Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
Санитарно-гигиеническая экспертиза продуктов питания – один из основных разделов в работе практических учреждений санитарно-гигиенической службы. Она осуществляется санитарными врачами государственной службы санитарно-эпидемиологического надзора. Плановая санитарно-гигиеническая экспертиза проводится в рамках текущего санитарного надзора на подконтрольных объектах (предприятиях общественного питания, магазинах, рынках) по графику, утвержденному Главным врачом Центра санитарно-эпидемиологического надзора. Внеплановая санитарно-гигиеническая экспертиза проводится по эпидемиологическим показаниям (пищевое отравление, бактериальное загрязнение продуктов, нарушение технологии на этапах подготовки продукта в результате аварии и пр.) или в порядке арбитража по санитарным показаниям.
Санитарной экспертизе подвергаются все пищевые продукты, поступающие в открытую торговлю (магазины, рынки) и на предприятия общественного питания.
Основная цель санитарно-гигиенической экспертизы пищевых продуктов – предупреждение заболеваний и отравлений населения, связанных с недоброкачественной пищей.
Задачи санитарно-гигиенической экспертизы: 1) проверка качественных и количественных показателей, предусмотренных ГОСТом для данного вида пищевого продукта и определение пригодности для питания нестандартных пищевых продуктов; 2) выявление признаков порчи и опасности продукта для здоровья человека и определение возможности или невозможности использования продукта в пищу при определенных условиях его обработки.
Основные этапы санитарной экспертизы пищевых продуктов:
Ознакомление с документацией (транспортные накладные, качественные удостоверения, ветеринарно-санитарные свидетельства, счета-фактуры поставщика, технические условия, протоколы лабораторных исследований и др.).
Осмотр партии продуктов (условия хранения на складе, состояние тары, органолептическое исследование продукта), составление акта экспертизы и санитарного заключения о качестве продукта.
Отбор, выемка образцов (проб) для лабораторного анализа и транспортировка в соответствующей таре в лабораторию (прилагается копия акта-выемки) для анализа.
Лабораторный анализ: исследование физико-химических, бактериологических, гельминтологических свойств продукта.
Специфические показатели безвредности пищевого продукта:
1). Органолептический показатель (показатель сохранения органолептических свойств продукта).
2). Общегигиенический показатель (показатель сохранения или увеличения биологической ценности продукта при хранении, кулинарной обработке или консервировании).
3). Технологический показатель (показатель присутствия веществ в обрабатываемом пищевом продукте в соответствии с технологическим регламентом его получения).
4). Токсикологический показатель (присутствие вредных химических веществ в количестве, не превышающем допустимую суточную дозу (ДСД8)).
Варианты заключения санитарной экспертизы о качестве пищевого продукта:
Доброкачественный продукт: полезный, не опасный для здоровья, состав и свойства соответствуют стандарту качества.
Нестандартный продукт: не опасен для здоровья, но его состав или свойства не соответствуют стандарту качества – пищевая ценность снижена, например, молоко обезжирено, кофе с пониженным содержанием кофеина, колбаса содержит белки растительного происхождения.
Фальсифицированный продукт: состав или свойства продукта не соответствуют этикетке на упаковке товарной накладной продукта, т.е. изменены (с целью наживы), например, молоко, продаваемое как цельное, на самом деле разбавлено водой или обезжирено.
Заменитель натурального продукта (суррогат): продукт заменен другим продуктом со схожими свойствами или имеет добавки, меняющие пищевую ценность или свойства исходного продукта, например, соевое "мясо", "легкое масло" (сливочное масло с добавкой маргарина), “кофейный напиток” с добавкой или полностью состоящий из цикория и молотых зерен ячменя, «черная икра» из соевого белка и т.п. Указания на этикетках и цена продукта при этом соответствуют его действительному составу.
Условно годный продукт: продукт представляет опасность для здоровья при его использовании в пищу без специальной обработки, но может быть использован после термической или иной специальной обработки, например, молоко с повышенной кислотностью (>230Т) обязательно должно подвергнуться кипячению или использовано как добавка к тесту для выпечки хлебобулочных изделий; мясо, обсемененное микроорганизмами, должно быть подвергнуто длительному вывариванию и пр.
Недоброкачественный продукт: продукт опасен для здоровья: испорчен по причине несоблюдения сроков и правил хранения, загрязнен микроорганизмами, радиоактивен или содержит опасные для здоровья и жизни человека примеси (яды) биогенной или антропогенной природы в количестве, превышающем предельно допустимые концентрации (ПДК) или максимально допустимый уровень (МДУ)9 вещества в соответствующем пищевом продукте.
Если партия продуктов признана непригодной в пищу людям, но не является опасной в санитарно-эпидемиологическом отношении, продукты могут быть направлены на корм животным или в техническую утилизацию. В случае санитарно-эпидемической опасности партия продукта подлежит уничтожению при соблюдении указанного срока, порядка и способа уничтожения, оговоренного в соответствующем санитарном законодательстве или постановлении главного врача ЦСЭН.
- Министерство образования и науки рф
- Российский университет дружбы народов
- Максименко л.В., Гурова а.И.
- Гигиена для стоматологов
- Введение
- 2. Методы изучения реакций живого организма:
- Задачи гигиены:
- Раздел 1. Гигиена питания
- Тема 1.1. Рациональное, диетическое и лечебно-профилактическое питание Занятие 1.1.1. Рациональное питание
- План занятия:
- Классификация болезней неправильного питания
- Деятельности (включая основной обмен)
- Белках, жирах и углеводах (в сутки)
- Жирорастворимые витамины
- Водорастворимые витамины
- Минеральные вещества
- Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания»
- Задание
- Занятие 1.1.2. Диетическое и лечебно- профилактическое питание
- План занятия:
- Диетическое питание
- Основные принципиальные схемы организации дп
- Характеристика основных лечебных диет
- Характеристика стандартных диет
- Лечебно-профилактическое питание
- Лечебно-профилактическое питание для лиц, проживающих в геохимических провинциях с повышенным или пониженным содержанием фторидов
- Лечебно-профилактическое питание при кариесе зубов
- Лечебно-профилактическое питание при флюорозе
- Биологически активные добавки как элемент лечебно-профилактического питания
- Практическая работа «Выбор лп для больного; выбор вида лпп для работающего во вредных условиях и для проживающего в геохимической провинции» (ситуационные задачи)
- Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
- Занятие 1.2.1. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения
- План занятия
- 1.2.1.1. Санитарная экспертиза мяса.
- 1. Органолептическое исследование мяса
- 2. Химическое исследование мяса
- 3. Бактериологическое исследование мяса
- 4. Гельминтологическое исследование мяса
- 1.2.1.2. Санитарная экспертиза рыбы
- 1. Органолептическое исследование рыбы
- 2. Гельминтологическое исследование рыбы
- 1.2.1.3. Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
- 1. Органолептическое исследование молока
- 2. Физико-химическое исследование молока
- Нормы цельного, свежего доброкачественного молока:
- Занятие 1.2.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения
- План занятия:
- Санитарная экспертиза хлеба
- Лабораторное задание
- 1.Органолептическое исследование формового хлеба
- 2. Определение физико-химических свойств хлеба
- 1). Определение влажности.
- 2). Определение пористости.
- 3). Определение кислотности.
- Тема 1.3. Пищевые отравления
- Классификация пищевых отравлений
- Отравления микробной природы
- Отравления бактериальной природы Пищевые токсикоинфекции
- Бактериальные токсикозы
- Микотоксикозы
- Отравления немикробной этиологии
- Отравления грибами
- Отравление ядовитыми растениями
- Сорняковые токсикозы
- Отравление продуктами животного происхождения.
- Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
- Отравления токсичными примесями к пище Отравление тяжелыми металлами
- Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
- Практическое задание (ситуационные задачи)
- Раздел 2. Гигиена воды
- Тема 2.1. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация систем водоснабжения. Выбор источника водоснабжения
- Зоны санитарной охраны (зсо) источников питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1110-02)
- Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
- Оценка качества питьевой воды
- Оценка качества питьевой воды при централизованной системе водоснабжения
- Оценка качества воды нецентрализованных источников водоснабжения
- При нецентрализованном водоснабжении
- Лабораторная работа «Оценка качества питьевой воды»
- Определение цветности воды
- Лабораторное задание
- Определение прозрачности воды
- Лабораторное задание
- Определение запаха воды
- Лабораторное задание
- Определение реакции воды
- Лабораторное задание
- Определение общей жесткости воды
- Лабораторное задание
- Определение содержания аммиака (аммонийных солей)
- Лабораторное задание
- Определение содержания нитритов
- Лабораторное задание
- Определение содержания хлоридов в воде
- Лабораторное задание
- 9. Прямое определение фторидов в воде
- Лабораторное задание
- Тема 2.2. Методы очистки, обеззараживания и улучшения качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация и характеристика методов очистки воды
- Методы обеззараживания воды
- Специальные методы улучшения качества воды
- Лабораторная работа
- Определение дозы коагулянта для очистки воды
- Лабораторное задание
- I. Определение карбонатной жесткости воды
- II. Выбор дозы коагулянта
- 2. Пробное хлорирование воды
- Лабораторное задание
- 1. Определение хлорпотребности воды
- I. Определение концентрации активного хлора в хлорной извести
- II. Выбор дозы хлора для нормального хлорирования
- 2. Решение ситуационных задач на дефторирование и фторирование питьевой воды
- I. Дефторирование воды методом разбавления
- II. Фторирование воды
- Раздел 3. Гигиена воздушной среды
- Некоторых помещений в умеренном климате
- Методы измерения параметров микроклимата
- При разных температурах
- При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения» Задание
- Занятие 3.1.2. Гигиеническая оценка качества воздуха помещений
- План занятия
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка содержания в воздухе помещений углекислого газа, пылевого и микробного загрязнения».
- Обесцвечивающего 20 мл 0,005 % раствора соды
- Лабораторное задание
- Тема 3.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима и освещения помещений
- План занятия
- Умеренной климатической зоны северного полушария
- Оценка искусственного освещения помещения
- Раздел 4. Радиационная гигиена
- Тема 4.1. Естественная и искусственная радиоактивность. Радиометрия объектов среды
- План занятия
- Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды»
- Порядок работы с радиометром, снабженным газоразрядным счетчиком
- Определение скорости счета от фона (Nф)
- Определение эффективности счета прибора (эс) по эталону
- Определение абсолютной активности препаратов (Апр)
- Тема 4.2. Дозы ионизирующего излучения, дозовые пределы облучения, дозиметрия
- План занятия
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Генетическое действие ионизирующих излучений
- Детерминированные и стохастические эффекты облучения.
- Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
- Гигиеническое нормирование облучения человека
- По группам критических органов
- Ограничения медицинского облучения населения
- Дозиметрия
- Лабораторная работа «Определение и оценка дозы ионизирующего излучения, полученной при работе» Лабораторное задание
- Тема 4.3. Организация защиты при работе с источниками ионизирующих излучений
- План занятия
- Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
- Безопасность труда медицинских работников при использовании источников ионизирующей радиации
- Раздел 1. Гигиена питания____________________________6