики и лечения требует как определения текущего уровня работоспособности, так и прогнозирования ее на ближайшее будущее.

В связи с этим на кафедре физической культуры ГБОУ ВПО ЮУГМУ была разработана и внедрена система оценки физической и функциональной подготовленности (ФиФП) и оценочные критерии к тестам, входящим в систему. ФиФП прошла апробацию более чем на 7000 взрослых и 4000 детей, а с момента внедрения проведена оценка работоспособности свыше 30000 человек.

В период с 2007 по 2013 год была проведена оценка ФиФП1429 детей в возрасте от 3 до 17 лет, в том числе 660 мальчиков и 769 девочек. Базируясь на данных разработанной системы оценки ФиФП, было проведено тестирование на частных моделях, таких как МПК, PWC170, беговые тесты, силовая подготовка и некоторые другие. Функциональное состояние характеризовали тесты PWC170, МПК и индекс Скибински. Результатом явились данные о том, что работоспособность у юношей уровня взрослых к 17-18 годам. Уровня взрослых женщин показатели девочек достигают в 14 лет. Показатели функционального состояния имеют волнообразную изменчивость, что при графическом изображении позволяет выделить 7 периодов подъема и спадов, отмечается цикличность периодов, с определенным опережением у девочек, но и более быстрым спадом. Отмечается общая закономерность снижения темпов развития функционального состояния после 9-10 лет, в сравнении с предыдущими периодами, и выраженными ретардационными периодами с 15-16 лет.

Особенностью системы ФиФП это возможность оценки «двигательного возраста», которая являет следующие результаты: в 11 лет отставание у 14.7%, в 12 лет отставание у 26%, в 13 лет у 44%, в 14 лет отставание у 72%, в 15 лет 78,8%, в 17 лет 99%. Неутешительным результатом этого наблюдения является факт того, что молодые люди, неготовые к выполнению рассчитанных наих паспортный возраст нагрузок, в том числе учебных, становятся студентами ВУЗа. Находясь в условиях дисстресса ситуация усугубляется, в результате чего общество не имеет здоровых специалистов. Яркой иллюстрацией этого является то, что лишь 3,5% проходящих медицинское обследование в военкоматах юношей не имеют ограничений к строевой службе. В итоге неблагоприятная картина создает преграды к развитию науки, экономического и социального потенциала государства.

Таким образом, нам представляется, что границей между нормой и патологией является отставание «двигательного возраста» от паспортного при оценке детей и студентов ВУЗов. Разработанная система оценки ФиФП позволяет проводить мониторинг функциональной и физической подготовленности как индивида, так и групп лиц любой численности в динамике. Практические выкладки положили основу к составлению и выпуску методического пособия «Тестовый контроль в системе физической и функциональной подготовленности курсантов» (Хоружев А.Г., Черняев М.В., Челябинск 2011 – 56 с.)