Минеральные вещества
В адекватных количествах минеральные вещества обеспечивают поддержание гомеостаза; их дефицит приводит к специфическим нарушениям или заболеваниям.
Натрий – основной катион внеклеточной жидкости, регулирует объем плазмы, кислотно-щелочное равновесие, функцию нервов и мышц, Na+/K+-АТРаза. Избыток приводит к повышению артериального давления. Источник – поваренная соль. Норма – 15 г/сут.
Калий – основной катион внутриклеточной жидкости, участвует в формировании буферных систем, уменьшает гидратацию тканевых белков, регулирует функцию нервов и мышц, Na+/K+-АТРаза. Источники – картофель, бобовые, овсяная крупа, сухофрукты (особенно курага). Оптимальное соотношение Na:K = 2:1.
Кальций необходим для формирования костной ткани, в которой сосредоточено 99% от общего количества Ca в организме; участвует в поддержании нервно-мышечной возбудимости, свертываемости крови, проницаемости клеточных мембран. Источники – молочные продукты, бобы, овощи с зелеными листьями. Максимальное усвоение кальция происходит при соотношениях Ca : P = 1:1-1,5 и Ca : Mg = 1:0,5. Норма Ca для взрослых – 800 мг/сут., для детей до 1000 мг, норма для беременных и кормящих матерей 1200 мг и более .
Фосфор тесно связан с кальцием в обменных процессах и синтезе костной ткани, участвует в метаболических реакциях, особенно в нервной ткани и мышцах. Источники - рыба, зерновые и бобовые, однако усвоение его из злаков затруднено, т.к. он присутствует в них в виде плохо растворимой фитоновой кислоты. Норма: 1200 мг/сут.
Магний – компонент костей, зубов, кофактор ферментов (киназ и др.), оказывает антиспастическое и сосудорасширяющее действие, стимулирует желчеотделение, нормализует возбудимость нервной системы. Источник – зеленые овощи, содержащие хлорофилл.
Стронций – антагонист кальция. При недостатке в рационе кальция (и избытке стронция) происходит задержка стронция в костной ткани, что нарушает процессы оссификации («стронциевый рахит» животных и «уровская болезнь» жителей эндемичных по стронцию местностей; выражаются в размягчении эпифизарной части трубчатых костей и остеопорозе костной ткани).
Железо – кроветворный элемент (60% в составе гемоглобине, остальное в протоплазме и ядрах клеток, а также окислительных ферментах). Недостаток приводит к алиментарной железодефицитной анемии, встречающейся у женщин и детей грудного возраста. Источники легко усвояемого железа - продукты животного происхождения (мясо, печень, птица, яйца, рыба, сыр, овощи и фрукты). Норма для мужчин 10 мг/сут, для женщин 18 мг/сут.
Хром (III) – составная часть необходимого для синтеза инсулина глюкозотолерантного фактора. Источники - пивные дрожжи, яичный желток, устрицы.
Йод необходим для синтеза гормонов щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин). В эндемичных по недостатку йода районах развивается эндемический зоб, нарушаются процессы окостенения и полового созревания, встречается умственная отсталость вплоть до кретинизма. Источники – морепродукты. Норма 100-200 мкг/сут.
Селен необходим для активности глутатионпероскидазы. Недостаток приводит к ювенильной кардиомиопатии (болезнь Кешана). Источники - морские водоросли.
Цинк – кофактор многих ферментов (лактатдегидрогеназы, щелочной фосфатазы, карбоангидразы и пр.). Дефицит у детей и подростков проявляется резким замедлением роста, задержкой полового созревания, нарушением репарации тканей, снижением остроты вкуса и обоняния. Источники - мясо, твердые сыры, бобовые и некоторые зерновые продукты.
Марганец необходим для активности гидролаз, транфераз, карбоксилаз, синтеза гликопротеинов и протеогликанов. При недостатке нарушается формирование скелета (укорочение трубчатых костей) и суставов, страдает репродуктивная функция, метаболизм соединительной ткани, липидный и углеводный обмен. Характерные симптомы: похудание, тошнота, рвота, гипохолестеринемия. Источники - мясные, молочные продукты, рыба, морепродукты, грецкие орехи, чай, какао, шоколад.
Кобальт – компонент витамина В12. При недостатке нарушается кроветворение в результате недостаточного синтеза кобаламина. Источники - зернобобовые и некоторые овощи, в виде кобаламина (витамин В12) – животная пища.
Фтор входит в состав апатита, минеральной компоненты костной ткани, увеличивает твердость костей и зубов. Источники – питьевая вода (2/3 фтора усваивается из воды), но и с пищей поступает в среднем от 0,07 до 0,17 мг/кг в сутки, в геохимических провинциях с высоким содержанием фтора в воде – на 0,1 мг/кг в сутки больше. Содержание фтора в различных пищевых продуктах – см. табл.8.
Таблица 8. Ориентировочное содержание фторидов в пище
Пищевые продукты | Концентрация фтора, мг/кг | Пищевые продукты | Концентрация фтора, мг/кг |
Мясо животных | 0,15-0,6 | Овес | 1,1-2,9 |
До 1,2* | Ячмень | 1,4-1,8 | |
Бульон на говяжьих костях | 0,12-0,15 | Овощи и лиственная зелень | 0,1-0,4 |
Печень говяжья | 0,40-2,2 | Горох | 0,21-0,31 |
Молоко | 0,17-0,94 | Фасоль | 0,15-0,42 |
Творог | 0,65-0,71 | Мука | 0,25-0,7*** |
Сыр | 0,17-0,94 | Хлеб | 0,2-2,2**** |
Яйцо куриное | 0,58 | Рис | 0,27 |
Рыба речная | 0,09-0,4 | Листья петрушки | До 6 |
Рыба морская | 0,4-1,5 | Свекла столовая | 0,12-0,66 |
Консервы из морской рыбы | 2,5-12** | Салат, шпинат, капуста | 0,8-1 |
Бульон рыбный | 0,56-4,5 | Помидоры | До 2,08 |
Паста из криля («Океан») | 40-50** | Морские водоросли | 6-14** |
Креветки | 30-50** | Сода питьевая | 10-12 |
Соль поваренная | 10 | Листья чая | 300-1900 |
Пшеница, рожь | 1,4-2,7 | Пекарский порошок | 10-220 |
Примечания: * - в богатых фтором геохимических провинциях; ** - фтор плохо растворяется в воде и всасывается; *** - больше в муке грубого помола; **** - фтор из воды, используемой для замеса теста.
Таблица 9. Суточная потребность взрослых в микроэлементах
Микроэлементы | Потребность, мг | Микроэлементы | Потребность, мг | Микроэлементы | Потребность, мг |
Ванадий | 0,1-0,2 | Молибден | 0,2-0,3 | Стронций | 1,0 |
Железо | 15-20 | Никель | 0,6-0,8 | Теллур | 0,5-1,0 |
Йод | 0,1-0,2 | Олово | 2,0 | Титан | 0,5 |
Кобальт | 0,1-0,2 | Ртуть | 0,02 | Фтор | 2,0-3,0 |
Кремний | 30 | Рубидий | 0,35-0,5 | Хром | 0,05-0,15 |
Марганец | 5-6 | Селен | 0,05-0,2 | Цинк | 10-12 |
Медь | 2,0-2,5 | Серебро | 0,9 |
|
|
- Министерство образования и науки рф
- Российский университет дружбы народов
- Максименко л.В., Гурова а.И.
- Гигиена для стоматологов
- Введение
- 2. Методы изучения реакций живого организма:
- Задачи гигиены:
- Раздел 1. Гигиена питания
- Тема 1.1. Рациональное, диетическое и лечебно-профилактическое питание Занятие 1.1.1. Рациональное питание
- План занятия:
- Классификация болезней неправильного питания
- Деятельности (включая основной обмен)
- Белках, жирах и углеводах (в сутки)
- Жирорастворимые витамины
- Водорастворимые витамины
- Минеральные вещества
- Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания»
- Задание
- Занятие 1.1.2. Диетическое и лечебно- профилактическое питание
- План занятия:
- Диетическое питание
- Основные принципиальные схемы организации дп
- Характеристика основных лечебных диет
- Характеристика стандартных диет
- Лечебно-профилактическое питание
- Лечебно-профилактическое питание для лиц, проживающих в геохимических провинциях с повышенным или пониженным содержанием фторидов
- Лечебно-профилактическое питание при кариесе зубов
- Лечебно-профилактическое питание при флюорозе
- Биологически активные добавки как элемент лечебно-профилактического питания
- Практическая работа «Выбор лп для больного; выбор вида лпп для работающего во вредных условиях и для проживающего в геохимической провинции» (ситуационные задачи)
- Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
- Занятие 1.2.1. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения
- План занятия
- 1.2.1.1. Санитарная экспертиза мяса.
- 1. Органолептическое исследование мяса
- 2. Химическое исследование мяса
- 3. Бактериологическое исследование мяса
- 4. Гельминтологическое исследование мяса
- 1.2.1.2. Санитарная экспертиза рыбы
- 1. Органолептическое исследование рыбы
- 2. Гельминтологическое исследование рыбы
- 1.2.1.3. Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
- 1. Органолептическое исследование молока
- 2. Физико-химическое исследование молока
- Нормы цельного, свежего доброкачественного молока:
- Занятие 1.2.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения
- План занятия:
- Санитарная экспертиза хлеба
- Лабораторное задание
- 1.Органолептическое исследование формового хлеба
- 2. Определение физико-химических свойств хлеба
- 1). Определение влажности.
- 2). Определение пористости.
- 3). Определение кислотности.
- Тема 1.3. Пищевые отравления
- Классификация пищевых отравлений
- Отравления микробной природы
- Отравления бактериальной природы Пищевые токсикоинфекции
- Бактериальные токсикозы
- Микотоксикозы
- Отравления немикробной этиологии
- Отравления грибами
- Отравление ядовитыми растениями
- Сорняковые токсикозы
- Отравление продуктами животного происхождения.
- Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
- Отравления токсичными примесями к пище Отравление тяжелыми металлами
- Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
- Практическое задание (ситуационные задачи)
- Раздел 2. Гигиена воды
- Тема 2.1. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация систем водоснабжения. Выбор источника водоснабжения
- Зоны санитарной охраны (зсо) источников питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1110-02)
- Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
- Оценка качества питьевой воды
- Оценка качества питьевой воды при централизованной системе водоснабжения
- Оценка качества воды нецентрализованных источников водоснабжения
- При нецентрализованном водоснабжении
- Лабораторная работа «Оценка качества питьевой воды»
- Определение цветности воды
- Лабораторное задание
- Определение прозрачности воды
- Лабораторное задание
- Определение запаха воды
- Лабораторное задание
- Определение реакции воды
- Лабораторное задание
- Определение общей жесткости воды
- Лабораторное задание
- Определение содержания аммиака (аммонийных солей)
- Лабораторное задание
- Определение содержания нитритов
- Лабораторное задание
- Определение содержания хлоридов в воде
- Лабораторное задание
- 9. Прямое определение фторидов в воде
- Лабораторное задание
- Тема 2.2. Методы очистки, обеззараживания и улучшения качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация и характеристика методов очистки воды
- Методы обеззараживания воды
- Специальные методы улучшения качества воды
- Лабораторная работа
- Определение дозы коагулянта для очистки воды
- Лабораторное задание
- I. Определение карбонатной жесткости воды
- II. Выбор дозы коагулянта
- 2. Пробное хлорирование воды
- Лабораторное задание
- 1. Определение хлорпотребности воды
- I. Определение концентрации активного хлора в хлорной извести
- II. Выбор дозы хлора для нормального хлорирования
- 2. Решение ситуационных задач на дефторирование и фторирование питьевой воды
- I. Дефторирование воды методом разбавления
- II. Фторирование воды
- Раздел 3. Гигиена воздушной среды
- Некоторых помещений в умеренном климате
- Методы измерения параметров микроклимата
- При разных температурах
- При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения» Задание
- Занятие 3.1.2. Гигиеническая оценка качества воздуха помещений
- План занятия
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка содержания в воздухе помещений углекислого газа, пылевого и микробного загрязнения».
- Обесцвечивающего 20 мл 0,005 % раствора соды
- Лабораторное задание
- Тема 3.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима и освещения помещений
- План занятия
- Умеренной климатической зоны северного полушария
- Оценка искусственного освещения помещения
- Раздел 4. Радиационная гигиена
- Тема 4.1. Естественная и искусственная радиоактивность. Радиометрия объектов среды
- План занятия
- Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды»
- Порядок работы с радиометром, снабженным газоразрядным счетчиком
- Определение скорости счета от фона (Nф)
- Определение эффективности счета прибора (эс) по эталону
- Определение абсолютной активности препаратов (Апр)
- Тема 4.2. Дозы ионизирующего излучения, дозовые пределы облучения, дозиметрия
- План занятия
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Генетическое действие ионизирующих излучений
- Детерминированные и стохастические эффекты облучения.
- Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
- Гигиеническое нормирование облучения человека
- По группам критических органов
- Ограничения медицинского облучения населения
- Дозиметрия
- Лабораторная работа «Определение и оценка дозы ионизирующего излучения, полученной при работе» Лабораторное задание
- Тема 4.3. Организация защиты при работе с источниками ионизирующих излучений
- План занятия
- Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
- Безопасность труда медицинских работников при использовании источников ионизирующей радиации
- Раздел 1. Гигиена питания____________________________6