Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
Основной причиной пищевых отравлений продуктами питания и напитками является отсутствие санитарных знаний и нарушение санитарных требований к способам и условиям хранения, приготовления пищи и ее употребления (табл. 20).
Таблица 20. Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
Продукт | Токсин | Действие | Меры профилактики |
1 | 2 | 3 | 4 |
Зеленые бобы | Токсичные белки | Кровавый понос и судороги, гипокалиемия | Длительное кипячение с целью денатурации белков токсина |
Стручковые растения (касторовые бобы), арахис, проростки растений | Лектины – группа гликопротеиновых веществ | Агглютинация эритроцитов, при хроническом воздействии - ожирение печени | Длительное кипячение с целью денатурации белков токсина |
Стручковые, бататы, картофель, красная свекла | Вещества белковой природы | Ингибирование синтеза трипсина; снижение активности аминокислот | Длительное кипячение с целью денатурации белков токсина |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сахарная свекла, красная свекла, спаржа, шпинат | Сапонины (гликозиды) | Гемолиз эритроцитов крови, выделение гемоглобина с мочой, желтуха, нарушение кровообращения | Не злоупотреблять |
Белая фасоль | Лимарин (цианогенный гликозид), фазин (токсальбумин) | При длительном хранении циангидрин расщепляется до альдегида и HCN. Отравление может проявиться в виде диспепсии. | Тщательное вываривание фасоли (денатурация фазина); использование в пищу фасоли со сроком хранения не более 1 года |
Косточки абрикосов, персиков и других фруктов, миндальный орех, маниок | Амигдалин (цианогенный гликозид) | При длительном хранении циангидрин расщепляется до альдегида и HCN. | Не пить спиртовые настойки на фруктах с косточками, не злоупотреблять миндалем; маниок есть с овощами, бобовыми, фруктами. |
Проросший или позеленневший картофель | Соланин | Дисфункция кишечника, тошнота, рвота в течение 10-15 мин. | Не использовать в пищу позеленевший и проросший картофель |
Ревень, шпинат, сельдерей, свекла | Щавелевая кислота, антрахинон | Плохое усвоение Ca2+, Mg2+ и др. катионов. Заболевание почек, коллапс кровообращения | Увеличение потребления молочных продуктов и других источников усвояемого кальция и других катионов |
Капуста (все виды) Красная кожица земляного ореха, кресс-салат, лук, лесные орехи |
Тиогликозиды, в т.ч. глюкобрассицин | Из тиогликозидов образуются тиоизоцианаты R–S–CN, препятствующие образованию тироксина | Увеличение поступления йода в организм, например, с помощью йодированной пищевой поваренной соли |
1 | 2 | 3 | 4 |
Бананы, лесные орехи, томаты; Сыр, вина, дрожжевой экстракт | Биогенные амины: серотонин, тирамин | Повышают кровяное давление, противодействуют препаратам, снижающим давление | Исключение из питания гипертоников |
Чай, кофе | Теофиллин и кофеин | Воздействие на ЦНС: более 100 мг (1 чашка) - перевозбуждение, бессонница, сердцебиение, сердечные аритмии; 10 г – летальная доза. Кофеин – антагонист кальция, магния, натрия | Употреблять чай и кофе в умеренном количестве |
Профилактика: санитарное просвещение населения по вопросам рационального питания, взаимовлияния компонентов пищи и лекарственных препаратов. Соблюдение сроков, условий хранения и приготовления пищи, а также количеств употребляемых продуктов и напитков.
- Министерство образования и науки рф
- Российский университет дружбы народов
- Максименко л.В., Гурова а.И.
- Гигиена для стоматологов
- Введение
- 2. Методы изучения реакций живого организма:
- Задачи гигиены:
- Раздел 1. Гигиена питания
- Тема 1.1. Рациональное, диетическое и лечебно-профилактическое питание Занятие 1.1.1. Рациональное питание
- План занятия:
- Классификация болезней неправильного питания
- Деятельности (включая основной обмен)
- Белках, жирах и углеводах (в сутки)
- Жирорастворимые витамины
- Водорастворимые витамины
- Минеральные вещества
- Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания»
- Задание
- Занятие 1.1.2. Диетическое и лечебно- профилактическое питание
- План занятия:
- Диетическое питание
- Основные принципиальные схемы организации дп
- Характеристика основных лечебных диет
- Характеристика стандартных диет
- Лечебно-профилактическое питание
- Лечебно-профилактическое питание для лиц, проживающих в геохимических провинциях с повышенным или пониженным содержанием фторидов
- Лечебно-профилактическое питание при кариесе зубов
- Лечебно-профилактическое питание при флюорозе
- Биологически активные добавки как элемент лечебно-профилактического питания
- Практическая работа «Выбор лп для больного; выбор вида лпп для работающего во вредных условиях и для проживающего в геохимической провинции» (ситуационные задачи)
- Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
- Занятие 1.2.1. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения
- План занятия
- 1.2.1.1. Санитарная экспертиза мяса.
- 1. Органолептическое исследование мяса
- 2. Химическое исследование мяса
- 3. Бактериологическое исследование мяса
- 4. Гельминтологическое исследование мяса
- 1.2.1.2. Санитарная экспертиза рыбы
- 1. Органолептическое исследование рыбы
- 2. Гельминтологическое исследование рыбы
- 1.2.1.3. Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
- 1. Органолептическое исследование молока
- 2. Физико-химическое исследование молока
- Нормы цельного, свежего доброкачественного молока:
- Занятие 1.2.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения
- План занятия:
- Санитарная экспертиза хлеба
- Лабораторное задание
- 1.Органолептическое исследование формового хлеба
- 2. Определение физико-химических свойств хлеба
- 1). Определение влажности.
- 2). Определение пористости.
- 3). Определение кислотности.
- Тема 1.3. Пищевые отравления
- Классификация пищевых отравлений
- Отравления микробной природы
- Отравления бактериальной природы Пищевые токсикоинфекции
- Бактериальные токсикозы
- Микотоксикозы
- Отравления немикробной этиологии
- Отравления грибами
- Отравление ядовитыми растениями
- Сорняковые токсикозы
- Отравление продуктами животного происхождения.
- Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
- Отравления токсичными примесями к пище Отравление тяжелыми металлами
- Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
- Практическое задание (ситуационные задачи)
- Раздел 2. Гигиена воды
- Тема 2.1. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация систем водоснабжения. Выбор источника водоснабжения
- Зоны санитарной охраны (зсо) источников питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1110-02)
- Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
- Оценка качества питьевой воды
- Оценка качества питьевой воды при централизованной системе водоснабжения
- Оценка качества воды нецентрализованных источников водоснабжения
- При нецентрализованном водоснабжении
- Лабораторная работа «Оценка качества питьевой воды»
- Определение цветности воды
- Лабораторное задание
- Определение прозрачности воды
- Лабораторное задание
- Определение запаха воды
- Лабораторное задание
- Определение реакции воды
- Лабораторное задание
- Определение общей жесткости воды
- Лабораторное задание
- Определение содержания аммиака (аммонийных солей)
- Лабораторное задание
- Определение содержания нитритов
- Лабораторное задание
- Определение содержания хлоридов в воде
- Лабораторное задание
- 9. Прямое определение фторидов в воде
- Лабораторное задание
- Тема 2.2. Методы очистки, обеззараживания и улучшения качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация и характеристика методов очистки воды
- Методы обеззараживания воды
- Специальные методы улучшения качества воды
- Лабораторная работа
- Определение дозы коагулянта для очистки воды
- Лабораторное задание
- I. Определение карбонатной жесткости воды
- II. Выбор дозы коагулянта
- 2. Пробное хлорирование воды
- Лабораторное задание
- 1. Определение хлорпотребности воды
- I. Определение концентрации активного хлора в хлорной извести
- II. Выбор дозы хлора для нормального хлорирования
- 2. Решение ситуационных задач на дефторирование и фторирование питьевой воды
- I. Дефторирование воды методом разбавления
- II. Фторирование воды
- Раздел 3. Гигиена воздушной среды
- Некоторых помещений в умеренном климате
- Методы измерения параметров микроклимата
- При разных температурах
- При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения» Задание
- Занятие 3.1.2. Гигиеническая оценка качества воздуха помещений
- План занятия
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка содержания в воздухе помещений углекислого газа, пылевого и микробного загрязнения».
- Обесцвечивающего 20 мл 0,005 % раствора соды
- Лабораторное задание
- Тема 3.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима и освещения помещений
- План занятия
- Умеренной климатической зоны северного полушария
- Оценка искусственного освещения помещения
- Раздел 4. Радиационная гигиена
- Тема 4.1. Естественная и искусственная радиоактивность. Радиометрия объектов среды
- План занятия
- Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды»
- Порядок работы с радиометром, снабженным газоразрядным счетчиком
- Определение скорости счета от фона (Nф)
- Определение эффективности счета прибора (эс) по эталону
- Определение абсолютной активности препаратов (Апр)
- Тема 4.2. Дозы ионизирующего излучения, дозовые пределы облучения, дозиметрия
- План занятия
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Генетическое действие ионизирующих излучений
- Детерминированные и стохастические эффекты облучения.
- Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
- Гигиеническое нормирование облучения человека
- По группам критических органов
- Ограничения медицинского облучения населения
- Дозиметрия
- Лабораторная работа «Определение и оценка дозы ионизирующего излучения, полученной при работе» Лабораторное задание
- Тема 4.3. Организация защиты при работе с источниками ионизирующих излучений
- План занятия
- Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
- Безопасность труда медицинских работников при использовании источников ионизирующей радиации
- Раздел 1. Гигиена питания____________________________6