logo
Сборник 2013

Мнение граждан пожилого и старческого возраста об организации медицинской помощи на догоспитальном этапе

Калонова М. А. (5 курс, леч. ф-т), Медведева М. В. (5 курс, леч. ф-т), Голова Е. В. (5 курс. леч. ф-т)

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Научный руководитель – к. м. н. доц. Семченко Л. Н.

Актуальность: постарение населения делает актуальной проблему оказания медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста, около 80,0% которых страдают множественной хронической патологией. Потребность в медицинском обслуживании пожилых лиц на 50,0% больше, чем для популяции среднего возраста, а потребность в медицинской помощи населения старше 60 лет в три раза превышает аналогичный показатель для остального населения. Это приводит к нарастанию социально-экономических и медицинских проблем и требует проведения структурных преобразований в здравоохранении, направленных на увеличение объемов и доступности медицинской помощи пожилым [Хальфин Р.А., 2003].

Цель исследования: проблемы организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста.

Материалы и методы исследования: методом анкетирования был проведен опрос 142 пациентов от 50 лет и старше, обратившихся за медицинской помощью в поликлиники МБУЗ ГКБ № 1, № 9 и № 15 г. Челябинска.

Результаты и их обсуждение: одной из проблем в организации медицинской помощи пожилым и престарелым пациентам является невозможность получить специализированную медицинскую помощь, на что указали 66,9% опрошенных. Самостоятельно взять в поликлинике талон на прием к врачу могут только 14,0% респондентов, заказать же талон по телефону практически невозможно, так ответили 70,1%. Придя в поликлинику и выстояв в очереди, с первого раза не могут взять талон на прием к врачу 88,1% опрошенных. Около половины (48,6%) отметили, что им оказалась недоступной информация об условиях предоставления платных и бесплатных услуг. Каждому пятому (21,1%) предлагалось оплатить медицинскую помощь, которая, по его мнению, должна была быть оказана бесплатно. Недоброжелательное и невнимательное отношение своего участкового врача отметили 41,1% опрошенных. Только каждый четвертый (25,0%) в полном объеме всегда может выкупить лекарственные препараты, назначенные врачом. Конфликты с врачом имели 23,4% респондентов. Основные причины: нежелание выслушать жалобы пациента (36,4%), невнимательность врача (25,4%), неуважительное отношение (25,0%), нечеткие и неконкретные рекомендации (13,2%). Практически 100,0% ответили, что не знают, есть ли в поликлинике выездная форма работы, ведет ли прием врач гериатр и могут ли они получить необходимую социальную и правовую помощь.

Выводы: данные социологического опроса свидетельствуют о наличии дефектов амбулаторногообслуживания пациентов пожилого и старческого возраста, прежде всего касающихся организационной доступности специализированной медицинской, медико-социальной и гериатрической помощи, приобретения лекарственных препаратов, этики и деонтологии. Большинство участников социологического опроса (77,0%) вполне удовлетворены доступностью помощи участкового врача.  Вместе с тем, доступностью помощи узких специалистов полностью удовлетворены только 33,1% опрошенных.

Литература: 1. Хальфин, P. A. Актуальные вопросы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации/ P.A. Хальфин// Здравоохранение. - 2003. - № 10. - С. 19-26.