logo
Физическая реабилитация / Методические материалы для студентов / ФР в педиатрии

Пневмонии

В комплексном лечении пневмонии важная роль принадлежит лечебной физкультуре. Основным ее средством являются физические упражнения, которые активизируют крово- и лимфообращение, способствуют нормализации нарушенной легочной вентиляции, ускорению процесса рассасывания воспалительного очага, предупреждают образование плевральных спаек, улучшают отток мокроты, укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки.

Занятия лечебной физкультурой в остром периоде заболевания назначают после снижения температуры тела до нормальной или стойкой субфебрильной и при обратном развитии воспалительного процесса в легком.

Вначале рекомендуются элементарные гимнастические упражнения для конечностей, туловища с небольшой амплитудой, дыхательные упражнения в положении лежа. Через 3–4 дня упражнения уже выполняют в исходном положении сидя. При улучшении состояния больного упражнения выполняют в основном в исходном положении стоя, увеличивают число упражнений для верхних и нижних конечностей, туловища, усложняют дыхательные упражнения, для предупреждения образования плевральных спаек вводят упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки.

Применяется общий массаж туловища и конечностей (прием поглаживания) и принимаются меры против охлаждения. Действие поглаживающего массажа на дыхание – рефлекторное, этим объясняется выбор рефлексогенных зон, обеспечивающих общее воздействие на ЦНС и дыхательный центр. Положение во время процедуры – лежа на спине и на боку, при этом обнажается только массируемый участок тела. Массажные движения производятся плавно, в медленном темпе. Лечебный эффект может быть достигнут с помощью массажа конечностей и живота.

Нередко тяжесть состояния больных пневмонией детей раннего возраста усугубляется нарушением функции желудочно-кишечного тракта, в особенности нарушением моторики и развитием метеоризма. Из средств лечебной физкультуры, обеспечивающих нормализацию моторики и уменьшение метеоризма, применяется массаж живота, включающий все приемы, а у детей первых месяцев жизни – поглаживания и поверхностного плоскостного растирания. Массаж сочетают с пассивными и активными с помощью упражнениями для ног и поворотами туловища на бок.

По мере улучшения состояния ребенка и перехода пневмонии во вторую стадию, обратного развития, занятия лечебной физической культурой имеют целью обеспечение стойкой компенсации дыхательной недостаточности и постепенное восстановление функции внешнего дыхания, ускорение рассасывания патологических очагов и легких, улучшение функции других систем, нарушенных пневмоническим процессом (сердечно-сосудистой, пищеварительной), а также восстановление психомоторной сферы больного. Занятия проводятся индивидуально, в них включают избирательный массаж грудной клетки (все приемы), активные упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, в соответствии с уровнем психомоторного развития ребенка, а также упражнения и приемы стимуляции и тренировки утраченных или отстающих в развитии двигательных навыков. Длительность занятий с 5–8 минут в остром периоде увеличивается до 10–12 минут.

В периоде остаточных явлений ЛФК проводится интенсивно и длительно, обеспечивая физиологические предпосылки для морфофункционального восстановления дыхательной системы и предупреждая возможный рецидив. Применяются все упражнения и приемы массажа, соответствующие возрастным особенностям ребенка; упражнения по игровой методике. Для развития отстающих движений используются пассивные упражнения, упражнения с помощью и различные приемы стимуляции с предшествующим массажем соответствующих мышц. Включаются упражнения в целостных движениях соответственно умениям ребенка (ползание, переход в положение сидя и стоя, ходьба, бросание). Для активизации репаративных процессов в легких – избирательный массаж грудной клетки. Длительность занятий – 15–20 минут.

Наряду с лечебной гимнастикой полезна ходьба в сочетании с дыхательными движениями как в среднем, так и в быстром темпе. После выписки из стационара рекомендуются ходьба на лыжах, ближний туризм, спортивные игры (волейбол, бадминтон, теннис).