Водорастворимые витамины
Тиамин (вит. В1) в качестве кофермента участвует в обмене углеводов и ускоряет передачу нервных импульсов. При недостатке тиамина замедляется окисление образующейся при метаболизме глюкозы пировиноградной кислоты в мозге и тканях, что приводит к развитию алиментарного полиневрита (болезни «бери-бери»). При этом поражается нервная система, снижается иммунитет, появляются запоры, нарушается трофика тканей. Употребление значительного количества углеводов требует увеличения поступления в организм тиамина. Источники: хлеб из муки грубого помола, крупы (гречка), бобовые, курага, печень и дрожжи. Норма – (табл.7).
Рибофлавин (вит. В2) входит в состав окислительно-восстановительных ферментов, участвует в регуляции белкового, жирового и углеводного обмена. Недостаток рибофлавина в пище приводит к нарушению окислительных процессов и развитию хейлита или хейлоза, при которых мацерируется и слущивается эпителий вокруг рта (при ангулярном хейлите - только в углах губ), образуются трещины на губах, поражается конъюнктива глаз (светобоязнь, слезоточивость, тусклость видения). Диета, богатая жирами, требует повышенного количества витамина В2. Источники - рыба, мясо, молоко, яйца, печень, хлеб, гречневая и овсяная крупы. Норма – (табл.7).
Никотинамид (ниацин, вит. РР) – переносчик электронов в окислительно-восстановительных реакциях, обеспечивает клеточное дыхание, может служить антидепрессантом. При недостатке возникает пеллагра (деменция, диарея, дерматит). Источники: пивные дрожжи, крупы, хлеб из муки грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, грибы. Частично синтезируется в кишечнике с участием триптофана. Норма – (табл.7).
Аденин (вит. В4) – кофермент, участвующий в образовании лейкоцитов и кроветворных элементов костного мозга, печени и селезенки; играет важную роль в лечении лейкемий и гранулопений и в повышении иммунитета. Источники: дрожжи, рыба, печень и почки, частично синтезируется в кишечнике. Потребность - несколько миллиграмм в сутки.
Пантотеновая кислота (вит. В5, в Германии и США – В3) – составная часть коэнзима А, участвует в реакциях ацетилирования, катализирует синтез белков, регулирует жировой обмен. Источники - печень, дрожжи, говядина, молоко, сыр, яйца, зеленый горошек, ржаной хлеб, картофель. Норма – 15 мг/сут.
Пиридоксин (вит. В6) является коферментом для десятков ферментов, обеспечивающих катаболизм белков, углеводный (цикл Кребса) и липидный обмен; переводя гистидин в гистамин, усиливает иммунитет. При недостатке наблюдается мышечная слабость, раздражительность, своеобразные воспалительные изменения слизистой оболочки полости рта, языка и кожи. Источники - свиное и куриное мясо, печень, яйца, дрожжи, зерна злаков, бобовые, фрукты, зеленые овощи. Норма для взрослых 2 мг/сут. (при беременности и лактации выше), для детей 0,4-2 мг/ сут.
Холин (вит. В7) – липотропное вещество1 входит в состав фосфолипидов, ацетилхолина и неврина нейронов; обеспечивает освобождение печени от холестерина, усиливает ее антитоксическую функцию, влияет на белковый и жировой обмен, кроветворение и окислительные процессы. При недостатке холина затрудняется выведение холестерина, усиливается риск цирроза печени, атеросклероза и опухолевого роста. Источники: печень, мясо, яйца, молоко, жирный творог, зерновые. Норма 0,1-1,0 г/сут.
Биотин (вит. В8 или Н) – коэнзим, влияющий на нервно-трофическую функцию; переносчик СО2, участвует в цикле Кребса и жировом обмене. Источники: дрожжи, мясо, печень и сердце животных, почки, яйца, молоко, хлеб, бобовые, капуста, грибы, томаты. Норма 0,15-0,35 мг/сут.
Фолиевая кислота (вит. В6 или Вс) участвует в синтезе нуклеиновых кислот, метионина и холина; стимулирует кроветворение. Недостаток витамина ведет к нарушению пищеварения, частым кровотечениям, лейкемии. Источники - дрожжи, мясо, печень животных и рыбы, яйца, сыр, зеленые овощи, проростки пшеницы и ячменя. Норма 200-500 мкг/сут, при беременности и лактации 800 мкг.
Аскорбиновая кислота (вит. С) входит в белковую часть ферментных систем, участвует в окислительно-восстановительных процессах и обмене тирозина, поддерживает гомеостаз и иммунобиологическую резистентность, благоприятствует развитию костей и зубов, стимулирует образование коллагена, ускоряет регенерацию поврежденных тканей и пр. При недостатке снижается работоспособность, повышается проницаемость капилляров (геморрагический синдром), развивается вторичная анемия. При авитаминозе - скорбут (цинга), характеризующийся выраженными явлениями гингивита с кровоточивостью десен, расшатыванием и выпадением зубов. Источники - овощи и фрукты (шиповник, черная смородина, цитрусовые, киви, сладкий перец, зеленые овощи). Норма 70-120 мг (на 1000 ккал рациона 25 мг или на 1 г белка 1 мг витамина С).
Биофлавоноид (вит. Р, рутин, цитрин) регулирует проницаемость сосудистой стенки капилляров. При недостатке витаминов С и Р развивается геморрагический синдром. Авитаминоз вызывает скорбут. Источники те же, что и для витамина С, а также гречневая крупа и бобовые. Норма для взрослых 35-50 мг/сут., для детей 75-100 мг.
- Министерство образования и науки рф
- Российский университет дружбы народов
- Максименко л.В., Гурова а.И.
- Гигиена для стоматологов
- Введение
- 2. Методы изучения реакций живого организма:
- Задачи гигиены:
- Раздел 1. Гигиена питания
- Тема 1.1. Рациональное, диетическое и лечебно-профилактическое питание Занятие 1.1.1. Рациональное питание
- План занятия:
- Классификация болезней неправильного питания
- Деятельности (включая основной обмен)
- Белках, жирах и углеводах (в сутки)
- Жирорастворимые витамины
- Водорастворимые витамины
- Минеральные вещества
- Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания»
- Задание
- Занятие 1.1.2. Диетическое и лечебно- профилактическое питание
- План занятия:
- Диетическое питание
- Основные принципиальные схемы организации дп
- Характеристика основных лечебных диет
- Характеристика стандартных диет
- Лечебно-профилактическое питание
- Лечебно-профилактическое питание для лиц, проживающих в геохимических провинциях с повышенным или пониженным содержанием фторидов
- Лечебно-профилактическое питание при кариесе зубов
- Лечебно-профилактическое питание при флюорозе
- Биологически активные добавки как элемент лечебно-профилактического питания
- Практическая работа «Выбор лп для больного; выбор вида лпп для работающего во вредных условиях и для проживающего в геохимической провинции» (ситуационные задачи)
- Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
- Занятие 1.2.1. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения
- План занятия
- 1.2.1.1. Санитарная экспертиза мяса.
- 1. Органолептическое исследование мяса
- 2. Химическое исследование мяса
- 3. Бактериологическое исследование мяса
- 4. Гельминтологическое исследование мяса
- 1.2.1.2. Санитарная экспертиза рыбы
- 1. Органолептическое исследование рыбы
- 2. Гельминтологическое исследование рыбы
- 1.2.1.3. Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
- 1. Органолептическое исследование молока
- 2. Физико-химическое исследование молока
- Нормы цельного, свежего доброкачественного молока:
- Занятие 1.2.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения
- План занятия:
- Санитарная экспертиза хлеба
- Лабораторное задание
- 1.Органолептическое исследование формового хлеба
- 2. Определение физико-химических свойств хлеба
- 1). Определение влажности.
- 2). Определение пористости.
- 3). Определение кислотности.
- Тема 1.3. Пищевые отравления
- Классификация пищевых отравлений
- Отравления микробной природы
- Отравления бактериальной природы Пищевые токсикоинфекции
- Бактериальные токсикозы
- Микотоксикозы
- Отравления немикробной этиологии
- Отравления грибами
- Отравление ядовитыми растениями
- Сорняковые токсикозы
- Отравление продуктами животного происхождения.
- Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
- Отравления токсичными примесями к пище Отравление тяжелыми металлами
- Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
- Практическое задание (ситуационные задачи)
- Раздел 2. Гигиена воды
- Тема 2.1. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация систем водоснабжения. Выбор источника водоснабжения
- Зоны санитарной охраны (зсо) источников питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1110-02)
- Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
- Оценка качества питьевой воды
- Оценка качества питьевой воды при централизованной системе водоснабжения
- Оценка качества воды нецентрализованных источников водоснабжения
- При нецентрализованном водоснабжении
- Лабораторная работа «Оценка качества питьевой воды»
- Определение цветности воды
- Лабораторное задание
- Определение прозрачности воды
- Лабораторное задание
- Определение запаха воды
- Лабораторное задание
- Определение реакции воды
- Лабораторное задание
- Определение общей жесткости воды
- Лабораторное задание
- Определение содержания аммиака (аммонийных солей)
- Лабораторное задание
- Определение содержания нитритов
- Лабораторное задание
- Определение содержания хлоридов в воде
- Лабораторное задание
- 9. Прямое определение фторидов в воде
- Лабораторное задание
- Тема 2.2. Методы очистки, обеззараживания и улучшения качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация и характеристика методов очистки воды
- Методы обеззараживания воды
- Специальные методы улучшения качества воды
- Лабораторная работа
- Определение дозы коагулянта для очистки воды
- Лабораторное задание
- I. Определение карбонатной жесткости воды
- II. Выбор дозы коагулянта
- 2. Пробное хлорирование воды
- Лабораторное задание
- 1. Определение хлорпотребности воды
- I. Определение концентрации активного хлора в хлорной извести
- II. Выбор дозы хлора для нормального хлорирования
- 2. Решение ситуационных задач на дефторирование и фторирование питьевой воды
- I. Дефторирование воды методом разбавления
- II. Фторирование воды
- Раздел 3. Гигиена воздушной среды
- Некоторых помещений в умеренном климате
- Методы измерения параметров микроклимата
- При разных температурах
- При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения» Задание
- Занятие 3.1.2. Гигиеническая оценка качества воздуха помещений
- План занятия
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка содержания в воздухе помещений углекислого газа, пылевого и микробного загрязнения».
- Обесцвечивающего 20 мл 0,005 % раствора соды
- Лабораторное задание
- Тема 3.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима и освещения помещений
- План занятия
- Умеренной климатической зоны северного полушария
- Оценка искусственного освещения помещения
- Раздел 4. Радиационная гигиена
- Тема 4.1. Естественная и искусственная радиоактивность. Радиометрия объектов среды
- План занятия
- Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды»
- Порядок работы с радиометром, снабженным газоразрядным счетчиком
- Определение скорости счета от фона (Nф)
- Определение эффективности счета прибора (эс) по эталону
- Определение абсолютной активности препаратов (Апр)
- Тема 4.2. Дозы ионизирующего излучения, дозовые пределы облучения, дозиметрия
- План занятия
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Генетическое действие ионизирующих излучений
- Детерминированные и стохастические эффекты облучения.
- Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
- Гигиеническое нормирование облучения человека
- По группам критических органов
- Ограничения медицинского облучения населения
- Дозиметрия
- Лабораторная работа «Определение и оценка дозы ионизирующего излучения, полученной при работе» Лабораторное задание
- Тема 4.3. Организация защиты при работе с источниками ионизирующих излучений
- План занятия
- Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
- Безопасность труда медицинских работников при использовании источников ионизирующей радиации
- Раздел 1. Гигиена питания____________________________6