Микотоксикозы
Микотоксикозы – алиментарные интоксикации, вызванные наличием в пищевых продуктах микотоксинов, вторичных метаболитов плесневых грибов. Известно около 250 видов микроскопических плесневых грибов, продуцирующих более 100 микотоксинов. Субстратами для плесневых грибов служат различные сельскохозяйственные продукты. Путь загрязнения – через почву (пыль). Диагностика микотоксикозов затруднена, поскольку клиническая картина токсического действия часто размыта (особенно при хроническом воздействии). Основа диагностики – обнаружение микотоксинов в использованных в пищу продуктах и биологических жидкостях и тканях больного. К микотоксикозам относятся афлатоксикозы; фузариотоксикозы (алиментарная токсическая алейкия = споротрихиелотоксикоз); отравление "пьяным" хлебом = фузариограминиеротоксикоз; отравление "красной плесенью" = фузарионивалетоксикоз); охратоксикоз; эрготизм и другие.
Афлатоксикозы. Афлатоксикозы - заболевания вызванные афлатоксинами (АФЛ) В1, В2, G1, G2 , М1, М2 - метаболитами плесневых грибов Aspergillius (А. flavus и А. рarasiticus) и Penicillium. АФЛ В1, В2, G1, G2 встречаются в зерновых, бобовых, орехах и кормах животных, контаминированных спорами токсигенных штаммов вышеуказанных плесневых грибов и хранившихся при повышенной влажности и температуре; АФЛ М1, М2 - в молоке животных, употреблявших загрязненные АФЛ В1, В2, G1, G2 корма. АФЛ представляют собой гепатотропные яды с канцерогенным эффектом. При острых афлатоксикозах наблюдаются подострое начало с лихорадкой, коагулопатия, множественные геморрагии, асцит, отеки и желтуха (98%). При биопсии и аутопсии выявляется характерная пролиферация желчных протоков. Наблюдается цитотоксическое и иммунодепрессивное действие. Острые афлатоксикозы связаны с поступлением чрезвычайно высоких доз АФЛ с пищей. При хронических афлатоксикозах выявляются гепатокарциномы, мутагенный и тератогенный эффекты (задержка роста и токсические повреждения плода). Смертность высокая. Эпидемиология афлатоксикозов обусловлена взаимосвязью гепатокарцином с содержанием АФЛ в пищевых продуктах. Особенное распространение афлатоксикозы получили у сельскохозяйственных рабочих, перерабатывающих арахис.
Профилактика афлатоксикозов: 1) закладка на хранение хорошо просушенного зерна, бобов и орехов и обеспечение условий хранения, предупреждающих плесневение продукта; 2) санитарная экспертиза заплесневевших продуктов на содержание афлатоксинов (ПДК афлатоксина В1 для всех видов пищевых продуктов 0,005 мкг/кг, в продуктах детского питания, молоке и молочных продуктах не допускается; ПДК афлатоксина М1 в молоке и молочных продуктах 0,0005 мг/кг); 3) сортировка орехов, кукурузы, арахиса (ручная или электронная); 4) санитарное просвещение населения о риске потребления продуктов, приготовленных из плесневелого сырья (зерновых, бобовых, орехов). 5) использование для корма животных только доброкачественных продуктов.
Алиментарная токсическая алейкия. Заболевание возникает при употреблении в пищу зерна, перезимовавшего под снегом в поле или на сырой земле и загрязненного фузариотоксинами. Типичная форма заболевания протекает в несколько стадий.
1-ая стадия (острые формы интоксикации). Наступает через несколько часов после употребления хлеба, выпеченного из испорченного зерна. Местные симптомы: горький вкус во рту, саднящая боль в зеве, глотке и при глотании, онемение и опухание языка. При осмотре: гиперемия, отечность и кровоизлияние неба, налет на слизистой оболочке щек, языка и десен. Общие симптомы: слабость, ломота во всем теле, потливость, плохой сон, состояние опьянения, исчезают через 3-5 дней, еcли хлеб исключен из рациона.
2-ая стадия (лейкопения). Длительность – 2-3 недели, реже – 6-8 недель. Общие симптомы усугубляются, пульс учащается, зрачки расширены. Лейкопения и другие изменения крови.
3-я стадия (ангинозно-геморрагическая). Резко выражена ангина (катаральная, некротическая, гангренозная), высокая температура, петехии, кровотечение любой локализации, тахикардия (до 100 ударов/мин.). Изменения крови резко нарастают, свертываемость замедленна. Если 3-я стадия длится 1-2 недели, то летальность высокая.
4-я стадия (выздоровление или осложнения). Длительность – 10-14 дней. Осложнения: гастроэнтерит, гепатит, нарушения ЦНС, нагноительные процессы в легких и других органах.
Профилактика: обеспечение населения доброкачественным зерном; тщательная уборка урожая; запрет на использование в пищу зерна, перезимовавшего в поле; санитарная экспертиза подозрительного зерна (поздно убранного с полей, влажного, заплесневелого) на содержание трихотеценовых микотоксинов (ПДК Т-2-токсина в зерне, муке и крупах 1,0 мг/кг), санитарное просвещение населения.
Эрготизм. Эрготизм - отравление эрготоксинами, продуцируемыми склероциями (рожками) спорыньи Claviceps purpurea. Склероции - округлые образования из гиф (нитей тела) спорыньи - образуются в зерновой лунке колоска злака (в завязях злаков) путем попадания споры гриба в цветок злака. Размер склероций колеблется от 1 до 5 см, цвет - фиолетовый. Спорынья поражает в поле более 150 видов диких и культурных злаков. Склероции продуцируют токсины группы эргоалкалоидов. К ним относятся около 30 соединений - производных лизергиновой кислоты: эргин, эргинин, эргометрин (L-2-пропаноламид лизергиновой кислоты) и пр.; пептидсодержащие производные лизергиновой кислоты: эрготамин, эргозин, эргосекалин и пр.; клавиновые алкалоиды (агроклавин, элимоклавин, сетоклавин и пр.). Алкалоиды различаются степенью токсичности и количественными показателями продуцирования их грибами. Биологическое действие эрготоксинов выражено в 3-х эффектах: периферический (наблюдается сокращение гладкой мускулатуры матки и кровеносных сосудов); нейрогуморальный (блокирование действия адреналина и серотонина); центральный (галюциногенное действие, ингибирование секреции пролактина, гиперемия, гипергликемия, учащенное дыхание).
Эрготизм - клиническая картина интоксикации организма алкалоидами спорыньи - может проявляться в 2-х формах:
1). Конвульсивная форма: судорожный синдром, спастические контрактуры конечностей, диарея, обнаруживаемое при аутопсии поражение задних корешков спинного мозга;
2). Гангренозная форма: сухая гангрена, отторжение мягких тканей и костей конечностей по суставным сочленениям.
Содержание склероциев в зерне в количестве более 2 мас. % приводит к массовому эрготизму в форме эпидемий или эпизоотий.
Профилактика: Предпосевная обработка полей фунгицидами; тщательная очистка посевного материала от склероциев спорыньи; соблюдение гигиенических нормативов (ПДК спорыньи в зерне установлена на уровне 0,1-0,2% по массе, в муке – 0,05%).
Отравление микотоксинами, продуцируемыми грибами рода Alternaria. Микроскопические плесневые грибы рода Alternaria - возбудитель заболеваний зерновых культур, сорго, хлопчатника, орехов пекан, некоторых фруктов и томатов, поражающие растения в поле. Около 30% штаммов токсигенны. Установлены несколько групп токсинов, отличающихся по химическому строению: производные ксантона (самые токсичные из них - альтернариол и его метиловый эфир) и антрахиноновые пигменты (например, тенуазоновая кислота). Некоторые ученые связывают эти токсины с гематологическим заболеванием населения Африки (южнее пустыни Сахары), известным под названием onyalai.
Профилактика: использование в пищу продуктов из доброкачественного (без плесени) сырья; санитарное просвещение населения.
- Министерство образования и науки рф
- Российский университет дружбы народов
- Максименко л.В., Гурова а.И.
- Гигиена для стоматологов
- Введение
- 2. Методы изучения реакций живого организма:
- Задачи гигиены:
- Раздел 1. Гигиена питания
- Тема 1.1. Рациональное, диетическое и лечебно-профилактическое питание Занятие 1.1.1. Рациональное питание
- План занятия:
- Классификация болезней неправильного питания
- Деятельности (включая основной обмен)
- Белках, жирах и углеводах (в сутки)
- Жирорастворимые витамины
- Водорастворимые витамины
- Минеральные вещества
- Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания»
- Задание
- Занятие 1.1.2. Диетическое и лечебно- профилактическое питание
- План занятия:
- Диетическое питание
- Основные принципиальные схемы организации дп
- Характеристика основных лечебных диет
- Характеристика стандартных диет
- Лечебно-профилактическое питание
- Лечебно-профилактическое питание для лиц, проживающих в геохимических провинциях с повышенным или пониженным содержанием фторидов
- Лечебно-профилактическое питание при кариесе зубов
- Лечебно-профилактическое питание при флюорозе
- Биологически активные добавки как элемент лечебно-профилактического питания
- Практическая работа «Выбор лп для больного; выбор вида лпп для работающего во вредных условиях и для проживающего в геохимической провинции» (ситуационные задачи)
- Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
- Занятие 1.2.1. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения
- План занятия
- 1.2.1.1. Санитарная экспертиза мяса.
- 1. Органолептическое исследование мяса
- 2. Химическое исследование мяса
- 3. Бактериологическое исследование мяса
- 4. Гельминтологическое исследование мяса
- 1.2.1.2. Санитарная экспертиза рыбы
- 1. Органолептическое исследование рыбы
- 2. Гельминтологическое исследование рыбы
- 1.2.1.3. Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
- 1. Органолептическое исследование молока
- 2. Физико-химическое исследование молока
- Нормы цельного, свежего доброкачественного молока:
- Занятие 1.2.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения
- План занятия:
- Санитарная экспертиза хлеба
- Лабораторное задание
- 1.Органолептическое исследование формового хлеба
- 2. Определение физико-химических свойств хлеба
- 1). Определение влажности.
- 2). Определение пористости.
- 3). Определение кислотности.
- Тема 1.3. Пищевые отравления
- Классификация пищевых отравлений
- Отравления микробной природы
- Отравления бактериальной природы Пищевые токсикоинфекции
- Бактериальные токсикозы
- Микотоксикозы
- Отравления немикробной этиологии
- Отравления грибами
- Отравление ядовитыми растениями
- Сорняковые токсикозы
- Отравление продуктами животного происхождения.
- Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
- Отравления токсичными примесями к пище Отравление тяжелыми металлами
- Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
- Практическое задание (ситуационные задачи)
- Раздел 2. Гигиена воды
- Тема 2.1. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация систем водоснабжения. Выбор источника водоснабжения
- Зоны санитарной охраны (зсо) источников питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1110-02)
- Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
- Оценка качества питьевой воды
- Оценка качества питьевой воды при централизованной системе водоснабжения
- Оценка качества воды нецентрализованных источников водоснабжения
- При нецентрализованном водоснабжении
- Лабораторная работа «Оценка качества питьевой воды»
- Определение цветности воды
- Лабораторное задание
- Определение прозрачности воды
- Лабораторное задание
- Определение запаха воды
- Лабораторное задание
- Определение реакции воды
- Лабораторное задание
- Определение общей жесткости воды
- Лабораторное задание
- Определение содержания аммиака (аммонийных солей)
- Лабораторное задание
- Определение содержания нитритов
- Лабораторное задание
- Определение содержания хлоридов в воде
- Лабораторное задание
- 9. Прямое определение фторидов в воде
- Лабораторное задание
- Тема 2.2. Методы очистки, обеззараживания и улучшения качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация и характеристика методов очистки воды
- Методы обеззараживания воды
- Специальные методы улучшения качества воды
- Лабораторная работа
- Определение дозы коагулянта для очистки воды
- Лабораторное задание
- I. Определение карбонатной жесткости воды
- II. Выбор дозы коагулянта
- 2. Пробное хлорирование воды
- Лабораторное задание
- 1. Определение хлорпотребности воды
- I. Определение концентрации активного хлора в хлорной извести
- II. Выбор дозы хлора для нормального хлорирования
- 2. Решение ситуационных задач на дефторирование и фторирование питьевой воды
- I. Дефторирование воды методом разбавления
- II. Фторирование воды
- Раздел 3. Гигиена воздушной среды
- Некоторых помещений в умеренном климате
- Методы измерения параметров микроклимата
- При разных температурах
- При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения» Задание
- Занятие 3.1.2. Гигиеническая оценка качества воздуха помещений
- План занятия
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка содержания в воздухе помещений углекислого газа, пылевого и микробного загрязнения».
- Обесцвечивающего 20 мл 0,005 % раствора соды
- Лабораторное задание
- Тема 3.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима и освещения помещений
- План занятия
- Умеренной климатической зоны северного полушария
- Оценка искусственного освещения помещения
- Раздел 4. Радиационная гигиена
- Тема 4.1. Естественная и искусственная радиоактивность. Радиометрия объектов среды
- План занятия
- Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды»
- Порядок работы с радиометром, снабженным газоразрядным счетчиком
- Определение скорости счета от фона (Nф)
- Определение эффективности счета прибора (эс) по эталону
- Определение абсолютной активности препаратов (Апр)
- Тема 4.2. Дозы ионизирующего излучения, дозовые пределы облучения, дозиметрия
- План занятия
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Генетическое действие ионизирующих излучений
- Детерминированные и стохастические эффекты облучения.
- Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
- Гигиеническое нормирование облучения человека
- По группам критических органов
- Ограничения медицинского облучения населения
- Дозиметрия
- Лабораторная работа «Определение и оценка дозы ионизирующего излучения, полученной при работе» Лабораторное задание
- Тема 4.3. Организация защиты при работе с источниками ионизирующих излучений
- План занятия
- Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
- Безопасность труда медицинских работников при использовании источников ионизирующей радиации
- Раздел 1. Гигиена питания____________________________6