Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
Причинами отравления остаточными количествами пестицидов и удобрений в пище могут быть: выпечка хлеба из предназначенного для посева (протравленного ядохимикатом) зерна, ошибочное использование в пищу нитритов и бромидов вместо поваренной соли, фторидов – вместо соды, нарушение санитарно-гигиенических требований к хранению, транспортировке и применению и т.д.
Пестициды (средства борьбы с вредителями и возбудителями болезней сельскохозяйственных культур) оказывают токсический эффект, попадая в организм чаще с растительной пищей в концентрациях выше ПДК. Пестициды классифицируют: а) с точки зрения их предназначения (гербициды, фунгициды, бактерициды, акарициды и т.д.); б) с точки зрения их устойчивости во внешней среде (I класс - органические соединения хлора, ртути, фосфора, циана, производные карбаминовой кислоты и мочевины, пиретроиды; II класс - неорганические соединения мышьяка, меди, серы, фтора и т.д.; III класс - органические соединения растительного происхождения - никотин, пиретрум, ротенон и др.); с точки зрения их токсичности [I класс - сильно действующие ядовитые вещества (LD50<50 мг/кг); II класс - высокотоксичные (LD50=50200 мг/кг); III класс - среднетоксичные (LD50=2001000 мг/кг); IV класс - малотоксичные (LD50>1000 мг/кг)].
Хлорорганические соединения (ХОС) представляет особую опасность, поскольку высоко токсичны, устойчивы в окружающей среде и способны кумулировать в организме животных и человека (в тканях богатых жиром и липоидами). ХОС изменяют возбудимость нервных клеток, повреждая моторные нервные пути, а при более высоких концентрациях сенсорные нейроны; поражают паренхиматозные органы (печень, почки). Они могут выделяться с молоком животных, пасшихся на участках с загрязненной ХОС травой или получавших загрязненные ХОС корма. К ХОС относятся инсектициды: ДДТ, альдрин, линдан, тиодан, гербицид 2,4,5-Т.
Фосфорорганические соединения (ФОС). ФОС обладают способностью избирательно ингибировать ацетилхолинэстеразу, что ведет к накоплению в организме ацетилхолина. Вследствие этого возбуждается вся рецепторная система, в первую очередь холинэргическая, поэтому антидотами являются холинолитики типа атропина и реактиваторы холинэстеразы. При пищевом отравлении ФОС в первую очередь появляются диспептические расстройства, далее различают три степени тяжести, зависящих от количества поступившего пестицида:
Легкая степень (симптомы - через 15-30 мин.): головная боль, головокружение, острая близорукость, страх, затруднение дыхания, стеснение в груди. Объективно: миоз, потливость, саливация, одышка.
Средняя степень: смена возбуждения заторможенностью, кома. Объективно: миоз, сильнейшая потливость и саливация, бронхорея, приступы бронхоспазма, аспирационно-обтурационные расстройства, явления гипоксии (цианоз), артериальная гипертензия.
Тяжелая степень: гипертонус, судороги, гипоксия, паралич межреберной мускулатуры (дыхание только диафрагмальными мышцами). Сознание затемнено, коматозное состояние. Смерть от острой дыхательной недостаточности, Возможна остановка сердца. Холинэстеразная активность крови падает практически до нуля. Возможные осложнения: токсический отек легких (при ингаляционном отравлении), гепатопатия, интоксикационные психозы, полиневриты.
Наименее безопасными являются пестициды растительного происхождения, быстро разлагающиеся в окружающей среде, что снижает риск их попадания в организм человека.
Таблица 22. ПДК некоторых пестицидов в продуктах питания
Пестицид | Растительная пища | Животная пища | ||
ПДК, мг/кг | Продукт | ПДК, мг/кг | Продукт | |
Альдрин и диэльдрин | 0,1 | Чай | 0,2 | Мясо, жиры |
0,01 | Другие | 1,0 | Лосось, осетр | |
0,5 | Другие виды рыб, моллюски | |||
Линдан | 2,0 | Зеленые овощи | 2,0 | Мясо, жиры |
1,5 | Овощи и фрукты, кроме моркови | 0,7 | Мясо птицы | |
0,5 | Чай | 0,2 | Молоко | |
0,1 | Зерно, картофель, стручковые | 0,1 | Яйца |
Профилактика отравлений пестицидами: использование в сельском хозяйстве мало- и среднетоксичных пестицидов и только при наличии показаний к их применению; замена более токсичных пестицидов на менее токсичные и стойкие во внешней среде; запрет на применение пестицидов в период плодоношения фруктов и овощей21, запрет на использование в пищу протравленного семенного материала; санитарная экспертиза подвергшихся опылению пестицидами растительных пищевых продуктов на наличие остаточных количеств пестицидов и гигиеническая регламентация остаточных количеств пестицидов в продуктах питания (ПДК табл.22); отбраковка растительных пищевых продуктов, подвергшихся опылению пестицидами, с измененными органолептическими свойствами; санитарное просвещение населения.
Удобрения. Нитраты могут накапливаться в растительных продуктах при чрезмерном внесении азотсодержащих удобрений. Растения, склонные к накоплению нитратов: сахарная свекла (особенно листья), шпинат, морковь (особенно плоды), салат и капуста. Накопление азота может происходить и при нехватке серы в почве: недостаток серосодержащих аминокислот в составе растения препятствует синтезу нитратредуктазы, что ведет к накоплению в тканях растений нитратов в неметаболизированном виде. Нитраты и нитриты поступают в организм человека преимущественно (на 70-80%) с продуктами растительного (корнеплоды) и животного (молоко и молочные продукты, мясо, рыбные и мясные консервы) происхождения, а также с водой.
Нитраты в кишечнике человека под действием микроорганизмов восстанавливаются до нитритов, в результате в крови образуется нитрозил-ион, окисляющий гемовое железо (II) гемоглобина до железа (III), что препятствует связыванию кислорода. В результате возникает симптомы кислородной недостаточности, сопровождаемой цианозом – нитратная метгемоглобинемия. Дети особенно чувствительны к нитрозил-иону. Кроме того, нитраты и нитриты образуют азотистую кислоту, а при взаимодействии с аминами - нитрозамины R2N-N=O, обладающие канцерогенным действием.
Профилактика: соблюдение санитарных требований к применению удобрений в сельском хозяйстве, санитарная экспертиза растительных пищевых продуктов на наличие нитратов (ДСД нитратов = 300-325 мг), санитарное просвещение населения.
Известны также отравления немикробной природы, связанные с пищевыми добавками (стабилизаторами, консервантами, красителями и пр.), остаточными количествами ветеринарных препаратов в животной пище, упаковкой продуктов питания и даже кулинарной обработкой (копчение, жарка). Особую озабоченность вызывают продукты питания, загрязненные радионуклидами.
- Министерство образования и науки рф
- Российский университет дружбы народов
- Максименко л.В., Гурова а.И.
- Гигиена для стоматологов
- Введение
- 2. Методы изучения реакций живого организма:
- Задачи гигиены:
- Раздел 1. Гигиена питания
- Тема 1.1. Рациональное, диетическое и лечебно-профилактическое питание Занятие 1.1.1. Рациональное питание
- План занятия:
- Классификация болезней неправильного питания
- Деятельности (включая основной обмен)
- Белках, жирах и углеводах (в сутки)
- Жирорастворимые витамины
- Водорастворимые витамины
- Минеральные вещества
- Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания»
- Задание
- Занятие 1.1.2. Диетическое и лечебно- профилактическое питание
- План занятия:
- Диетическое питание
- Основные принципиальные схемы организации дп
- Характеристика основных лечебных диет
- Характеристика стандартных диет
- Лечебно-профилактическое питание
- Лечебно-профилактическое питание для лиц, проживающих в геохимических провинциях с повышенным или пониженным содержанием фторидов
- Лечебно-профилактическое питание при кариесе зубов
- Лечебно-профилактическое питание при флюорозе
- Биологически активные добавки как элемент лечебно-профилактического питания
- Практическая работа «Выбор лп для больного; выбор вида лпп для работающего во вредных условиях и для проживающего в геохимической провинции» (ситуационные задачи)
- Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
- Занятие 1.2.1. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения
- План занятия
- 1.2.1.1. Санитарная экспертиза мяса.
- 1. Органолептическое исследование мяса
- 2. Химическое исследование мяса
- 3. Бактериологическое исследование мяса
- 4. Гельминтологическое исследование мяса
- 1.2.1.2. Санитарная экспертиза рыбы
- 1. Органолептическое исследование рыбы
- 2. Гельминтологическое исследование рыбы
- 1.2.1.3. Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
- 1. Органолептическое исследование молока
- 2. Физико-химическое исследование молока
- Нормы цельного, свежего доброкачественного молока:
- Занятие 1.2.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения
- План занятия:
- Санитарная экспертиза хлеба
- Лабораторное задание
- 1.Органолептическое исследование формового хлеба
- 2. Определение физико-химических свойств хлеба
- 1). Определение влажности.
- 2). Определение пористости.
- 3). Определение кислотности.
- Тема 1.3. Пищевые отравления
- Классификация пищевых отравлений
- Отравления микробной природы
- Отравления бактериальной природы Пищевые токсикоинфекции
- Бактериальные токсикозы
- Микотоксикозы
- Отравления немикробной этиологии
- Отравления грибами
- Отравление ядовитыми растениями
- Сорняковые токсикозы
- Отравление продуктами животного происхождения.
- Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
- Отравления токсичными примесями к пище Отравление тяжелыми металлами
- Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
- Практическое задание (ситуационные задачи)
- Раздел 2. Гигиена воды
- Тема 2.1. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация систем водоснабжения. Выбор источника водоснабжения
- Зоны санитарной охраны (зсо) источников питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1110-02)
- Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
- Оценка качества питьевой воды
- Оценка качества питьевой воды при централизованной системе водоснабжения
- Оценка качества воды нецентрализованных источников водоснабжения
- При нецентрализованном водоснабжении
- Лабораторная работа «Оценка качества питьевой воды»
- Определение цветности воды
- Лабораторное задание
- Определение прозрачности воды
- Лабораторное задание
- Определение запаха воды
- Лабораторное задание
- Определение реакции воды
- Лабораторное задание
- Определение общей жесткости воды
- Лабораторное задание
- Определение содержания аммиака (аммонийных солей)
- Лабораторное задание
- Определение содержания нитритов
- Лабораторное задание
- Определение содержания хлоридов в воде
- Лабораторное задание
- 9. Прямое определение фторидов в воде
- Лабораторное задание
- Тема 2.2. Методы очистки, обеззараживания и улучшения качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация и характеристика методов очистки воды
- Методы обеззараживания воды
- Специальные методы улучшения качества воды
- Лабораторная работа
- Определение дозы коагулянта для очистки воды
- Лабораторное задание
- I. Определение карбонатной жесткости воды
- II. Выбор дозы коагулянта
- 2. Пробное хлорирование воды
- Лабораторное задание
- 1. Определение хлорпотребности воды
- I. Определение концентрации активного хлора в хлорной извести
- II. Выбор дозы хлора для нормального хлорирования
- 2. Решение ситуационных задач на дефторирование и фторирование питьевой воды
- I. Дефторирование воды методом разбавления
- II. Фторирование воды
- Раздел 3. Гигиена воздушной среды
- Некоторых помещений в умеренном климате
- Методы измерения параметров микроклимата
- При разных температурах
- При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения» Задание
- Занятие 3.1.2. Гигиеническая оценка качества воздуха помещений
- План занятия
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка содержания в воздухе помещений углекислого газа, пылевого и микробного загрязнения».
- Обесцвечивающего 20 мл 0,005 % раствора соды
- Лабораторное задание
- Тема 3.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима и освещения помещений
- План занятия
- Умеренной климатической зоны северного полушария
- Оценка искусственного освещения помещения
- Раздел 4. Радиационная гигиена
- Тема 4.1. Естественная и искусственная радиоактивность. Радиометрия объектов среды
- План занятия
- Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды»
- Порядок работы с радиометром, снабженным газоразрядным счетчиком
- Определение скорости счета от фона (Nф)
- Определение эффективности счета прибора (эс) по эталону
- Определение абсолютной активности препаратов (Апр)
- Тема 4.2. Дозы ионизирующего излучения, дозовые пределы облучения, дозиметрия
- План занятия
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Генетическое действие ионизирующих излучений
- Детерминированные и стохастические эффекты облучения.
- Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
- Гигиеническое нормирование облучения человека
- По группам критических органов
- Ограничения медицинского облучения населения
- Дозиметрия
- Лабораторная работа «Определение и оценка дозы ионизирующего излучения, полученной при работе» Лабораторное задание
- Тема 4.3. Организация защиты при работе с источниками ионизирующих излучений
- План занятия
- Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
- Безопасность труда медицинских работников при использовании источников ионизирующей радиации
- Раздел 1. Гигиена питания____________________________6