Магия внимания
Пятой привычкой, необходимой для построения хороших взаимоотношений с людьми, является привычка внимательно их слушать. Вы просто обязаны стать великолепным слушателем.
Многие люди не умеют слушать других. Во время разговора они, как правило, думают о нескольких вещах сразу и уделяют внимание разным посторонним предметам. В результате они не особенно отчетливо слышат собеседника и часто не понимают или плохо запоминают тему разговора. Все это приводит к путанице, спорам, взаимным обвинениям, неэффективной работе и проблемам в общении.
Внимание при разговоре – это та дисциплина, которую вполне можно освоить при помощи практики. Несколько шагов, приведенных далее, помогут вам стать превосходным слушателем.
Во-первых, примите решение выработать в себе эту привычку. Во-вторых, незамедлительно приступайте к тренировкам напряженного внимания во время разговора. В-третьих, продолжайте тренироваться, пока люди не начнут говорить комплименты вашему умению слушать.
Четыре правила эффективного слушания
Вот именно, их всего четыре. Конечно, вы можете подробнее узнать об искусстве слушать из множества книг, статей, на разных курсах и тренингах. В то же время, содержание всех их будет сводиться к четырем правилам поведения превосходного слушателя. Это – внимание при разговоре, выдержка паузы перед ответом, уточнение и перефразирование.
Будьте внимательны при разговоре. Слегка подайтесь вперед. Не перебивайте вашего собеседника. Сфокусируйтесь на его глазах и губах. Представьте, что ваши глаза – это кварцевые лампы и вы хотите, чтобы лицо вашего собеседника загорело под их воздействием.
Многие люди расценивают такое внимание к их словам как наивысшую форму расположения. Всякий раз, когда вы внимательно слушаете людей, их самооценка растет. Они начинают чувствовать себя более важными и ценными. Благодаря этому в глубине души они чувствуют себя необыкновенно счастливыми. В результате, они испытывают добрые чувства по отношению к человеку, который своим вниманием заставил их это почувствовать.
При важном разговоре очень полезно отказаться от всего, что может отвлечь ваше внимание. Если дело происходит на работе, откладывайте бумаги и просите секретаря ни с кем вас не соединять. При возможности, выходите из-за стола и садитесь поближе к собеседнику, чтобы лучше видеть его лицо.
Подобное же правило справедливо и для серьезной беседы с членами семьи в домашней обстановке. Выключайте телевизор, откладывайте в сторону газету и все, что только может вас отвлечь. Садитесь напротив своего собеседника и смотрите ему прямо в глаза. Слегка наклоняйтесь вперед. Представляйте себе, что внимательно выслушать этого человека – это самое важное, что вы можете сделать в течение дня. Рано или поздно, это войдет у вас в привычку.
Выдерживайте паузу перед ответом. Второе правило эффективного слушания состоит в развитии привычки выдерживать паузу перед ответом. Вместо того, чтобы сразу же высказывать свои комментарии, пока ваш собеседник переводит дыхание, выждите 3-5 секунд или даже дольше. Пусть в разговоре на некоторое время воцарится тишина. Привычка делать паузу перед ответом имеет три преимущества.
Первое – вы не прервете нечаянно собеседника, когда он остановится, чтобы собраться с мыслями перед продолжением разговора.
Второе– выдержка паузы ясно демонстрирует вашему собеседнику, что его слова важны для вас и вы тщательно продумываете свой ответ. Когда же человек сразу начинает излагать свои замечания, он показывает, что ему не интересно чужое мнение. Сам же разговор он рассматривает просто как возможность поговорить.
Наконец, третье и самое важное. Когда вы выдерживаете паузу после того, как замолчит ваш собеседник, вы осмысливаете его слова на более глубоком уровне сознания. Эти слова, подобно воде, просачивающейся в землю, проникают глубоко в ваш разум. При этом вы начинаете особенно четко понимать, что на самом деле имел в виду человек, с которым вы говорите.
Уточняйте то, что вы плохо поняли. Третье правило хорошего слушателя заключается в развитии привычки уточнять непонятные моменты. Никогда не притворяйтесь, что до конца поняли мысль другого человека, если существует возможность ее неправильного истолкования. Вместо этого сделайте паузу, а затем спросите: "Что вы имели в виду?"
Это мой любимый вопрос, позволяющий убедиться, что я правильно понял слова моего собеседника и послание, которое он хотел до меня донести.
Здесь срабатывает важный принцип, который гласит: "Человек, задающий вопросы, контролирует ситуацию". Когда вы задаете вопросы, вы лучше следите за ходом разговора. При этом вы также контролируете человека, который отвечает на ваши вопросы.
Спрашивая: "Что вы имели в виду?" или "Что именно вы имели в виду?", вы получаете возможность выслушать собеседника еще раз, уточнив отдельные моменты. Благодаря этому, вы еще лучше понимаете его мысль. Таким ненавязчивым и профессиональным образом вы держите разговор под контролем.
Основной принцип общения таков: "Внимание создает доверие". Чем больше вы задаете хороших вопросов и чем внимательнее слушаете собеседника, тем больше он доверяет вам. Соответственно, тем больше он открывается для вашего влияния.
Итак, идеальный способ наладить взаимоотношения с людьми – это задавать им хорошие вопросы, а затем внимательно выслушивать ответы. Перед ответом необходимо выдерживать паузу, задавая вопросы для уточнения. Перед тем как отвечать, нужно попытаться до конца понять своего собеседника, выяснив, как он или она думает и чувствует.
Повторяйте сказанное собеседником своими словами. Четвертое правило эффективного слушания заключается в том, чтобы перефразировать слова собеседника. Повторяйте его идеи своими словами. Например, ваши комментарии могут начинаться так: "Если я правильно понял, вы сказали, что...".
Существуют два типа слушания, которые помогают наладить теплые отношения с другими людьми. Первый тип называется "помогающее слушание". Он предполагает, что вы играете роль всего лишь звукоотражателя. Вам вовсе не надо пытаться комментировать слова собеседника или давать ему советы. Вы побуждаете человека к разговору и задаете ему вопросы, которые помогают ему подробно изложить свои мысли. Например, они могут быть такими: "Почему вы так думаете? Что вы по этому поводу чувствуете? Что вы имеете в виду?" и так далее.
Иногда людям нужно просто поговорить о своих проблемах с другим человеком, который будет кивать головой, слушать и выражать сочувствие. При этом они не хотят слышать никаких комментариев или советов. Многие психотерапевты построили свою карьеру только на том, что тихо сидели и слушали, пока их пациент без умолку говорил в течение 50-ти минут. Затем они благополучно забирали свой гонорар и назначали время следующей встречи.
Второй тип называется "рефлективным слушанием". Он предполагает, что вы постоянно перефразируете мысли человека и реагируете на них, освещая проблему с новой стороны. Например, ваш собеседник может пожаловаться на неприятный разговор со своим начальником. Вы должны отразить его мысли, сказав: "Мне кажется, что когда твой начальник кричит на тебя, это очень плохо влияет на твою самооценку".
Правильно используя привычки к вниманию, вы рано или поздно добьетесь того, что окружающие будут вас больше любить и уважать. Как результат, у них будет больше доверия к вашим словам, советам и влиянию. Люди, которые умеют слушать, всегда и везде в цене.
- Брайн Трейси Привычки на миллионы долларов
- Об авторе брайан трейси - известный лектор, консультант и руководитель семинаров
- Ждем ваших отзывов!
- Введение. Вы – это то, что вы делаете
- Великий вопрос
- Сила привычки
- Определение успеха
- Здоровье и жизненная сила
- Отличные отношения
- Удовольствие от работы
- Финансовая независимость
- Выработка "привычек на миллионы долларов"
- Приобрести можно любую привычку
- Первый по характеру
- Первый миллионер
- Все в ваших руках
- Глава 1. С чего начинаются ваши привычки
- Коротко о себе
- Ключ к успеху
- Железный закон вселенной
- Вы можете научиться всему, чему захотите
- Возьмите свою жизнь под контроль
- Закон контроля
- Сила веры
- Самореализующийся прогноз
- Вы – живой магнит
- Как аукнется, так и откликнется
- Практические упражнения
- Глава 2. Управляющая программа успеха
- Ваша управляющая программа
- Роль самооценки
- Ваша зона комфорта
- Перепрограммируйте себя на больший успех
- Ваше идеальное представление о себе
- Каким вы себя видите
- Активная зона вашей личности
- Сформируйте свою личность
- Два врожденных качества
- Мнение родителей
- Одобрение со стороны других
- Как олень в свете фар
- Противоядие от всех страхов
- Полностью раскройте свой потенциал
- Концентрация на главном
- Одна мысль за раз
- Безграничен ваш потенциал
- Практические упражнения
- Глава 3. Как стать человеком, достойным уважения
- Откуда берутся привычки
- Рефлекс Павлова
- Роль ожидаемых последствий
- Теория ожиданий
- Развитие новой привычки
- Семь ступеней к новой привычке
- Задача должна быть реальной
- Постоянные элементы вашего сознания
- Путь открыт
- Практические упражнения
- Глава 4. Привычки, которые нужны, для преуспеяния
- Источник силы и энергии
- Польза оптимизма
- Укрепляйте характер
- Думайте о том, чего вы хотите
- Ориентация на эффективность
- Думайте о будущем
- Думайте о своих целях
- Семь шагов к постановке целей
- Шаг пятый
- Шаг шестой
- Шаг седьмой
- Ежедневная постановка целей
- Стремление к совершенству
- Определение ключевых умений
- Шире шаг
- Погоня за мастерством
- Как увеличить свой доход на 1000%?
- Обучение длиною в жизнь
- Три этапа пути к успеху
- Начало гонки
- Выбор судьбы
- То, что вы видите, – это то, что с вами будет
- Укрепление сознания
- Правильный круг общения
- Работа над реализацией целей и планов
- Победители и неудачники
- Готовность действовать
- Практические упражнения
- Глава 5. Привычки людей, уже ставших миллионерами
- Пять миллионов миллионеров
- Мышление миллионера
- Накопление или трата
- Ответственность за свою финансовую жизнь
- Склад ума миллионера
- Первая привычка миллионеров
- Сохранение денег
- Контроль над финансами
- Запуск закона притяжения
- Любовь к накоплению денег
- Изменение мышления
- Выглядеть богатым или быть богатым
- Теория клина в контексте обогащения
- Сохранение половины будущих прибавлений
- Развитие привычек богачей
- Не полагайтесь на удачу
- Защищайте сбережения
- Не торопитесь тратить
- Медленное обогащение
- Погоня за счастьем
- Практические упражнения
- Глава 6. Привычки для быстрого повышения заработка и карьерного роста
- Безграничность выбора
- Идеальная работа
- Эффективная работа
- Отказ от безопасности
- Игнорирование прошлого в пользу будущего
- Регулярная тренировка мышления с нуля
- Получение идеальной работы
- Правильный выбор
- Две привычки для быстрого продвижения по службе
- Привычка первая
- Привычка вторая
- Как я ускорил свою карьеру
- Инициатива и быстрое выполнение работы
- Эффективное использование времени
- Значение усердного труда
- Присоединение к элите
- Ключ к карьерному успеху
- Гонка на выживание
- Внешность победителя
- Желание любой компании
- Оценка со стороны
- Командная работа
- Обслуживание клиентов
- Ваш лучший клиент
- Помощь другим в достижении эффективности
- Посев и жатва
- Президент вашей собственной компании
- Позитив и благожелательность
- Практические упражнения
- Глава 7. Привычки наиболее преуспевающих деловых людей
- Цель любого бизнеса
- Сила понимания
- Подбор слов
- Главная задача и мера ее выполнения
- Почему вы делаете то, что делаете
- Постановка понятных целей и задач
- Важность маркетинга и продаж
- Клиент всегда прав
- Чего хочет покупатель
- Образ мыслей предпринимателя
- Семь привычек для делового успеха
- Тщательное планирование
- Правильная организация
- Поиск правильных людей
- Мудрое делегирование обязанностей
- Контроль выполнения
- Оценка выполненного
- Информирование людей
- Привычки победителей в бизнесе
- Факты, а не предположения
- Сначала думать, потом действовать
- Группы общения
- Принципы делового успеха
- Продуктивность
- Удовлетворение клиентов
- Прибыльность
- Качество
- Персонал
- Развитие организации
- Инновации
- Интеллектуальные усилия как важнейшее конкурентное преимущество
- Нет никого лучше и умнее вас
- Практические упражнения
- Глава 8. Привычки для достижения успеха в маркетинге и продажах
- Причины успеха или краха
- Самый важный показатель
- Главный критерий вашего вклада
- Четыре составляющих маркетингового успеха
- Специализация
- Дифференциация
- Сегментация
- Фокусировка и концентрация усилий по продаже
- Формула семи п
- Продукт
- Порядок цен
- Продвижение
- Помещение
- Представление продукта
- Позиционирование
- Персонал
- Сведение компонентов вместе
- Поиск идеальных клиентов
- Значение отношений
- Четкое определение нужд
- Презентации
- Эффективные ответы на протесты
- Просьбы о принятии решения
- Просьба о повторении покупок и рекомендациях
- Основы прибыльности
- Великолепное обслуживание клиентов
- Удовлетворяйте ожидания клиентов
- Превышайте ожидания клиентов
- Проявляйте внимание к клиентам
- Удивляйте клиентов
- Любите своих клиентов
- Практические упражнения
- Глава 9. Привычки для достижения высокой персональной эффективности
- Главный фактор высокой эффективности
- Персональное стратегическое планирование
- Перспективное мышление
- Ежедневный пересмотр целей
- Упражнение "десять целей"
- Мысли на бумаге
- Ежедневник
- Пять вопросов для поддержания концентрации
- За что мне платят деньги?
- Какие задачи наиболее важны?
- Вы и никто кроме вас?
- Какая одна работа является самой главной?
- Как наилучшим образом распоряжаться временем?
- Как одновременно удвоить свой заработок и количество свободного времи
- Установка контроля над временем и своей жизнью
- Метод абвгд
- Принцип Парето
- Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня
- Полностью выполненная работа
- Формула персональной продуктивности
- Работайте с большей отдачей
- Работайте быстро
- Работайте с умом
- Работайте над своими умениями
- Тяжело в учении – легко в бою
- Работайте эффективнее
- Работайте лучше
- Польза подготовки
- Готовьтесь к работе
- О пользе пунктуальности
- Сдерживающие факторы
- Увеличение объема продаж
- Взгляд внутрь себя
- Изменение вашего отношения ко времени
- Практические упражнения
- Глава 10. Привычки для хороших отношений с людьми
- Счастье для себя и других людей
- Важность других людей
- Бесстрашие и непосредственность
- Как стать экспертом по взаимоотношениям с людьми
- Золотое правило
- Четыре главных вопроса
- Пять основных привычек для хороших отношений с людьми
- Потребность в признании
- Благодарное отношение
- Все любят комплименты
- Повышение самооценки у других людей
- Магия внимания
- Как определить, что для вас действительно важно
- Равновесие между работой и семьей
- Правильные приоритеты
- Общение с семьей
- Благожелательность на работе и дома
- Польза прощения
- Поврежденная машина
- Время идти дальше
- Две категории жизненных ситуаций
- Четыре группы людей, которых необходимо простить
- Свобода для всех
- Люди прежде всего
- Практические упражнения
- Глава 11. Привычки для здоровья и благополучия
- Выбор здоровья и долголетия
- Секрет хорошего здоровья
- Отличное здоровье как цель
- Изменение мнения о еде
- Правильное питание
- Три белых яда
- Вред мучных продуктов
- Продукты, которые вам не подходят
- Время приема пищи
- Контроль аппетита
- Тщательный выбор пищи
- Польза зарядки
- Забота о себе
- Регулярный отпуск и полноценный отдых
- Рано в кровать, рано вставать
- Много воды не бывает
- Витамины и минеральные добавки
- Гигиена зубов
- Регулярный медицинский осмотр
- Принцип умеренности
- Ремень безопасности
- Чистота – залог здоровья
- Непоколебимый оптимизм
- Время для уединения
- Спокойствие духа как главная цель
- Практические упражнения
- Глава 12. Привычки для развития характера и лидерства
- Воспитание молодежи
- Развивайте собственный характер
- Ваше идеальное "я"
- Поведение идеального человека в вашем представлении
- Изменение судьбы
- Стремление к лидерству
- Все, что потребуется
- Развитие привычки к представлению
- Смелость идти вперед
- Секрет успеха
- Настоящий тест для лидера
- Лидерство и ответственность
- Контроль над эмоциями
- Стремление говорить правду
- Верность своим принципам
- Образцы для подражания
- Три главные добродетели
- Вера в высшие силы
- Нет худа без добра
- Верность
- Поддержка семьи, друзей и компании
- Никогда не сдаваться без боя
- Большая награда
- Благодарное отношение
- Признательность
- Удача и везение
- Какой вы человек
- Практические упражнения