Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Органолептические свойства воды определяют с помощью органов чувств, что позволяет установить цветность, прозрачность или мутность, запах и вкус воды.
Физико-химические свойства воды разнообразны. Выбор физико-химических методов зависит от цели исследования воды. Физико-химические показатели воды делят на обобщенные и специальные. К обобщенным физико-химическим показателям относят температуру, реакцию, общую жесткость и степень минерализации (по сухому остатку) воды. К специальным относят содержание каких-либо химических веществ (пестицидов, нефтепродуктов и пр).
Микробиологические и паразитологические показатели: общее микробное число (как показатель массивности бактериального загрязнения, в основном, за счет сапрофитных бактерий22); коли-индекс (как показатель фекального загрязнения, указывающий на возможность поступления возбудителей кишечных инфекций); присутствие термотолерантных Escherichia coli, коли-фагов, патогенных бактерий, вирусов, инвазивных форм простейших и гельминтов (в первую очередь яиц и личинок геогельминтов – аскарид, влагоглава, острицы; финн ленточных червей Cestoidea (Diphillobothrium) и пр.
Содержание в воде питьевого качества как E. coli, так и любых болезнетворных бактерий, вирусов, простейших и яиц гельминтов недопустимо. Водный путь распространения характерен для возбудителей холеры, сохраняющих жизнеспособность в водной среде от нескольких дней до 2 недель; возбудителей сальмонеллезов, брюшного тифа и паратифов А и В, сохраняющих жизнеспособность в водной среде (открытых водоемах и канализационных сбросах) около 2-х недель23; возбудителей дизентерии (чаще – шигеллы Флекснера), сохраняющих жизнеспособность в водной среде несколько дней; возбудителей лямблиоза (цист Lamblia intestinalis); возбудителей амебиаза (цист Entameba histolitica)24; возбудителей балантидиаза (цист Balantidium coli)25; возбудителей бруцеллеза при загрязнении открытых водоемов сточной водой с пастбищ для крупного рогатого скота, коз, овец и свиней. Возможна передача через воду, инфицированную испражнениями животных, возбудителей иерсиниоза, лептоспироза (в природных очагах). Через загрязненную фекалиями воду могут передаваться вирусы – возбудители гепатита А, полиомиелита, аденовирусные инфекции.
Санитарно-химические показатели воды характеризуют загрязнение воды органическими веществами животного происхождения. Эти вещества характерны для содержащих испражнения человека и/или животных канализационных и сточных вод:
1). Количество растворенного кислорода в воде открытых водоемов должно составлять не менее 5 мг/л. Чем больше органическое загрязнение воды, тем меньше в ней растворенного кислорода26.
2). Биохимическая потребность воды в кислороде (БПК) – это величина снижения количества растворенного в воде кислорода за определенный период времени (обычно 5 суток – БПК5 или 20 суток – БПК20) при выдерживании проб воды в лабораторных условиях в герметично закрытой посуде. БПК является показателем загрязнения воды нестойкими органическими веществами.
Для воды загрязненного открытого водоема БПК5 составляет 100%. Так, если количество поглощаемого водой кислорода превышает 4 мг/л за 5 дней (БПК5 > 4 мг/л), то такую воду использовать для питья нельзя;
- если количество поглощаемого водой кислорода составляет 1-2 мг/л за 5 дней (БПК5 = 1-2 мг/л), то такая вода пригодна для использования в качестве питьевой.
3). Окисляемость воды (перманганатная) - это показатель свежего органического, в т.ч. фекального, загрязнения воды, который определяется по способности органических компонентов воды окисляться атомарным кислородом, получаемым разложением перманганата калия в подкисленной воде при кипячении:
KMnO4 + H2SO4 → [O] + MnSO4 + K2SO4 + H2O.
О расходовании кислорода на окислительные процессы судят по степени осветления окрашенной марганцовкой в розовый цвет воды. В соответствии с санитарными требованиями расход молекулярного кислорода (т.е. окисляемость перманганатная) должен составлять для воды из артезианских источников до 2 мг/л, грунтовых вод – до 4 мг/л, воды из открытых водоемов – до 7 мг/л.
4). Количество азотсодержащих неорганических веществ (солей аммония, нитритов и нитратов, составляющих т.н. "белковую триаду"), образующихся в воде в процессе минерализации азотсодержащих органических веществ:
белки → полипептиды → аминокислоты →
→ NH3 (NH4+) NO2- NO3-.
Разложение белков до аминокислот осуществляется в естественных условиях аэробно с участием сапрофитов и других обитателей водоема. Аммонизация (образование аммиака и ионов аммония из простых органических молекул) осуществляется анаэробно. Нитрификация (образование нитрит- и нитрат-ионов) осуществляется аэробно с участием B. nitrisamonas и B. nitribacter. Обнаружение ионов аммония NH4+ (аммиака NH3) в воде в концентрации, превышающей ПДК, свидетельствует об эпидемической опасности воды, обусловленной свежим органическим загрязнением. Обнаружение нитрат-ионов NO3- в воде в концентрации, превышающей ПДК, установленному по санитарно-токсикологическому показателю в пересчете на азот, говорит о том, что процесс минерализации белков завершен. Обнаружение всех трех компонентов белковой триады в концентрациях, превышающих ПДК, свидетельствует о постоянном источнике органического загрязнения, как правило, обусловленном поступлением в воду канализационных или сточных вод27.
5). Содержание хлоридов28 в питьевой воде в концентрации, превышающей 30-50 мг/л, является сопутствующим признаком присутствия канализационных или сточных вод из помещений для скота в сочетании с нарушением перечисленных выше санитарно-химических показателей и присутствия в воде кишечной палочки.
Превышение ПДК указанных выше санитарно-химических показателей в сочетании с нарушением показателей эпидемической безопасности воды, свидетельствующих о загрязнении воды в первую очередь кишечной палочкой, является признаком фекального загрязнения воды.
- Министерство образования и науки рф
- Российский университет дружбы народов
- Максименко л.В., Гурова а.И.
- Гигиена для стоматологов
- Введение
- 2. Методы изучения реакций живого организма:
- Задачи гигиены:
- Раздел 1. Гигиена питания
- Тема 1.1. Рациональное, диетическое и лечебно-профилактическое питание Занятие 1.1.1. Рациональное питание
- План занятия:
- Классификация болезней неправильного питания
- Деятельности (включая основной обмен)
- Белках, жирах и углеводах (в сутки)
- Жирорастворимые витамины
- Водорастворимые витамины
- Минеральные вещества
- Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания»
- Задание
- Занятие 1.1.2. Диетическое и лечебно- профилактическое питание
- План занятия:
- Диетическое питание
- Основные принципиальные схемы организации дп
- Характеристика основных лечебных диет
- Характеристика стандартных диет
- Лечебно-профилактическое питание
- Лечебно-профилактическое питание для лиц, проживающих в геохимических провинциях с повышенным или пониженным содержанием фторидов
- Лечебно-профилактическое питание при кариесе зубов
- Лечебно-профилактическое питание при флюорозе
- Биологически активные добавки как элемент лечебно-профилактического питания
- Практическая работа «Выбор лп для больного; выбор вида лпп для работающего во вредных условиях и для проживающего в геохимической провинции» (ситуационные задачи)
- Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
- Занятие 1.2.1. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения
- План занятия
- 1.2.1.1. Санитарная экспертиза мяса.
- 1. Органолептическое исследование мяса
- 2. Химическое исследование мяса
- 3. Бактериологическое исследование мяса
- 4. Гельминтологическое исследование мяса
- 1.2.1.2. Санитарная экспертиза рыбы
- 1. Органолептическое исследование рыбы
- 2. Гельминтологическое исследование рыбы
- 1.2.1.3. Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
- 1. Органолептическое исследование молока
- 2. Физико-химическое исследование молока
- Нормы цельного, свежего доброкачественного молока:
- Занятие 1.2.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения
- План занятия:
- Санитарная экспертиза хлеба
- Лабораторное задание
- 1.Органолептическое исследование формового хлеба
- 2. Определение физико-химических свойств хлеба
- 1). Определение влажности.
- 2). Определение пористости.
- 3). Определение кислотности.
- Тема 1.3. Пищевые отравления
- Классификация пищевых отравлений
- Отравления микробной природы
- Отравления бактериальной природы Пищевые токсикоинфекции
- Бактериальные токсикозы
- Микотоксикозы
- Отравления немикробной этиологии
- Отравления грибами
- Отравление ядовитыми растениями
- Сорняковые токсикозы
- Отравление продуктами животного происхождения.
- Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
- Отравления токсичными примесями к пище Отравление тяжелыми металлами
- Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
- Практическое задание (ситуационные задачи)
- Раздел 2. Гигиена воды
- Тема 2.1. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация систем водоснабжения. Выбор источника водоснабжения
- Зоны санитарной охраны (зсо) источников питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1110-02)
- Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
- Оценка качества питьевой воды
- Оценка качества питьевой воды при централизованной системе водоснабжения
- Оценка качества воды нецентрализованных источников водоснабжения
- При нецентрализованном водоснабжении
- Лабораторная работа «Оценка качества питьевой воды»
- Определение цветности воды
- Лабораторное задание
- Определение прозрачности воды
- Лабораторное задание
- Определение запаха воды
- Лабораторное задание
- Определение реакции воды
- Лабораторное задание
- Определение общей жесткости воды
- Лабораторное задание
- Определение содержания аммиака (аммонийных солей)
- Лабораторное задание
- Определение содержания нитритов
- Лабораторное задание
- Определение содержания хлоридов в воде
- Лабораторное задание
- 9. Прямое определение фторидов в воде
- Лабораторное задание
- Тема 2.2. Методы очистки, обеззараживания и улучшения качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация и характеристика методов очистки воды
- Методы обеззараживания воды
- Специальные методы улучшения качества воды
- Лабораторная работа
- Определение дозы коагулянта для очистки воды
- Лабораторное задание
- I. Определение карбонатной жесткости воды
- II. Выбор дозы коагулянта
- 2. Пробное хлорирование воды
- Лабораторное задание
- 1. Определение хлорпотребности воды
- I. Определение концентрации активного хлора в хлорной извести
- II. Выбор дозы хлора для нормального хлорирования
- 2. Решение ситуационных задач на дефторирование и фторирование питьевой воды
- I. Дефторирование воды методом разбавления
- II. Фторирование воды
- Раздел 3. Гигиена воздушной среды
- Некоторых помещений в умеренном климате
- Методы измерения параметров микроклимата
- При разных температурах
- При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения» Задание
- Занятие 3.1.2. Гигиеническая оценка качества воздуха помещений
- План занятия
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка содержания в воздухе помещений углекислого газа, пылевого и микробного загрязнения».
- Обесцвечивающего 20 мл 0,005 % раствора соды
- Лабораторное задание
- Тема 3.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима и освещения помещений
- План занятия
- Умеренной климатической зоны северного полушария
- Оценка искусственного освещения помещения
- Раздел 4. Радиационная гигиена
- Тема 4.1. Естественная и искусственная радиоактивность. Радиометрия объектов среды
- План занятия
- Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды»
- Порядок работы с радиометром, снабженным газоразрядным счетчиком
- Определение скорости счета от фона (Nф)
- Определение эффективности счета прибора (эс) по эталону
- Определение абсолютной активности препаратов (Апр)
- Тема 4.2. Дозы ионизирующего излучения, дозовые пределы облучения, дозиметрия
- План занятия
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Генетическое действие ионизирующих излучений
- Детерминированные и стохастические эффекты облучения.
- Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
- Гигиеническое нормирование облучения человека
- По группам критических органов
- Ограничения медицинского облучения населения
- Дозиметрия
- Лабораторная работа «Определение и оценка дозы ионизирующего излучения, полученной при работе» Лабораторное задание
- Тема 4.3. Организация защиты при работе с источниками ионизирующих излучений
- План занятия
- Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
- Безопасность труда медицинских работников при использовании источников ионизирующей радиации
- Раздел 1. Гигиена питания____________________________6