logo
Учебное_пособие

Задание

  1. Перепишите в тетрадь данные, указанные в меню-раскладке, включая паспортную часть, так, чтобы остались свободные строчки после перечня продуктов каждого приема пищи и под таблицей.

  2. Пользуясь таблицами химического состава пищевых продуктов, рассчитайте и впишите в соответствующую строку таблицы содержание животных и растительных белков, животных и растительных жиров, углеводов, кальция, фосфора, фтора, витаминов А (в ретиноловом эквиваленте), В1 и С, а также калорийность для каждого продукта с учетом их количества.

  3. Подсчитайте и впишите в таблицу калорийность по каждому приему пищи и за сутки.

  4. Рассчитайте полученное с пищей количество фтора, для чего продукты разделите на группы с близким содержанием фтора:

1 группа – хлеб и крупы (содержание F - примерно 0,6 мг/кг);

2 группа – овощи, бахчевые, фрукты (0,2 мг/кг);

3 группа - мясные и рыбные изделия (0,4 мг/кг);

4 группа – молоко и молочные продукты (0,2 мг/кг).

  1. По профессиональной принадлежности, полу и возрасту человека найдите нормы состава его суточного рациона и впишите в тетрадь. Проанализируйте соответствие данного рациона физиологическим нормам питания2.

  2. Дайте санитарно-гигиеническое заключение, в котором укажите:

  1. соответствует ли энерготратам человека калорийность рациона; правильно ли она распределена по приемам пищи;

  2. достаточно ли белков в рационе, в т.ч. животных; достаточно ли жиров, в т.ч. растительных; соответствует ли норме количество углеводов; правильны ли соотношения между белками, жирами и углеводами;

  3. соответствует ли нормам содержание в рационе кальция, фосфора и фтора, а также соотношение Ca : P;

  4. соответствует ли нормам содержание витаминов.

7. Дайте рекомендации по улучшению состава рациона питания.

Пример 1:Оценка рациона питания ребенка. Установлено, что рацион ребенка избыточен по калорийности, содержит мало животных белков при нормальном общем их количестве, мало кальция и витамина С. В то же время в рационе слишком много углеводов (преимущественно в виде хлеба и круп), фосфора и витамина В1.Рекомендуется:уменьшить содержание в рационе хлеба, включить творог (содержащий хорошо усвояемый кальций и животные белки), добавить свежие фрукты, содержащие витамин С.

Пример 2: Оценка рациона питания работающего человека.

Установлено, что рацион питания молодого мужчины, занятого трудом средней тяжести, при сопоставлении с соответствующими физиологическими нормами, недостаточен по калорийности, содержанию животных белков, растительных жиров, углеводов, фосфора и витаминов А и С. Рекомендуется:увеличить содержание в рационе хлеба и круп, включить блюдо из печени или рыбы, содержащих животные белки и жиры, богатые витаминами А и Д; ввести в рацион цитрусовые (витамин С) или добавить салат из свежих овощей, заправленный подсолнечным маслом (растительный жир и витамин С).

Пример 3: Оценка содержания фтора в рационе.

Подсчитывается количество пищевых продуктов по группам. Предположим, в рационе содержится 600 г хлеба и зерновых продуктов, 600 г овощей и фруктов, 250 г изделий из мяса и рыбы, 500 г молочных продуктов. Перемножив содержание фтора в каждой группе продуктов на их массу (в кг) и просуммировав произведения, получим количество фтора в данном рационе:

0,60,6 + 0,60,2 + 0,250,4 + 0,50,2 = 0,68 мг фтора/сут.

Вывод: Поскольку фтор, содержащийся в пище, составляет около 1/3 общего количества фтора, поступающего в организм с водой и пищевыми продуктами, то общее количество получаемого данным человеком фтора за сутки составляет приблизительно 0,68  3 = 2,04 мг, что достаточно, поскольку норма для взрослого человека равна 2-3 мг/сут.