План занятия:
Пищевая и биологическая ценность злаков и зернобобовых культур.
Качества свежего доброкачественного хлеба. Признаки порчи хлеба.
Лабораторная работа: «Санитарно-гигиеническая экспертиза хлеба».
Хлеб получают выпечкой разрыхленного дрожжами теста. Основным сырьем для теста служит пшеничная и ржаная мука различных сортов (реже – ячменная и кукурузная), вода, хлебопекарные дрожжи и поваренная соль. В качестве дополнительного сырья используются сахар, патока, жиры, яйца и пр. Хлеб может быть формовым (выпеченном в форме) или подовым (выпеченным в виде лепешки).
В России хлеб дает около 40% энергетической ценности рациона населения (100 г хлеба содержат 200-250 ккал).
Состав хлеба: углеводы (40-45%), жиры (1-1,5%), белки (6-8%), витамины РР, В1, немного В2, много калия, железа, фосфора, магния и серы. В белках хлеба недостаточно незаменимых аминокислот (лизина, метионина, треонина и триптофана). Углеводы представлены, в основном, крахмалом. При потреблении 500-600 г хлеба в сутки обеспечивается 35-40 г белка (примерно 1/3 суточной нормы) и 230-260 г углеводов.
Пищевая ценность и усвояемость компонентов хлеба зависит от вида и «выхода» муки в результате помола зерна. При грубом помоле зерна «выход» муки составляет 95-99%, а мука грубая, темная и содержит отруби (наружные оболочки зерна). При тонком помоле зерно очищают от оболочек и зародыша, «выход» муки составляет 10-75%, а мука белая, нежная и не содержит отрубей. Чем белее и нежнее мука, тем выше ее сорт и тем она лучше усваивается, но содержит меньше витаминов В1, В2, РР и минеральных элементов, содержащихся в зерновой оболочке. Из муки более грубого помола усваивается только 74-85% белков, из муки высшего сорта тонкого помола – до 92% белков. Усвояемость углеводов хлеба составляет 93-98%. Пищевая ценность ржаного хлеба выше, чем пшеничного, но он хуже усваивается.
При выпечке хлеба потери витаминов группы В составляют не более 10-20%. Поэтому хлеб можно считать ценным источником тиамина (0,15-0,25 мг%), рибофлавина (0,1-0,15 мг%) и никотиновой кислоты (0,7-3 мг%). Сразу после выпечки в соответствии с технологией хлеб не содержит вегетативных микроорганизмов. Но при повышенной влажности и температуре, а также при нарушении сроков и условий хранения хлеб может быть поражен микроскопическими плесневыми грибами; патогенными, пигментообразующими и другими бактериями. Такой хлеб непригоден в пищу.
"Картофельная" или "тягучая" болезнь хлеба обусловлена развитием картофельной палочки (Bacillus mesentericus), спороносной бактерии, часто образующей тонкие нити. На поверхности жидких сред и ломтиках картофеля палочка образует складчатую пленку. Споры, попадая с мукой или дрожжами в тесто, не гибнут при выпечке хлеба и, прорастая при благоприятных условиях (повышенная температура и влажность), могут вызвать «тягучую» или «картофельную» болезнь хлеба (мякиш хлеба превращается в тягучую слизь, цвет прозрачно-коричневый, запах неприятный со слабым оттенком гниющих фруктов). Поскольку Bacillus mesentericus патогенна для животных и человека, а органолептические свойства хлеба принципиально нарушены (мякиш отсутствует как таковой), пораженный "картофельной" болезнью хлеб должен быть уничтожен.
При загрязнении поверхности готовых хлебных изделий пигментными бактериями и их последующей вегетации при "благоприятных" условиях образуются окрашенные в яркие цвета слизистые пятна. Часто это «чудесная палочка» (Bac. рrodigiosus) - неспороносный факультативный анаэроб, условно патогенный для человека и животных и может вызвать нагноения. Такой хлеб не допускается к использованию ввиду измененных органолептических признаков и потенциальной опасности для здоровья.
Плесневение хлеба чаще всего обусловлено ростом микроскопических плесневых грибов Aspergillius (белая плесень), Penicillium (зеленая плесень) и Mucor mucendo (головчатая плесень), которые размножаются спорами.
Особо опасен хлеб, выпеченный из муки, загрязненной спорами микроскопических плесневых грибов Aspergillus, Penicillium, Fusarium, Cephalosporium, Trichoderma, Stachibotris, попадающими в зерно в процессе роста зерновых или при неправильном хранении зерна. В теплой и влажной среде токсигенные штаммы грибов продуцируют вторичные метаболиты – микотоксины (афлатоксины16 В1, В2, G1, G2, охратоксин A, зеараленон, трихотеценовые17 и прочие).
Афлатоксины гепатотропны и гепатоканцерогенны. Охратоксин А проявляет нефротоксичность, канцерогенность и тератогенность, а также иммуносупрессивную, гемотоксическую и цитотоксическую активность, нарушает углеводный обмен и свертываемость крови. Трихотеценовые микотоксины действуют непосредственно на систему кроветворения.
Хлебные изделия могут стать источником эрготоксинов18, образуемых склероциями спорыньи Claviceps purpurea в процессе роста и зернообразования зерновых культур. Эрготоксины действуют на периферическую нервную систему и сосуды конечностей, а при хроническом воздействии вызывают сухую гангрену конечностей.
При хранении хлеб черствеет. В результате перехода крахмала в исходное состояние, характерное для теста и выделения им воды (синерезиса) мякиш становится менее сжимаемым и более крошащимся; корка из гладкой, твердой и хрупкой – мягкой, эластичной, иногда морщинистой; аромат и вкус утрачиваются. Использование муки низкого качества и нарушение технологического режима выпечки ведет к возникновению посторонних запахов, бледной окраске корки, липкости и влажности мякиша, повышенной кислотности, пустотам в мякише, толстой, горелой корке и пр. При нарушении технологии выпечки хлеба над нижней коркой образуется плотный беспористый слой - «закал». Непромешанные участки хлеба («непромес») и посторонние примеси недопустимы.
- Министерство образования и науки рф
- Российский университет дружбы народов
- Максименко л.В., Гурова а.И.
- Гигиена для стоматологов
- Введение
- 2. Методы изучения реакций живого организма:
- Задачи гигиены:
- Раздел 1. Гигиена питания
- Тема 1.1. Рациональное, диетическое и лечебно-профилактическое питание Занятие 1.1.1. Рациональное питание
- План занятия:
- Классификация болезней неправильного питания
- Деятельности (включая основной обмен)
- Белках, жирах и углеводах (в сутки)
- Жирорастворимые витамины
- Водорастворимые витамины
- Минеральные вещества
- Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания»
- Задание
- Занятие 1.1.2. Диетическое и лечебно- профилактическое питание
- План занятия:
- Диетическое питание
- Основные принципиальные схемы организации дп
- Характеристика основных лечебных диет
- Характеристика стандартных диет
- Лечебно-профилактическое питание
- Лечебно-профилактическое питание для лиц, проживающих в геохимических провинциях с повышенным или пониженным содержанием фторидов
- Лечебно-профилактическое питание при кариесе зубов
- Лечебно-профилактическое питание при флюорозе
- Биологически активные добавки как элемент лечебно-профилактического питания
- Практическая работа «Выбор лп для больного; выбор вида лпп для работающего во вредных условиях и для проживающего в геохимической провинции» (ситуационные задачи)
- Тема 1.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов
- Занятие 1.2.1. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения
- План занятия
- 1.2.1.1. Санитарная экспертиза мяса.
- 1. Органолептическое исследование мяса
- 2. Химическое исследование мяса
- 3. Бактериологическое исследование мяса
- 4. Гельминтологическое исследование мяса
- 1.2.1.2. Санитарная экспертиза рыбы
- 1. Органолептическое исследование рыбы
- 2. Гельминтологическое исследование рыбы
- 1.2.1.3. Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
- 1. Органолептическое исследование молока
- 2. Физико-химическое исследование молока
- Нормы цельного, свежего доброкачественного молока:
- Занятие 1.2.2. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения
- План занятия:
- Санитарная экспертиза хлеба
- Лабораторное задание
- 1.Органолептическое исследование формового хлеба
- 2. Определение физико-химических свойств хлеба
- 1). Определение влажности.
- 2). Определение пористости.
- 3). Определение кислотности.
- Тема 1.3. Пищевые отравления
- Классификация пищевых отравлений
- Отравления микробной природы
- Отравления бактериальной природы Пищевые токсикоинфекции
- Бактериальные токсикозы
- Микотоксикозы
- Отравления немикробной этиологии
- Отравления грибами
- Отравление ядовитыми растениями
- Сорняковые токсикозы
- Отравление продуктами животного происхождения.
- Отравления продуктами, приобретающими токсичность при определенных условиях
- Отравления токсичными примесями к пище Отравление тяжелыми металлами
- Отравление ядохимикатами, используемыми в сельском хозяйстве
- Практическое задание (ситуационные задачи)
- Раздел 2. Гигиена воды
- Тема 2.1. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация систем водоснабжения. Выбор источника водоснабжения
- Зоны санитарной охраны (зсо) источников питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1110-02)
- Общие санитарно-гигиенические требования к питьевой воде
- Оценка качества питьевой воды
- Оценка качества питьевой воды при централизованной системе водоснабжения
- Оценка качества воды нецентрализованных источников водоснабжения
- При нецентрализованном водоснабжении
- Лабораторная работа «Оценка качества питьевой воды»
- Определение цветности воды
- Лабораторное задание
- Определение прозрачности воды
- Лабораторное задание
- Определение запаха воды
- Лабораторное задание
- Определение реакции воды
- Лабораторное задание
- Определение общей жесткости воды
- Лабораторное задание
- Определение содержания аммиака (аммонийных солей)
- Лабораторное задание
- Определение содержания нитритов
- Лабораторное задание
- Определение содержания хлоридов в воде
- Лабораторное задание
- 9. Прямое определение фторидов в воде
- Лабораторное задание
- Тема 2.2. Методы очистки, обеззараживания и улучшения качества питьевой воды
- План занятия
- Классификация и характеристика методов очистки воды
- Методы обеззараживания воды
- Специальные методы улучшения качества воды
- Лабораторная работа
- Определение дозы коагулянта для очистки воды
- Лабораторное задание
- I. Определение карбонатной жесткости воды
- II. Выбор дозы коагулянта
- 2. Пробное хлорирование воды
- Лабораторное задание
- 1. Определение хлорпотребности воды
- I. Определение концентрации активного хлора в хлорной извести
- II. Выбор дозы хлора для нормального хлорирования
- 2. Решение ситуационных задач на дефторирование и фторирование питьевой воды
- I. Дефторирование воды методом разбавления
- II. Фторирование воды
- Раздел 3. Гигиена воздушной среды
- Некоторых помещений в умеренном климате
- Методы измерения параметров микроклимата
- При разных температурах
- При различных диапазонах температуры воздуха в помещении
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка микроклимата учебного помещения» Задание
- Занятие 3.1.2. Гигиеническая оценка качества воздуха помещений
- План занятия
- Лабораторная работа «Определение и гигиеническая оценка содержания в воздухе помещений углекислого газа, пылевого и микробного загрязнения».
- Обесцвечивающего 20 мл 0,005 % раствора соды
- Лабораторное задание
- Тема 3.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима и освещения помещений
- План занятия
- Умеренной климатической зоны северного полушария
- Оценка искусственного освещения помещения
- Раздел 4. Радиационная гигиена
- Тема 4.1. Естественная и искусственная радиоактивность. Радиометрия объектов среды
- План занятия
- Лабораторная работа «Радиометрия объектов среды»
- Порядок работы с радиометром, снабженным газоразрядным счетчиком
- Определение скорости счета от фона (Nф)
- Определение эффективности счета прибора (эс) по эталону
- Определение абсолютной активности препаратов (Апр)
- Тема 4.2. Дозы ионизирующего излучения, дозовые пределы облучения, дозиметрия
- План занятия
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Генетическое действие ионизирующих излучений
- Детерминированные и стохастические эффекты облучения.
- Основные клинические эффекты воздействия ионизирующей радиации на человека
- Гигиеническое нормирование облучения человека
- По группам критических органов
- Ограничения медицинского облучения населения
- Дозиметрия
- Лабораторная работа «Определение и оценка дозы ионизирующего излучения, полученной при работе» Лабораторное задание
- Тема 4.3. Организация защиты при работе с источниками ионизирующих излучений
- План занятия
- Защита персонала при работе с источниками ионизирующей радиации зависит от характера источника.
- Безопасность труда медицинских работников при использовании источников ионизирующей радиации
- Раздел 1. Гигиена питания____________________________6