Пневмонии
В комплексном лечении пневмонии важная роль принадлежит лечебной физкультуре. Основным ее средством являются физические упражнения, которые активизируют крово- и лимфообращение, способствуют нормализации нарушенной легочной вентиляции, ускорению процесса рассасывания воспалительного очага, предупреждают образование плевральных спаек, улучшают отток мокроты, укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки.
Занятия лечебной физкультурой в остром периоде заболевания назначают после снижения температуры тела до нормальной или стойкой субфебрильной и при обратном развитии воспалительного процесса в легком.
Вначале рекомендуются элементарные гимнастические упражнения для конечностей, туловища с небольшой амплитудой, дыхательные упражнения в положении лежа. Через 3–4 дня упражнения уже выполняют в исходном положении сидя. При улучшении состояния больного упражнения выполняют в основном в исходном положении стоя, увеличивают число упражнений для верхних и нижних конечностей, туловища, усложняют дыхательные упражнения, для предупреждения образования плевральных спаек вводят упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки.
Применяется общий массаж туловища и конечностей (прием поглаживания) и принимаются меры против охлаждения. Действие поглаживающего массажа на дыхание – рефлекторное, этим объясняется выбор рефлексогенных зон, обеспечивающих общее воздействие на ЦНС и дыхательный центр. Положение во время процедуры – лежа на спине и на боку, при этом обнажается только массируемый участок тела. Массажные движения производятся плавно, в медленном темпе. Лечебный эффект может быть достигнут с помощью массажа конечностей и живота.
Нередко тяжесть состояния больных пневмонией детей раннего возраста усугубляется нарушением функции желудочно-кишечного тракта, в особенности нарушением моторики и развитием метеоризма. Из средств лечебной физкультуры, обеспечивающих нормализацию моторики и уменьшение метеоризма, применяется массаж живота, включающий все приемы, а у детей первых месяцев жизни – поглаживания и поверхностного плоскостного растирания. Массаж сочетают с пассивными и активными с помощью упражнениями для ног и поворотами туловища на бок.
По мере улучшения состояния ребенка и перехода пневмонии во вторую стадию, обратного развития, занятия лечебной физической культурой имеют целью обеспечение стойкой компенсации дыхательной недостаточности и постепенное восстановление функции внешнего дыхания, ускорение рассасывания патологических очагов и легких, улучшение функции других систем, нарушенных пневмоническим процессом (сердечно-сосудистой, пищеварительной), а также восстановление психомоторной сферы больного. Занятия проводятся индивидуально, в них включают избирательный массаж грудной клетки (все приемы), активные упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, в соответствии с уровнем психомоторного развития ребенка, а также упражнения и приемы стимуляции и тренировки утраченных или отстающих в развитии двигательных навыков. Длительность занятий с 5–8 минут в остром периоде увеличивается до 10–12 минут.
В периоде остаточных явлений ЛФК проводится интенсивно и длительно, обеспечивая физиологические предпосылки для морфофункционального восстановления дыхательной системы и предупреждая возможный рецидив. Применяются все упражнения и приемы массажа, соответствующие возрастным особенностям ребенка; упражнения по игровой методике. Для развития отстающих движений используются пассивные упражнения, упражнения с помощью и различные приемы стимуляции с предшествующим массажем соответствующих мышц. Включаются упражнения в целостных движениях соответственно умениям ребенка (ползание, переход в положение сидя и стоя, ходьба, бросание). Для активизации репаративных процессов в легких – избирательный массаж грудной клетки. Длительность занятий – 15–20 минут.
Наряду с лечебной гимнастикой полезна ходьба в сочетании с дыхательными движениями как в среднем, так и в быстром темпе. После выписки из стационара рекомендуются ходьба на лыжах, ближний туризм, спортивные игры (волейбол, бадминтон, теннис).
- Особенности физического воспитания новорожденных. Виды физических упражнений, которые используются при физическом воспитании новорожденных
- Комплекс упражнений для детей от 1,5 до 3 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 3 до 4 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 4 до 6 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 6 до 9 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 9 до 12 месяцев
- Общие показания и противопоказания к применению лфк у детей раннего возраста
- Физиологическое влияние массажа на организм детей. Показания и противопоказания к его назначенИю
- Основные методические принципы применения средств физической реабилитации в педиатрии
- Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации при заболеваниях у детей раннего возраста
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- Врожденные пороки сердца
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
- Артериальная гипертензия
- Комплекс упражнений для детей и подростков с артериальной гипертензией
- Вегетативная дисфункция
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания
- Пневмонии
- Комплекс упражнений при очаговой пневмонии с локализацией процесса в нижней доле правого легкого
- Комплекс упражнений при очаговой пневмонии с затянувшимся течением
- Постуральный дренаж и дренажная гимнастика
- Комплекс упражнений «дренажной» гимнастики
- Бронхит
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (постельный режим)
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (палатный режим)
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (общий режим)
- Бронхиальная астма
- Противопоказания для проведения лфк при бронхиальной астме:
- Средства, формы, методы лфк при бронхиальной астме
- Комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей дошкольного возраста
- Комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей школьного возраста
- Специальные упражнения при бронхиальной астме
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов пищеварения
- Гастрит
- Комплекс упражнений при гастрите с секреторной недостаточностью
- Комплекс упражнений при гастрите с сохраненной или повышенной секреторной функцией
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (постельный режим)
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (палатный режим)
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (фаза ремиссии)
- Дискинезии желчевыводящих путей, холециститы
- Комплекс упражнений при холецистите и джвп по гипокинетическому типу
- Комплекс упражнений при гиперкинетической форме джвп
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- Сколиоз
- Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста со сколиозом I–II степени
- Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с нарушением осанки
- Комплекс лечебной гимнастики при кифотических деформациях позвоночника (по а. Ф. Каптелину)
- Плоскостопие
- Комплекс упражнений при плоскостопии
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при нарушениях обмена веществ у детей Ожирение
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики при ожирении
- Комплекс упражнений для детей с ожирением
- Сахарный диабет
- Комплекс упражнений для детей с невысокой физической активностью
- Комплекс упражнений для детей с сохраненной физической активностью
- Комплекс упражнений для ног
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики и массажа при рахите, гипотрофии, врожденной мышечной кривошее, врожденном вывихе бедра
- Комплекс упражнений и массажа для детей с рахитом
- Комплекс упражнений и массажа для детей с гипотрофией II степени в возрасте 5–9 месяцев
- Комплекс упражнений при врожденной кривошее
- Комплекс массажа и гимнастики для детей с врожденным вывихом бедра в возрасте от 2 недель до 3 месяцев
- Вопросы для самоконтроля
- Ситуационные задачи
- Содержание