Раздел 3. Гигиена воздушной среды
Тема 1. Гигиенические аспекты физических свойств
и химического состава воздуха
Между составом земной атмосферы и биологическими феноменами существует сложная взаимосвязь. («Влияние окружающей среды на здоровье человека». ВОЗ, 1974)
Занятие 3.1.1. Санитарно-гигиеническая оценка микроклимата помещения.
Цель: Изучить влияние метеорологических факторов на здоровье населения. Освоить методы определения микроклиматических факторов; научиться давать комплексную гигиеническую оценку микроклимата помещения.
План занятия
Понятия: погода, климат, микроклимат. Метеотропные заболевания. Физические свойства воздуха. Комплексное влияние метеорологических факторов на организм. Терморегуляция.
Гигиенические нормативы микроклимата жилых, учебных, лечебных, производственных помещений. Методы измерения метеорологических факторов.
Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения».
Погода – это совокупность физических свойств околоземного слоя атмосферы на определенный момент времени. Климат – многолетний режим погоды, характерный для конкретной местности. На земле различают 7 климатических поясов: тропический (013 географической широты; среднегодовая температура = +20-+24С); жаркий (13-26 северной и южной широты и +16-+30С); теплый (26-39 широты и +12-+16С); умеренный (39-52 широты и +8-+12С); холодный (52-65 широты и +4-+8С); суровый (65-78 широты и 0- -4С); полярный (69-90 широты и –4 и ниже С). Упрощенная классификация территории СНГ выделяет 4 климатических района: 1 – холодный, П – умеренный, Ш – теплый, 1У – жаркий. При этом в 1-м районе выделяется 5 подрайонов, во П-м и Ш-м – по 3, в 1У-м – 4. Отдельно стоит в классификации высокогорный климат (начиная с высоты 2000 м), для которого характерно сравнительно низкое атмосферное давление и парциальное давление кислорода; сухой, свободный от аллергенов и более ионизированный воздух, чем на равнине; сильные ветры, пониженная температура воздуха и интенсивная солнечная радиация. Эта классификация используется и при гигиеническом нормировании некоторых вредных факторов среды.
Метеотропные реакции. В момент прохождения синоптического фронта изменяются все метеофакторы, в том числе атмосферное давление, температура и влажность воздуха, его ионизация, скорость ветра. За 1-2 дня у метеочувствительных людей наблюдается обострение хронических, в том числе и стоматологических заболеваний.
Резкие изменения погоды, связанные с колебаниями атмосферного давления до 10 и более мм рт.ст. в сутки (нормальные суточные колебания составляют 1-2 мм рт.ст.) могут вызвать ухудшение самочувствия (головные боли, гипертензию, снижение работоспособности), но и болевые ощущения в закрытых полостях тела (суставах и области зубов). Изменения давления в полости коронки или канале корня зуба вызывают распространенные ноющие боли, повышение чувствительности зубов к холодному-горячему и давлению при жевании пищи.
Холодный и жаркий климат могут провоцировать заболевания зубов и полости рта. В условиях холодного климата Севера и Сибири и характерных для этих мест нарушений в питании часты заболевания кариесом, сочетающиеся с признаками С- и Р-витаминной недостаточности (снижение сопротивляемости к инфекциям и неблагоприятным воздействиям, быстрая утомляемость, кровоточивость десен, гингивит). Снижение иммунной активности слюны ведет к усилению протеолитического действия ферментов микрофлоры полости рта. При работе на морозе и вдыхании воздуха ртом возможны также механические повреждения зубов (трещины эмали). Жаркий климат также провоцирует кариозный процесс (по теории А.Э. Шарпенака это связано с обеднением тканей, в т.ч. зубов, белками в результате ускоренного распада белков и замедленного их синтеза). Провоцирующим фактором служит недостаток витамина В1 в результате потери водорастворимых витаминов с потом.
Акклиматизация – это адаптация организма человека к новым климатическим условиям, обусловленная выработкой нового динамического стереотипа. Скорость и степень акклиматизации зависят от особенностей жилища, питания, одежды, режима дня, состояния здоровья и иммунореактивности индивидуума. Различают 3 фазы акклиматизации: 1) фаза первичных реакций; 2) фаза перестройки динамического стереотипа; 3) фаза адаптации.
Микроклимат – сочетание физических свойств воздуха в ограниченном пространстве: отдельных помещениях, городе или лесном массиве, под одеждой и т.п. Состояние микроклиматических факторов обуславливает особенности терморегуляции организма человека.
Терморегуляция осуществляется за счет баланса процессов теплопродукции (Q прод.) и теплоотдачи организма. Кроме теплопродукции тело человека может получать конвекционное тепло от окружающего воздуха и радиационное – от нагретых предметов (Q внеш.). Основные механизмы отдачи тепла телом человека: проведение (кондукция) в прилегающие к коже слои воздуха и предметы (Q конд.) и конвекция нагретого воздуха (Q конв.), излучение к менее нагретым предметам (Q изл.), испарение пота с кожи и влаги с дыхательных путей (Q исп.), нагревание до 37С вдыхаемого воздуха (Q нагр.). При нормальной терморегуляции Q прод. + Q внеш. = Q конд.+ Q конв.+ Q изл.+ Q исп.+ Q нагр.
При повышенной температуре воздуха высокая влажность препятствует испарению влаги и увеличивает опасность перегревания организма. Высокая влажность при низкой температуре увеличивает опасность переохлаждения, поскольку влажный воздух, заполняющий поры одежды, в отличие от сухого воздуха – хороший проводник тепла. Высокая скорость движения воздуха увеличивает теплоотдачу, если его температура ниже температуры кожи, и, наоборот, увеличивает тепловую нагрузку на организм при температуре, превышающей температуру кожи.
Таблица 37. Гигиенические нормативы параметров микроклимата
- Министерство образования и науки рф
- Российский университет дружбы народов
- Максименко л.В., Гурова а.И.
- Гигиена для стоматологов
- Введение
- 2. Методы изучения реакций живого организма:
- Задачи гигиены:
- Раздел 1. Гигиена питания
- Тема 1.1. Рациональное, диетическое и лечебно-профилактическое питание Занятие 1.1.1. Рациональное питание
- План занятия:
- Классификация болезней неправильного питания
- Деятельности (включая основной обмен)
- Белках, жирах и углеводах (в сутки)
- Жирорастворимые витамины
- Водорастворимые витамины
- Минеральные вещества
- Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания»
- Задание
- Занятие 1.1.2. Диетическое и лечебно- профилактическое питание
- План занятия:
- Диетическое питание
- Основные принципиальные схемы организации дп
- Характеристика основных лечебных диет
- Характеристика стандартных диет
- Лечебно-профилактическое питание
- Лечебно-профилактическое питание для лиц, проживающих в геохимических провинциях с повышенным или пониженным содержанием фторидов
- Лечебно-профилактическое питание при кариесе зубов
- Лечебно-профилактическое питание при флюорозе
- Биологически активные добавки как элемент лечебно-профилактического питания
- Практическая работа «Выбор лп для больного; выбор вида лпп для работающего во вредных условиях и для проживающего в геохимической провинции» (ситуационные задачи)
- Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
- Занятие 1.2.1. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения
- План занятия
- 1.2.1.1. Санитарная экспертиза мяса.
- 1. Органолептическое исследование мяса
- 2. Химическое исследование мяса
- 3. Бактериологическое исследование мяса
- 4. Гельминтологическое исследование мяса
- 1.2.1.2. Санитарная экспертиза рыбы
- 1. Органолептическое исследование рыбы
- 2. Гельминтологическое исследование рыбы
- 1.2.1.3. Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
- 1. Органолептическое исследование молока
- 2. Физико-химическое исследование молока
- Нормы цельного, свежего доброкачественного молока:
- Занятие 1.2.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения
- План занятия:
- Санитарная экспертиза хлеба
- Лабораторное задание
- 1.Органолептическое исследование формового хлеба
- 2. Определение физико-химических свойств хлеба
- 1). Определение влажности.
- 2). Определение пористости.
- 3). Определение кислотности.
- Тема 1.3. Пищевые отравления
- Классификация пищевых отравлений
- Отравления микробной природы
- Отравления бактериальной природы Пищевые токсикоинфекции
- Бактериальные токсикозы
- Микотоксикозы
- Отравления немикробной этиологии
- Отравления грибами
- Отравление ядовитыми растениями
- Сорняковые токсикозы
- Отравление продуктами животного происхождения.
- Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
- Отравления токсичными примесями к пище Отравление тяжелыми металлами
- Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
- Практическое задание (ситуационные задачи)
- Раздел 2. Гигиена воды
- Тема 2.1. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация систем водоснабжения. Выбор источника водоснабжения
- Зоны санитарной охраны (зсо) источников питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1110-02)
- Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
- Оценка качества питьевой воды
- Оценка качества питьевой воды при централизованной системе водоснабжения
- Оценка качества воды нецентрализованных источников водоснабжения
- При нецентрализованном водоснабжении
- Лабораторная работа «Оценка качества питьевой воды»
- Определение цветности воды
- Лабораторное задание
- Определение прозрачности воды
- Лабораторное задание
- Определение запаха воды
- Лабораторное задание
- Определение реакции воды
- Лабораторное задание
- Определение общей жесткости воды
- Лабораторное задание
- Определение содержания аммиака (аммонийных солей)
- Лабораторное задание
- Определение содержания нитритов
- Лабораторное задание
- Определение содержания хлоридов в воде
- Лабораторное задание
- 9. Прямое определение фторидов в воде
- Лабораторное задание
- Тема 2.2. Методы очистки, обеззараживания и улучшения качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация и характеристика методов очистки воды
- Методы обеззараживания воды
- Специальные методы улучшения качества воды
- Лабораторная работа
- Определение дозы коагулянта для очистки воды
- Лабораторное задание
- I. Определение карбонатной жесткости воды
- II. Выбор дозы коагулянта
- 2. Пробное хлорирование воды
- Лабораторное задание
- 1. Определение хлорпотребности воды
- I. Определение концентрации активного хлора в хлорной извести
- II. Выбор дозы хлора для нормального хлорирования
- 2. Решение ситуационных задач на дефторирование и фторирование питьевой воды
- I. Дефторирование воды методом разбавления
- II. Фторирование воды
- Раздел 3. Гигиена воздушной среды
- Некоторых помещений в умеренном климате
- Методы измерения параметров микроклимата
- При разных температурах
- При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения» Задание
- Занятие 3.1.2. Гигиеническая оценка качества воздуха помещений
- План занятия
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка содержания в воздухе помещений углекислого газа, пылевого и микробного загрязнения».
- Обесцвечивающего 20 мл 0,005 % раствора соды
- Лабораторное задание
- Тема 3.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима и освещения помещений
- План занятия
- Умеренной климатической зоны северного полушария
- Оценка искусственного освещения помещения
- Раздел 4. Радиационная гигиена
- Тема 4.1. Естественная и искусственная радиоактивность. Радиометрия объектов среды
- План занятия
- Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды»
- Порядок работы с радиометром, снабженным газоразрядным счетчиком
- Определение скорости счета от фона (Nф)
- Определение эффективности счета прибора (эс) по эталону
- Определение абсолютной активности препаратов (Апр)
- Тема 4.2. Дозы ионизирующего излучения, дозовые пределы облучения, дозиметрия
- План занятия
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Генетическое действие ионизирующих излучений
- Детерминированные и стохастические эффекты облучения.
- Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
- Гигиеническое нормирование облучения человека
- По группам критических органов
- Ограничения медицинского облучения населения
- Дозиметрия
- Лабораторная работа «Определение и оценка дозы ионизирующего излучения, полученной при работе» Лабораторное задание
- Тема 4.3. Организация защиты при работе с источниками ионизирующих излучений
- План занятия
- Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
- Безопасность труда медицинских работников при использовании источников ионизирующей радиации
- Раздел 1. Гигиена питания____________________________6