Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
Открытыми источниками называют радиоактивные вещества, находящиеся в таком агрегатном состоянии и в такой оболочке, которые не исключают возможности распространения радионуклидов в окружающей среде и попадания его внутрь организма. Открытые источники могут создавать облучение как извне, так и изнутри.
Закрытые источники не создают опасности загрязнения окружающей среды и попадания внутрь организма. По режиму действия закрытые источники подразделяют на источники непрерывного излучения (-установки, нейтронные и -излучатели) и источники, генерирующие излучение периодически (рентгеновские аппараты и ускорители заряженных частиц).
Работа с закрытыми источниками требует защиты только от внешнего облучения. При работе с открытыми источниками необходимо, кроме того, принимать меры защиты внутренней среды организма от попадания радионуклидов.
Принципы защиты от внешнего облучения основываются на зависимости получаемой человеком дозы от активности источника, времени облучения, расстояния до источника, которые определяются формулой: D = M 8,4 T / r2 Kэ, где D – доза облучения, бэр; М – радиоактивность источника, мг-экв Ra; T – время облучения, час; r – расстояние до источника, см; Кэ – кратность ослабления дозы -излучения экраном.
Приняв D равным ПДД профессионального облучения за рабочую неделю (0,1 бэр или 1 мЗв), можно рассчитать, какая радиоактивность источника (или время облучения, или расстояние, или кратность ослабления дозы с помощью экрана) создадут дозу облучения на уровне ПДД.
Существует 4 принципа защиты от внешнего облучения:
«Защита количеством», т.е. использование на рабочем месте веществ с минимальной суммарной радиоактивностью;
«Защита временем», т.е. выполнение всех связанных с облучением рабочих операций за кратчайшее время, что достигается обычно предварительной тренировкой на неактивных моделях;
«Защита расстоянием», что достигается использованием при работе удлинителей и манипуляторов.
«Защита экранами».
В качестве экранов для защиты от - или R-излучения применяются экраны из тяжелых металлов (чаще всего свинцовые) или других, более легких материалов (железобетон, бетон и даже вода). Толщина защитного экрана, способная ослабить дозу до допустимой, рассчитывается по специальным таблицам или по слоям половинного ослабления.
Слоем половинного ослабления (СПО) называют толщину экрана, при прохождении через которую доза снизится в 2 раза. Для свинца СПО = 1,8 см, для железа, стали и чугуна – 2,4 см, для бетона – 10 см. Формула для расчета толщины экрана: Кэ= 2n, где “n” – число слоев половинного ослабления.
Для защиты от -излучения экраны из тяжелых металлов применяться не могут, т.к. электроны и позитроны, нарушая равновесие электронных оболочек атомов этих металлов, возбуждают их и вызывают выброс энергии в виде тормозного рентгеновского излучения. Экраны для защиты от внешнего -излучения делают из легких материалов с малым атомным номером: органическое стекло, различные пластмассы, алюминий и т.п. Для расчета толщины экрана в этом случае применяется эмпирическая формула: S = 2 Emax, где S – толщина экрана в см; Еmax – максимальная энергия излучения изотопа.
Экраны для защиты от нейтронного излучения призваны замедлить быстрые нейтроны, способные создавать наведенную радиоактивность. Для этого используются материалы, в составе которых много атомов водорода: вода, парафин, бетон. Тепловые нейтроны хорошо поглощаются кадмием и бором, которые используются как материал для экранов. Процесс поглощения нейтронов сопровождается излучением -квантов, поэтому дополнительно необходимо использовать экраны из свинца или другого материала для их поглощения.
Защитные экраны могут быть представлены контейнерами для хранения радиоактивных препаратов, экранами для оборудования, передвижными защитными экранами у рабочего места, строительными конструкциями (стенами, полами, потолками, специально утолщенными дверьми), а также индивидуальными средствами защиты (очки из оргстекла, просвинцованные перчатки).
-излучатели как источники внешнего облучения не требуют специальных мер защиты, поскольку проникающая способность -частиц ничтожно мала.
Работа с открытыми источниками связана с опасностью инкорпорирования радионуклидов. Степень необходимой защиты зависит от класса опасности работ, которая определяется радиотоксичностью изотопов и их радиоактивностью на рабочих местах.
Радиотоксичность, кроме указанных выше факторов, определяется также путем поступления радионуклидов в организм (наиболее опасен ингаляционный путь, затем резорбция из желудочно-кишечного тракта; резорбция через неповрежденную кожу в 200-300 раз меньше); характером распределения радионуклидов в организме. К остеотропным радионуклидам относятся изотопы кальция, стронция, бария, радия; к гепатотропным - церий, лантан, прометий, нитрат плутония. Равномерно распределяются по органам и системам радиоактивные изотопы калия, трития, углерода, цезия, инертных газов. Тенденцию накопления в мышцах проявляет рубидий,; в селезенке, лимфатических узлах и надпочечниках – ниобий и рутений.
Длительность внутреннего облучения определяется эффективным периодом инкорпорированного изотопа (Тэфф).
Классификация изотопов по радиотоксичности:
А – особо высокая радиотоксичность (90Sr, 226Ra, 210Po и др.);
Б - высокая радиотоксичность (60Co, 131I, 137Cs и др.);
В – средняя радиотоксичность (24Na, 32P и др.);
Г – низкая радиотоксичность (3H, 14C, 40К и др.).
Таблица 44. Классификация работ с открытыми источниками по степени опасности
Группа радиотоксичности изотопа | Активность на рабочем месте, Бк | ||
Класс работ | |||
1-й | 2-й | 3-й | |
А | Более 104 | От 10 до 104 | От 0,1 до 10 |
Б | Более 105 | От 102до 105 | От 1,0 до 102 |
В | Более 106 | От 103 до 106 | От 10 до 103 |
Г | Более 107 | От 104 до 107 | От 102до 104 |
В лабораториях 1-го и 2-го классов опасности соблюдается трехзональная планировка помещений, которые подразделяются на «грязные» («горячие»), «чистые» («операторские») и транспортно-ремонтные. При переходе из грязной и транспортно-ремонтной зон в чистую зону или при выходе на улицу работники проходят через санитарный пропускник с дозиметрическим контролем, где после душа проверяется отсутствие на поверхности тела радиоактивных загрязнений. Работа с открытыми радиоактивными веществами ведется в герметичных боксах или вытяжных шкафах. Вытяжная вентиляция должна обеспечивать 10-кратный (в горячих помещениях 1-го класса) или 5-кратный (в помещениях 2-го класса) воздухообмен. Покрытия стен, полов, потолка в горячих лабораториях должны быть совершенно гладкими, без щелей и острых углов, не адсорбировать пыль и пары, легко мыться струей воды для удаления загрязнений.
Работы 3-го класса опасности могут проводиться в помещениях, оборудованных в соответствии с требованиями к химическим лабораториям.
Индивидуальные средства защиты делятся на средства повседневного или временного использования. К средствам повседневного назначения относятся халаты, комбинезоны, перчатки, специальная обувь, легкие респираторы однократного использования. Средства временного назначения (пневмокостюмы, изолирующие противогазы) применяются при аварийных и ремонтных работах.
- Министерство образования и науки рф
- Российский университет дружбы народов
- Максименко л.В., Гурова а.И.
- Гигиена для стоматологов
- Введение
- 2. Методы изучения реакций живого организма:
- Задачи гигиены:
- Раздел 1. Гигиена питания
- Тема 1.1. Рациональное, диетическое и лечебно-профилактическое питание Занятие 1.1.1. Рациональное питание
- План занятия:
- Классификация болезней неправильного питания
- Деятельности (включая основной обмен)
- Белках, жирах и углеводах (в сутки)
- Жирорастворимые витамины
- Водорастворимые витамины
- Минеральные вещества
- Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания»
- Задание
- Занятие 1.1.2. Диетическое и лечебно- профилактическое питание
- План занятия:
- Диетическое питание
- Основные принципиальные схемы организации дп
- Характеристика основных лечебных диет
- Характеристика стандартных диет
- Лечебно-профилактическое питание
- Лечебно-профилактическое питание для лиц, проживающих в геохимических провинциях с повышенным или пониженным содержанием фторидов
- Лечебно-профилактическое питание при кариесе зубов
- Лечебно-профилактическое питание при флюорозе
- Биологически активные добавки как элемент лечебно-профилактического питания
- Практическая работа «Выбор лп для больного; выбор вида лпп для работающего во вредных условиях и для проживающего в геохимической провинции» (ситуационные задачи)
- Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
- Занятие 1.2.1. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения
- План занятия
- 1.2.1.1. Санитарная экспертиза мяса.
- 1. Органолептическое исследование мяса
- 2. Химическое исследование мяса
- 3. Бактериологическое исследование мяса
- 4. Гельминтологическое исследование мяса
- 1.2.1.2. Санитарная экспертиза рыбы
- 1. Органолептическое исследование рыбы
- 2. Гельминтологическое исследование рыбы
- 1.2.1.3. Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
- 1. Органолептическое исследование молока
- 2. Физико-химическое исследование молока
- Нормы цельного, свежего доброкачественного молока:
- Занятие 1.2.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения
- План занятия:
- Санитарная экспертиза хлеба
- Лабораторное задание
- 1.Органолептическое исследование формового хлеба
- 2. Определение физико-химических свойств хлеба
- 1). Определение влажности.
- 2). Определение пористости.
- 3). Определение кислотности.
- Тема 1.3. Пищевые отравления
- Классификация пищевых отравлений
- Отравления микробной природы
- Отравления бактериальной природы Пищевые токсикоинфекции
- Бактериальные токсикозы
- Микотоксикозы
- Отравления немикробной этиологии
- Отравления грибами
- Отравление ядовитыми растениями
- Сорняковые токсикозы
- Отравление продуктами животного происхождения.
- Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
- Отравления токсичными примесями к пище Отравление тяжелыми металлами
- Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
- Практическое задание (ситуационные задачи)
- Раздел 2. Гигиена воды
- Тема 2.1. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация систем водоснабжения. Выбор источника водоснабжения
- Зоны санитарной охраны (зсо) источников питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1110-02)
- Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
- Оценка качества питьевой воды
- Оценка качества питьевой воды при централизованной системе водоснабжения
- Оценка качества воды нецентрализованных источников водоснабжения
- При нецентрализованном водоснабжении
- Лабораторная работа «Оценка качества питьевой воды»
- Определение цветности воды
- Лабораторное задание
- Определение прозрачности воды
- Лабораторное задание
- Определение запаха воды
- Лабораторное задание
- Определение реакции воды
- Лабораторное задание
- Определение общей жесткости воды
- Лабораторное задание
- Определение содержания аммиака (аммонийных солей)
- Лабораторное задание
- Определение содержания нитритов
- Лабораторное задание
- Определение содержания хлоридов в воде
- Лабораторное задание
- 9. Прямое определение фторидов в воде
- Лабораторное задание
- Тема 2.2. Методы очистки, обеззараживания и улучшения качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация и характеристика методов очистки воды
- Методы обеззараживания воды
- Специальные методы улучшения качества воды
- Лабораторная работа
- Определение дозы коагулянта для очистки воды
- Лабораторное задание
- I. Определение карбонатной жесткости воды
- II. Выбор дозы коагулянта
- 2. Пробное хлорирование воды
- Лабораторное задание
- 1. Определение хлорпотребности воды
- I. Определение концентрации активного хлора в хлорной извести
- II. Выбор дозы хлора для нормального хлорирования
- 2. Решение ситуационных задач на дефторирование и фторирование питьевой воды
- I. Дефторирование воды методом разбавления
- II. Фторирование воды
- Раздел 3. Гигиена воздушной среды
- Некоторых помещений в умеренном климате
- Методы измерения параметров микроклимата
- При разных температурах
- При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения» Задание
- Занятие 3.1.2. Гигиеническая оценка качества воздуха помещений
- План занятия
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка содержания в воздухе помещений углекислого газа, пылевого и микробного загрязнения».
- Обесцвечивающего 20 мл 0,005 % раствора соды
- Лабораторное задание
- Тема 3.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима и освещения помещений
- План занятия
- Умеренной климатической зоны северного полушария
- Оценка искусственного освещения помещения
- Раздел 4. Радиационная гигиена
- Тема 4.1. Естественная и искусственная радиоактивность. Радиометрия объектов среды
- План занятия
- Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды»
- Порядок работы с радиометром, снабженным газоразрядным счетчиком
- Определение скорости счета от фона (Nф)
- Определение эффективности счета прибора (эс) по эталону
- Определение абсолютной активности препаратов (Апр)
- Тема 4.2. Дозы ионизирующего излучения, дозовые пределы облучения, дозиметрия
- План занятия
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Генетическое действие ионизирующих излучений
- Детерминированные и стохастические эффекты облучения.
- Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
- Гигиеническое нормирование облучения человека
- По группам критических органов
- Ограничения медицинского облучения населения
- Дозиметрия
- Лабораторная работа «Определение и оценка дозы ионизирующего излучения, полученной при работе» Лабораторное задание
- Тема 4.3. Организация защиты при работе с источниками ионизирующих излучений
- План занятия
- Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
- Безопасность труда медицинских работников при использовании источников ионизирующей радиации
- Раздел 1. Гигиена питания____________________________6