logo
Физическая реабилитация / Методические материалы для студентов / ФР в педиатрии

Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации при заболеваниях у детей раннего возраста

Вынужденный покой или резкое ограничение двигательной активности ребенка крайне неблагоприятно влияют как на его общее состояние, так и на течение болезни. Любое ограничение движений дети всегда переносят очень тяжело, поскольку потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей организма, его нормального формирования и развития, а именно мышечные движения являются биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма во все периоды детства. Доказано, что движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детского организма, всегда являются оздоровительным фактором. Этим, вероятно, можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных средств ЛФК, основанных на принципе общего воздействия на организм ребенка.

В основе лечебного действия физических упражнений, относительно больных и ослабленных детей, следует понимать целенаправленный процесс восстановления нарушенных функций организма в целом, а также отдельных его органов и систем. Основным итогом влияния физических упражнений является восстановление нарушенных болезнью нервных и нервно-гуморальных регуляций. Длительное систематическое применение физических упражнений стимулирует функциональную адаптацию организма к нагрузкам, что приводит к устранению нарушений, возникших вследствие болезни. Лечебное действие физических упражнений в первую очередь заключается в том, что они помогают корректировать измененные и искаженные во время болезни функции ЦНС и кортико-висцеральные взаимоотношения, способствуют торможению патологических рефлексов, тем самым они помогают созданию новых условнорефлекторных связей, ускоряют репаративные процессы.

Современные представления об основных механизмах лечебного действия физических упражнений – тонизирующее, трофическое действие, формирование компенсаций и восстановление функций – полностью можно отнести и к детскому организму. Именно в детском возрасте ЛФК способствует наиболее быстрому и надежному влиянию всех этих механизмов.

ЛФК в практике врачей-педиатров следует рассматривать в плане широкого комплекса различных средств, которые включают в себя физические упражнения, организацию двигательных режимов, трудовых процессов, использования природных факторов для закаливания организма и массаж, который, особенно в раннем детском возрасте, является неотъемлемой частью лечебной физкультуры. Используя в терапевтических целях адекватные возрасту и характеру заболевания средства ЛФК, можно достичь наибольшего лечебного эффекта только при условии соблюдения методических принципов проведения ЛФК, а именно:

1) систематичности;

2) от простого к сложному;

3) постепенного повышения нагрузки;

4) индивидуального подхода к каждому ребенку;

5) доступности;

6) учета развития движений зависимости от возраста ребенка;

7) сочетания физических упражнений общего действия и специального характера;

8) чередование видов мышечной нагрузки;

9) сознательности и активности, которые помогают усилить действие средств ЛФК, повысить психотерапевтический эффект.

Понимание задач и возможностей физических упражнений в объеме, соответствующем психофизиологическим особенностям больного, способствует повышению эмоционального уровня, активизирует и дисциплинирует детей.