Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
При однократном остром облучении, а также пролонгированном дробном или хроническом облучении любыми, даже ничтожно малыми дозами повышается риск отдаленных стохастических последствий – рака и генетических нарушений: на коллективную дозу в 1 млн чел-бэр приходится 20 летальных исходов от рака и 45 случаев генетических нарушений.
Хроническое облучение дозами порядка 10 бэр (0,1 Зв) в год снижает неспецифическую резистентность организма, а в дозе 50 бэр (0,5 Зв) кроме снижения иммунореактивности часто развивается катаракта. Однократное острое облучение дозой в 100 бэр (1 Зв) вызывает острую лучевую болезнь с нарушением кроветворения и состава периферической крови, эпиляцией волос, нарушением зрения, увеличивается частота стохастических эффектов.
Местное пролонгированное действие на щитовидную железу доз порядка 1000 бэр (10 Зв) ведет к гипофункции щитовидной железы, росту зоба и риска развития опухолей (аденом или рака) с вероятной частотой около 0,01, т.е. 1 случая на 100 пострадавших.
Таблица 51. Пороги детерминированных эффектов у людей (МКРЗ, 1990)
Орган (ткань) и эффект | Порог | |
При кратковременном облучении, Зв | При хроническом облучении, Зв/год | |
Семенники: |
|
|
временная стерильность | 0,15 | 0,4 |
постоянная стерильность | 3,5 – 6,0 | 2,0 |
Яичники: |
|
|
стерильность | 2,5 – 6,0 | 0,2 |
Хрусталики глаз: |
|
|
помутнения | 0,5 – 2,0 | 0,1 |
катаракта | 5,0 | 0,15 |
Красный костный мозг: |
|
|
угнетение кроветворения | 0,5 | 0,4 |
Для прогнозирования риска канцерогенных эффектов облучения используют модели абсолютного (аддитивного) риска и относительного (мультипликативного) риска. Абсолютный риск определяется числом избыточных случаев неоплазм (сверх уровня у необлученного населения) на 1 миллион человек при определенной дозе облучения и выражается в чел-Гр или чел-Зв. Относительный риск учитывает возраст облучаемых. Коэффициент риска (КР) в этой модель есть отношение числа случаев заболеваний лиц определенной возрастной категории к спонтанному уровню конкретного вида канцерогенеза у лиц данного возраста. Например, при КР = 1,5 число случаев рака у облученных лиц на 50% превышает спонтанный уровень данной формы рака у лиц того же возраста.
- Министерство образования и науки рф
- Российский университет дружбы народов
- Максименко л.В., Гурова а.И.
- Гигиена для стоматологов
- Введение
- 2. Методы изучения реакций живого организма:
- Задачи гигиены:
- Раздел 1. Гигиена питания
- Тема 1.1. Рациональное, диетическое и лечебно-профилактическое питание Занятие 1.1.1. Рациональное питание
- План занятия:
- Классификация болезней неправильного питания
- Деятельности (включая основной обмен)
- Белках, жирах и углеводах (в сутки)
- Жирорастворимые витамины
- Водорастворимые витамины
- Минеральные вещества
- Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания»
- Задание
- Занятие 1.1.2. Диетическое и лечебно- профилактическое питание
- План занятия:
- Диетическое питание
- Основные принципиальные схемы организации дп
- Характеристика основных лечебных диет
- Характеристика стандартных диет
- Лечебно-профилактическое питание
- Лечебно-профилактическое питание для лиц, проживающих в геохимических провинциях с повышенным или пониженным содержанием фторидов
- Лечебно-профилактическое питание при кариесе зубов
- Лечебно-профилактическое питание при флюорозе
- Биологически активные добавки как элемент лечебно-профилактического питания
- Практическая работа «Выбор лп для больного; выбор вида лпп для работающего во вредных условиях и для проживающего в геохимической провинции» (ситуационные задачи)
- Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
- Занятие 1.2.1. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения
- План занятия
- 1.2.1.1. Санитарная экспертиза мяса.
- 1. Органолептическое исследование мяса
- 2. Химическое исследование мяса
- 3. Бактериологическое исследование мяса
- 4. Гельминтологическое исследование мяса
- 1.2.1.2. Санитарная экспертиза рыбы
- 1. Органолептическое исследование рыбы
- 2. Гельминтологическое исследование рыбы
- 1.2.1.3. Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
- 1. Органолептическое исследование молока
- 2. Физико-химическое исследование молока
- Нормы цельного, свежего доброкачественного молока:
- Занятие 1.2.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения
- План занятия:
- Санитарная экспертиза хлеба
- Лабораторное задание
- 1.Органолептическое исследование формового хлеба
- 2. Определение физико-химических свойств хлеба
- 1). Определение влажности.
- 2). Определение пористости.
- 3). Определение кислотности.
- Тема 1.3. Пищевые отравления
- Классификация пищевых отравлений
- Отравления микробной природы
- Отравления бактериальной природы Пищевые токсикоинфекции
- Бактериальные токсикозы
- Микотоксикозы
- Отравления немикробной этиологии
- Отравления грибами
- Отравление ядовитыми растениями
- Сорняковые токсикозы
- Отравление продуктами животного происхождения.
- Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
- Отравления токсичными примесями к пище Отравление тяжелыми металлами
- Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
- Практическое задание (ситуационные задачи)
- Раздел 2. Гигиена воды
- Тема 2.1. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация систем водоснабжения. Выбор источника водоснабжения
- Зоны санитарной охраны (зсо) источников питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1110-02)
- Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
- Оценка качества питьевой воды
- Оценка качества питьевой воды при централизованной системе водоснабжения
- Оценка качества воды нецентрализованных источников водоснабжения
- При нецентрализованном водоснабжении
- Лабораторная работа «Оценка качества питьевой воды»
- Определение цветности воды
- Лабораторное задание
- Определение прозрачности воды
- Лабораторное задание
- Определение запаха воды
- Лабораторное задание
- Определение реакции воды
- Лабораторное задание
- Определение общей жесткости воды
- Лабораторное задание
- Определение содержания аммиака (аммонийных солей)
- Лабораторное задание
- Определение содержания нитритов
- Лабораторное задание
- Определение содержания хлоридов в воде
- Лабораторное задание
- 9. Прямое определение фторидов в воде
- Лабораторное задание
- Тема 2.2. Методы очистки, обеззараживания и улучшения качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация и характеристика методов очистки воды
- Методы обеззараживания воды
- Специальные методы улучшения качества воды
- Лабораторная работа
- Определение дозы коагулянта для очистки воды
- Лабораторное задание
- I. Определение карбонатной жесткости воды
- II. Выбор дозы коагулянта
- 2. Пробное хлорирование воды
- Лабораторное задание
- 1. Определение хлорпотребности воды
- I. Определение концентрации активного хлора в хлорной извести
- II. Выбор дозы хлора для нормального хлорирования
- 2. Решение ситуационных задач на дефторирование и фторирование питьевой воды
- I. Дефторирование воды методом разбавления
- II. Фторирование воды
- Раздел 3. Гигиена воздушной среды
- Некоторых помещений в умеренном климате
- Методы измерения параметров микроклимата
- При разных температурах
- При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения» Задание
- Занятие 3.1.2. Гигиеническая оценка качества воздуха помещений
- План занятия
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка содержания в воздухе помещений углекислого газа, пылевого и микробного загрязнения».
- Обесцвечивающего 20 мл 0,005 % раствора соды
- Лабораторное задание
- Тема 3.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима и освещения помещений
- План занятия
- Умеренной климатической зоны северного полушария
- Оценка искусственного освещения помещения
- Раздел 4. Радиационная гигиена
- Тема 4.1. Естественная и искусственная радиоактивность. Радиометрия объектов среды
- План занятия
- Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды»
- Порядок работы с радиометром, снабженным газоразрядным счетчиком
- Определение скорости счета от фона (Nф)
- Определение эффективности счета прибора (эс) по эталону
- Определение абсолютной активности препаратов (Апр)
- Тема 4.2. Дозы ионизирующего излучения, дозовые пределы облучения, дозиметрия
- План занятия
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Генетическое действие ионизирующих излучений
- Детерминированные и стохастические эффекты облучения.
- Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
- Гигиеническое нормирование облучения человека
- По группам критических органов
- Ограничения медицинского облучения населения
- Дозиметрия
- Лабораторная работа «Определение и оценка дозы ионизирующего излучения, полученной при работе» Лабораторное задание
- Тема 4.3. Организация защиты при работе с источниками ионизирующих излучений
- План занятия
- Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
- Безопасность труда медицинских работников при использовании источников ионизирующей радиации
- Раздел 1. Гигиена питания____________________________6