План занятия
Радиоактивность, мера активности, единицы радиоактивности. Естественные и искусственные радиоактивные изотопы. Виды радиоактивных превращений.
Характеристика основных видов радиоактивных лучей: корпускулярных потоков и электромагнитных колебаний.
Принципы гигиенического нормирования радиоактивного загрязнения воздуха, воды, пищевых продуктов.
Методы определения радиоактивности.
5. Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды».
Радиоактивность - самопроизвольное превращение ядер атомов одних элементов в другие, сопровождающееся испусканием ионизирующих излучений.
Единицы радиоактивности: беккерель (Бк) - в Международной системе единиц Си; 1 Бк = 1 распад/сек; кюри (Ки) - внесистемная единица радиоактивности; 1 Ки = 3,7·1010 расп./сек или 2,2·1012 расп./мин.
Удельная радиоактивность воды и других жидкостей выражается в Бк/л или Ки/л; пищевых продуктов и других твердых веществ – в Бк/кг или Ки/кг.
Непрямая единица активности мг-экв Ra (милиграмм-эквивалент радия) соответствует активности какого-либо изотопа, создающего вокруг источника такую же степень ионизации воздуха, как -излучение 1 мг радия.
Виды радиоактивных превращений, сопровождающиеся излучением ионизирующей радиации:
Альфа-распад характерен для естественных радиоактивных изотопов с большими порядковыми номерами и малыми энергиями внутриатомных связей. Пример: 22688Ra 42 + 22286Rn + . Выделяется -частица и -квант.
Электронный бета-распад возможен как у естественных, так и у искусственных изотопов: 4019K e –1 + 4020Ca + + . Выделяется электрон, нейтрино и -квант.
3. Позитронный бета-распад имеет место у некоторых искусственных изотопов: 3215P e +1 + 3214Si. Выделяется позитрон.
4. К-захват (захват ядром электрона с К-орбиты): 6429Cu + e –1 6428 Ni + . Выделяется нейтрино.
Деление ядер – бывает только у радиоактивных элементов с большим атомным номером при ядерных реакциях с нейтронами: 23592U + 10n 9036Kr + 14056Ba +5 10 n. Выделяются нейтроны, идет цепная реакция.
Скорость распада ядер атомов определяет не только радиоактивность изотопа, но и его период полураспада – отрезок времени, в течение которого происходит распад 50% ядер изотопа и радиоактивность снижается в 2 раза.
Таблица 46. Свойства основных видов лучей радиоактивного распада
Виды лучей | Масса, ед. массы | Заряд | Характер взаимодействия с веществом | Плотность ионизации в воздухе (1 см пути) | Длина пробега в воздухе | Длина пробега в тканях тела |
a-лучи | 4,04 | +2 | Возбуждение, ионизация атомов | Сотни тысяч пар ионов | <10 см | <0,05 мм |
-лучи | 0,00055 | 1, +1 | Возбуждение, ионизация, тормозное R-излучение | Сотни пар ионов | 10-20 м | 1 см |
-лучи | 0,0011 | 0 | Ионизация, фотоэффект | Единицы пар ионов | Сотни м | <2 м |
Нейтроны | 1,02 | 0 | Ядерные реакции, наведенная активность | Ионизация вторична | Сотни м | Метры |
В качестве -излучателей используют искусственные изотопы: 60Co, 75Se, 109Cd, 104Cs, 107Cs и другие. В качестве излучателей нейтронов могут служить Ra+Be, Po+Be, Po+B. К -излучателям относятся 32P, 90Sr, 134Ce, 198Au и другие.
Радиоактивные изотопы по происхождению подразделяются на естественные, не связанные с деятельностью человека, и искусственные, полученные в результате ядерных реакций в реакторах при облучении стабильных химических элементов быстрыми нейтронами.
Естественный радиационный фон создает как внешнее облучение земной поверхности и населяющих ее живых существ, так и внутреннее облучение за счет попадающих внутрь организма (инкорпорированных) радионуклидов. Годовые эффективные эквивалентные дозы (ЭЭД) облучения гонад человека натуральными источниками радиации показаны в табл.47.
Внешние источники излучения включают:
Космическое излучение: а) первичное, состоящее из протонов (92%), альфа-частиц (7%), ядер атомов углерода, кислорода, азота и других элементов (1%); б) вторичное – результат взаимодействий первичных космических лучей с ядрами атомов воздуха, в результате которых образуются пары электрон-позитрон, нейтроны и мезоны. Интенсивность космического излучения уменьшается с приближением к земле.
Таблица 47. Годовые дозы облучения гонад за счет природных источников ионизирующего излучения
Природные источники ионизирующего излучения | Годовая ЭЭД, мбэр (мкЗв) | ||
Внешнее облучение | Внутреннее облучение | Суммарное облучение | |
Космические лучи | 30 (300) | нет | 30 (300) |
Космогенные нуклиды | нет | 1,5 (15) | 1,5 (15) |
Радионуклиды земного происхождения |
|
|
|
Калий-40 | 12 (120) | 18 (189) | 30 (300) |
Рубидий-87 | нет | 0,6 | (6) |
Ряд урана-238 | 9 (90) | 115 (1150) | 124 (1240) |
Ряд тория-232 | 14 (140) | 24 (240) | 38 (380) |
Сумма (округленно) | 65 (650) | 160 (1600) | 225 (2250) |
Радионуклиды литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы: а) изотопы, входящие в радиоактивные семейства урана (238U), тория (232Th) и актиноурана (235Ac), находящиеся в недрах земли, в т.ч. газообразные радон, торон и актинон, выносимые на поверхность с подземными водами и через трещины земной коры; б) изотопы, не входящие в семейства (40K, 48Ca, 87Rb) и другие; в) изотопы, возникающие при ядерных реакциях нейтронов с ядрами азота атмосферы – углерод (14С) и тритий (3Н). Из-за процессов, непрерывно идущих в атмосфере, гидросфере и литосфере происходит круговорот радионуклидов в природе. Горные породы имеют более высокую радиоактивность, чем осадочные, глинистые почвы более радиоактивны, чем песчаные. Такие строительные материалы как кирпич, бетон, цемент в 5-10 раз активнее известняка и в 50-80 раз активнее дерева. Радиоактивность животной и растительной пищи определяется активностью почвы и воды. В ней превалирует 40К, значительно меньше 226Ra, 14C, 3H, 87Rb и других радионуклидов.
Общая доза облучения внутренних половых органов (гонад) человека за счет естественного радиационного фона составляет примерно 200 мбэр в год. На земле есть области со значительно большим естественным излучением, создаваемым залежами радиоактивных пород (побережье Эспириту-Санту в Бразилии, штат Керала в Индии, области на юго-востоке Африки и другие).
Фоновое облучение современного человека может значительно превышать уровень естественного радиационного фона за счет антропогенных загрязнений. К ним относятся: Испытания ядерного оружия; предприятия по добыче, переработке и получению естественных и искусственных радиоактивных веществ; учреждения, предприятия и лаборатории, использующие радионуклиды в технологии производственных процессов. При атомных взрывах ядра урана-235 и плутония-239 расщепляются с образованием около 200 радиоактивных изотопов 36 химических элементов с периодом полураспада от нескольких секунд до тысяч лет, наибольшую опасность из которых в первые дни после взрыва представляет 131I, а через месяцы и годы - 90Sr и 137Cs.
Тело человека проявляет радиоактивность за счет присутствия радиоактивных изотопов, встречающихся в биосфере (40К, 14С, 87Pb, 3H и др.).
К радиоактивным отходам относятся остающиеся после работы материалы содержащие остатки радионуклидов, а также отработавшие источники радиации. Они могут быть твердыми, жидкими и газообразными. Радиоактивные отходы образуются при добыче радиоактивных руд урана (уран, радий, радон и другие продукты полураспада урана сосредоточены в рудничном воздухе, шахтных отвалах и шахтных водах). Жидкие, твердые, газообразные радиоактивные отходы образуются при работе ядерных реакторов (в т.ч. на атомных электростанциях); на предприятиях и в лабораториях радиоизотопных и радиологических отделений медицинских учреждений, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий, где используются радиоактивные изотопы. Попадая в атмосферный воздух, на почву и в воду, изотопы мигрируют в наземную растительность, попадают алиментарным и ингаляционным путем в организм животных и человека.
Переработка и обезвреживание радиоактивных отходов. Переработка отходов сводится к снижению их объема. Газообразные отходы задерживаются специальными фильтрами, вставленными в вытяжные трубопроводы. Отработавший фильтр удаляется вместе с твердыми отходами. Жидкие отходы подвергаются дистилляции, выпариванию, коагуляции, осаждению на ионообменных фильтрах, что делает возможным удаление радиоактивного осадка или отработавших ионообменных смол вместе с твердыми отходами.
Все твердые радиоактивные отходы на этапе сбора в рабочих помещениях помещают в полиэтиленовые мешки или металлические контейнеры-сборники и отправляют на дальнейшую переработку (измельчение, прессование, сжигание, цементирование).
Твердые и жидкие отходы, содержащие короткоживущие изотопы с периодом полураспада 15 суток (131I, 24Na, 27Mg, 31Si, 32P и др.) выдерживаются в бетонных резервуарах в течение времени, соответствующего 10 периодам полураспада (обычно не меньше 3 месяцев), после чего становятся практически неактивными.
Жидкие отходы можно также при малом объеме и низкой удельной активности разбавлять чистой водой до безопасного уровня радиоактивности, после чего сливать их в водоемы. Жидкие радиоактивные отходы в отдельных случаях непосредственно закачивают в грунт (нефтяные скважины, отработанные шахты, пещеры и гроты и другие естественные и искусственные углубления в земле и скальных породах).
Транспортировка радиоактивных отходов осуществляется в герметично закрытых свинцовых контейнерах. Удаление и захоронение радиоактивных отходов в связи с постоянным увеличением их количества представляет трудно разрешимую проблему. Могильники радиоактивных отходов устраивают на расстоянии не менее 1 км от населенных пунктов, в равнинной местности с песчаным грунтом и низким стоянием подземных вод Дозиметристы пункта захоронения проверяют герметичность и прочность упаковок, интенсивность - и нейтронного излучения, загрязненность радионуклидами. Контейнеры с отходами, залитыми жидким стеклом и загерметизированными, помещают в бетонированные подземные емкости, поверх которых устраивают бетонное перекрытие, полностью герметизирующее могильник. В ряде стран практикуется удаление радиоактивных отходов в моря, океаны и ближнее космическое пространство. Ни один из этих способов не гарантирует безопасности отходов в будущем.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство образования и науки рф
- Российский университет дружбы народов
- Максименко л.В., Гурова а.И.
- Гигиена для стоматологов
- Введение
- 2. Методы изучения реакций живого организма:
- Задачи гигиены:
- Раздел 1. Гигиена питания
- Тема 1.1. Рациональное, диетическое и лечебно-профилактическое питание Занятие 1.1.1. Рациональное питание
- План занятия:
- Классификация болезней неправильного питания
- Деятельности (включая основной обмен)
- Белках, жирах и углеводах (в сутки)
- Жирорастворимые витамины
- Водорастворимые витамины
- Минеральные вещества
- Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания»
- Задание
- Занятие 1.1.2. Диетическое и лечебно- профилактическое питание
- План занятия:
- Диетическое питание
- Основные принципиальные схемы организации дп
- Характеристика основных лечебных диет
- Характеристика стандартных диет
- Лечебно-профилактическое питание
- Лечебно-профилактическое питание для лиц, проживающих в геохимических провинциях с повышенным или пониженным содержанием фторидов
- Лечебно-профилактическое питание при кариесе зубов
- Лечебно-профилактическое питание при флюорозе
- Биологически активные добавки как элемент лечебно-профилактического питания
- Практическая работа «Выбор лп для больного; выбор вида лпп для работающего во вредных условиях и для проживающего в геохимической провинции» (ситуационные задачи)
- Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
- Занятие 1.2.1. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения
- План занятия
- 1.2.1.1. Санитарная экспертиза мяса.
- 1. Органолептическое исследование мяса
- 2. Химическое исследование мяса
- 3. Бактериологическое исследование мяса
- 4. Гельминтологическое исследование мяса
- 1.2.1.2. Санитарная экспертиза рыбы
- 1. Органолептическое исследование рыбы
- 2. Гельминтологическое исследование рыбы
- 1.2.1.3. Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
- 1. Органолептическое исследование молока
- 2. Физико-химическое исследование молока
- Нормы цельного, свежего доброкачественного молока:
- Занятие 1.2.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения
- План занятия:
- Санитарная экспертиза хлеба
- Лабораторное задание
- 1.Органолептическое исследование формового хлеба
- 2. Определение физико-химических свойств хлеба
- 1). Определение влажности.
- 2). Определение пористости.
- 3). Определение кислотности.
- Тема 1.3. Пищевые отравления
- Классификация пищевых отравлений
- Отравления микробной природы
- Отравления бактериальной природы Пищевые токсикоинфекции
- Бактериальные токсикозы
- Микотоксикозы
- Отравления немикробной этиологии
- Отравления грибами
- Отравление ядовитыми растениями
- Сорняковые токсикозы
- Отравление продуктами животного происхождения.
- Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
- Отравления токсичными примесями к пище Отравление тяжелыми металлами
- Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
- Практическое задание (ситуационные задачи)
- Раздел 2. Гигиена воды
- Тема 2.1. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация систем водоснабжения. Выбор источника водоснабжения
- Зоны санитарной охраны (зсо) источников питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1110-02)
- Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
- Оценка качества питьевой воды
- Оценка качества питьевой воды при централизованной системе водоснабжения
- Оценка качества воды нецентрализованных источников водоснабжения
- При нецентрализованном водоснабжении
- Лабораторная работа «Оценка качества питьевой воды»
- Определение цветности воды
- Лабораторное задание
- Определение прозрачности воды
- Лабораторное задание
- Определение запаха воды
- Лабораторное задание
- Определение реакции воды
- Лабораторное задание
- Определение общей жесткости воды
- Лабораторное задание
- Определение содержания аммиака (аммонийных солей)
- Лабораторное задание
- Определение содержания нитритов
- Лабораторное задание
- Определение содержания хлоридов в воде
- Лабораторное задание
- 9. Прямое определение фторидов в воде
- Лабораторное задание
- Тема 2.2. Методы очистки, обеззараживания и улучшения качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация и характеристика методов очистки воды
- Методы обеззараживания воды
- Специальные методы улучшения качества воды
- Лабораторная работа
- Определение дозы коагулянта для очистки воды
- Лабораторное задание
- I. Определение карбонатной жесткости воды
- II. Выбор дозы коагулянта
- 2. Пробное хлорирование воды
- Лабораторное задание
- 1. Определение хлорпотребности воды
- I. Определение концентрации активного хлора в хлорной извести
- II. Выбор дозы хлора для нормального хлорирования
- 2. Решение ситуационных задач на дефторирование и фторирование питьевой воды
- I. Дефторирование воды методом разбавления
- II. Фторирование воды
- Раздел 3. Гигиена воздушной среды
- Некоторых помещений в умеренном климате
- Методы измерения параметров микроклимата
- При разных температурах
- При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения» Задание
- Занятие 3.1.2. Гигиеническая оценка качества воздуха помещений
- План занятия
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка содержания в воздухе помещений углекислого газа, пылевого и микробного загрязнения».
- Обесцвечивающего 20 мл 0,005 % раствора соды
- Лабораторное задание
- Тема 3.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима и освещения помещений
- План занятия
- Умеренной климатической зоны северного полушария
- Оценка искусственного освещения помещения
- Раздел 4. Радиационная гигиена
- Тема 4.1. Естественная и искусственная радиоактивность. Радиометрия объектов среды
- План занятия
- Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды»
- Порядок работы с радиометром, снабженным газоразрядным счетчиком
- Определение скорости счета от фона (Nф)
- Определение эффективности счета прибора (эс) по эталону
- Определение абсолютной активности препаратов (Апр)
- Тема 4.2. Дозы ионизирующего излучения, дозовые пределы облучения, дозиметрия
- План занятия
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Генетическое действие ионизирующих излучений
- Детерминированные и стохастические эффекты облучения.
- Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
- Гигиеническое нормирование облучения человека
- По группам критических органов
- Ограничения медицинского облучения населения
- Дозиметрия
- Лабораторная работа «Определение и оценка дозы ионизирующего излучения, полученной при работе» Лабораторное задание
- Тема 4.3. Организация защиты при работе с источниками ионизирующих излучений
- План занятия
- Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
- Безопасность труда медицинских работников при использовании источников ионизирующей радиации
- Раздел 1. Гигиена питания____________________________6