Гастрит
Как изолированное заболевание гастрит у детей протекает только в 10–15% случаев, часто сочетаясь с поражением желчевыводящих путей, поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки. Причины развития гастрита у детей разнообразны: нарушения рационального питания, употребление острой, жареной, слишком холодной или слишком горячей пищи, плохо пережеванной, сухой пищи, длительное применение некоторых лекарств (сульфаниламиды, антибиотики, нестероидные противовоспалительные средства, глюкокортикоиды).
Задачи ЛФК при гастрите:
уменьшение и ликвидация имеющихся воспалительных изменений;
развитие и улучшение внешнего и особенно диафрагмального дыхания;
воздействие на секреторную и моторную функции желудка, а также на нейрогуморальную регуляцию пищеварительных процессов;
улучшение трофики слизистой оболочки желудка;
улучшение кровообращения в брюшной полости и создание благоприятных условий для регенеративных процессов;
обеспечение общего воздействия на организм больного с целью повышения неспецифической сопротивляемости.
Лечебная физическая культура применяется в фазе затухания обострения и фазе ремиссии. В острой фазе и при осложнениях занятия лечебной физической культурой должны быть прекращены.
Существует физиологическая зависимость активности секреторной и моторной функций желудка от характера и объема мышечной работы, которая используется в клинической практике. Увеличение секреторной функции достигается с помощью умеренной физической нагрузки, назначаемой за 2 часа до приема пищи или через 2 часа после еды, угнетение при назначении физических упражнений в период действия пищевой доминанты, т. е. непосредственно перед и сразу после приема пищи. Повышенная секреторная и двигательная активность снижается при выполнении физических упражнений в медленном темпе, при монотонном характере движений. Наоборот, эмоционально насыщенные физические упражнения стимулируют функцию желудка (табл.3).
Таблица 3.
Влияние характера физической нагрузки на различные функции желудка
Характер физической нагрузки | Моторная функция желудка | Секреторная функция желудка | Всасывание |
Интенсивная | Ослабевает | Ослабевает | Ухудшается |
Малоинтенсивная | Усиливается | Усиливается | Улучшается |
Короткая (до 1 часа) | Усиливается | Усиливается | Улучшается |
Продолжительная (1,52 часа) | Ослабевает | Ослабевает | Ухудшается |
Непосредственно перед едой | Ослабевает | Ослабевает | Ухудшается |
Спустя 12 час после еды; за 12 часа до еды | Усиливается | Усиливается | Улучшается |
Методика лечебной физической культуры предусматривает сочетание общеразвивающих и специальных упражнений. Общеразвивающие упражнения оказывают тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функцию органов пищеварения. В качестве специальных упражнений применяются упражнения для мышц, окружающих брюшную полость.
Упражнения для мышц брюшного пресса назначают с учетом фазы заболевания. Они показаны при необходимости усилить перистальтику, секреторную функцию желудка и отток желчи. В острой и подострой фазах их исключают.
Дыхательные упражнения диафрагмального типа оказывают массирующее воздействие на желудок.
Выбор исходных упражнений зависит от характера выполняемых упражнений и фазы заболевания. Для упражнений в расслаблении мышц, а также после обострения заболевания наиболее благоприятным является исходное положение лежа. В положении сидя выполняются упражнения при нахождении больного ребенка на постельном или полупостельном режимах. С целью механического перемещения желудка, а также для ограничения воздействия на мышцы живота используются исходные положение в упоре стоя на коленях и стоя.
В зависимости от фазы заболевания определяются темп и ритм выполнения физических упражнений. В подострой фазе применяется медленный темп и монотонный ритм, а при полной ремиссии рекомендуется любой ритм и смена ритмов.
При гастрите с секреторной недостаточностью показано умеренное воздействие физической нагрузки на весь организм. В соответствии с периодом лечения и двигательном режимом применяют общеразвивающие упражнения с небольшим числом повторений в соответствии с возрастными особенностями и двигательным режимом, проводимые частично игровым методом, с яркими пособиями, а также игры малой и средней подвижности; для мышц брюшного пресса (количество этих упражнений повышается по мере наступления ремиссии), дыхательные упражнения статические и динамические, медленную ходьбу продолжительностью до 30 минут. Исходные положения имеют значение не только для регулирования нагрузки, которая должна оставаться умеренной, но и для воздействия на внутрибрюшное давление. При выраженных клинических явлениях гастрита гимнастика проводится в положении лежа на спине, полулежа, сидя; при стихании болей и уменьшении диспепсических расстройств лежа на спине и на боку, сидя, стоя, в ходьбе; в начале ремиссии возможно осторожное включение упражнений с повышением внутрибрюшного давления и использование исходного положения лежа на животе. Время проведения специальных занятий за 2 часа до приема пищи, другие формы включаются через 1,52 часа после еды. В сочетании с физическими упражнениями или в форме самостоятельной процедуры проводится массаж передней брюшной стенки, включающий приемы поглаживания, растирания и разминания.
- Особенности физического воспитания новорожденных. Виды физических упражнений, которые используются при физическом воспитании новорожденных
- Комплекс упражнений для детей от 1,5 до 3 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 3 до 4 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 4 до 6 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 6 до 9 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 9 до 12 месяцев
- Общие показания и противопоказания к применению лфк у детей раннего возраста
- Физиологическое влияние массажа на организм детей. Показания и противопоказания к его назначенИю
- Основные методические принципы применения средств физической реабилитации в педиатрии
- Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации при заболеваниях у детей раннего возраста
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- Врожденные пороки сердца
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
- Артериальная гипертензия
- Комплекс упражнений для детей и подростков с артериальной гипертензией
- Вегетативная дисфункция
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания
- Пневмонии
- Комплекс упражнений при очаговой пневмонии с локализацией процесса в нижней доле правого легкого
- Комплекс упражнений при очаговой пневмонии с затянувшимся течением
- Постуральный дренаж и дренажная гимнастика
- Комплекс упражнений «дренажной» гимнастики
- Бронхит
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (постельный режим)
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (палатный режим)
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (общий режим)
- Бронхиальная астма
- Противопоказания для проведения лфк при бронхиальной астме:
- Средства, формы, методы лфк при бронхиальной астме
- Комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей дошкольного возраста
- Комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей школьного возраста
- Специальные упражнения при бронхиальной астме
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов пищеварения
- Гастрит
- Комплекс упражнений при гастрите с секреторной недостаточностью
- Комплекс упражнений при гастрите с сохраненной или повышенной секреторной функцией
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (постельный режим)
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (палатный режим)
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (фаза ремиссии)
- Дискинезии желчевыводящих путей, холециститы
- Комплекс упражнений при холецистите и джвп по гипокинетическому типу
- Комплекс упражнений при гиперкинетической форме джвп
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- Сколиоз
- Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста со сколиозом I–II степени
- Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с нарушением осанки
- Комплекс лечебной гимнастики при кифотических деформациях позвоночника (по а. Ф. Каптелину)
- Плоскостопие
- Комплекс упражнений при плоскостопии
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при нарушениях обмена веществ у детей Ожирение
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики при ожирении
- Комплекс упражнений для детей с ожирением
- Сахарный диабет
- Комплекс упражнений для детей с невысокой физической активностью
- Комплекс упражнений для детей с сохраненной физической активностью
- Комплекс упражнений для ног
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики и массажа при рахите, гипотрофии, врожденной мышечной кривошее, врожденном вывихе бедра
- Комплекс упражнений и массажа для детей с рахитом
- Комплекс упражнений и массажа для детей с гипотрофией II степени в возрасте 5–9 месяцев
- Комплекс упражнений при врожденной кривошее
- Комплекс массажа и гимнастики для детей с врожденным вывихом бедра в возрасте от 2 недель до 3 месяцев
- Вопросы для самоконтроля
- Ситуационные задачи
- Содержание