logo
Физическая реабилитация / Методические материалы для студентов / ФР в педиатрии

Комплекс упражнений для детей от 4 до 6 месяцев

В этом возрасте, между 4-м и 5-м месяцем, уже нормализуется тонус мышц нижних конечностей, и поэтому вводят пассивные упражнения для ног.

С укреплением шейных мышц к 4-месячному возрасту проявляются уже новые рефлексы (в исходном положении на спине – «парение»).

1. Массаж рук. И. п. – на боку, ногами к краю стола:

а) поглаживание: поднимают одной рукой вверх руку ребенка, ладонью другой руки производят поглаживание от кисти к плечу. Повторить 4–6 раз;

б) растирание: производят также, но слегка сдвигая кожу. Повторить 2–4 раза.

2. Пассивное упражнение – скрещивание рук. И. п. – на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим производят разгибание рук ребенка с отведением их в стороны. Повторить 6–8 раз.

3. Массаж живота. И. п. – на спине, ногами к краю стола:

а) поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. Повторить 5–6 раз;

б) растирание косых и прямых мышц живота. Производят основанием ладони одной руки. Повторить 3–4 раза;

в) разминание: производят концами II–V пальцев. Повторить 2–3 раза.

4. Рефлекторное упражнение – сгибание головы, позвоночника и ног в положении ребенка на спине – «парение» (рефлекс положения). И. п. – на спине, ногами к краю стола. Методист, взяв ребенка под спину и ягодицы, приподнимает его на ладонях над столом и удерживает на весу. При этом происходит рефлекторное сгибание туловища, ног и наклон головы вперед. Повторить 1–2 раза.

5. Массаж ног. И. п. – на спине, ногами к краю стола:

а) поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание (4–5 раз), а затем растирание (2–3 раза);

б) поглаживание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. Повторить 4–6 раз;

в) поглаживание голени и бедра. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Повторить 6–8 раз;

г) растирание голени и бедра. Ладонью производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра. Повторить 5–6 раз. Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра!

д) растирание голени: указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень ребенка и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу. Повторить 4–6 раз;

е) разминание голени: производят обхватывающими движениями большого и указательного пальцев рук одновременно обеими руками, но в разные стороны в направлении от стопы к коленному суставу. Повторить 2–3 раза.

6. Пассивное упражнение – «топание». И. п. – на спине, ногами к краю стола. Обхватывают ладонями голени ребенка, сгибают его ноги в тазобедренных и коленных суставах, после чего опускают попеременно стопы на стол. Повторить 8–12 раз.

7. Пассивное упражнение – сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах. И. п. – на спине, ногами к краю стола. Обхватывают одновременно обе прямые ноги ребенка и сгибают и разгибают их в тазобедренных суставах. Повторить 2–3 раза.

8. Рефлекторное упражнение – поворот со спины на живот вправо и влево. И. п. – на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за его прямые ноги, а левой – за его согнутую в локте правую руку путем поворота таза стимулируют поворот ребенка со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой – его согнутую в локте левую руку. Повторить по 1–2 раза в каждую сторону.

9. Массаж спины и ягодиц. И. п. – на животе, ногами к краю стола:

а) поглаживание: производят двумя пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук. Повторить 4–6 раз;

б) растирание: средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак. Повторить 4–6 раз;

в) разминание: концами II–V пальцев, полукружными, спиралевидными движениями с умеренным нажимом. Повторить 4–6 раз;

г) вибрация: похлопывание ягодиц. Повторить 2–3 раза.

10. Рефлекторное упражнение – разгибание позвоночника и ног – «парение» (рефлекс положения). И. п. – на животе, ногами к краю стола. Методист подводит ладони рук под живот или под грудь ребенка и приподнимает его над столом. Происходит рефлекторное разгибание тазобедренных суставов и позвоночника при отклонении головы назад. Повторить 1–2 раза.

11. Массаж грудной клетки. И. п. – на спине, ногами к краю стола:

а) поглаживание: производят ладонями обеих рук по обе стороны от грудины в направлении к подмышечным впадинам. Повторить 4–6 раз;

б) растирание: согнутыми двумя или тремя пальцами обеих рук одновременно массируют между ребрами по обе стороны от грудины, не нажимая на ребра. Повторить по 2–3 раза в каждом межреберье;

в) содействие углублению дыхания. Грудную клетку плотно обхватывают двумя руками так, чтобы большие пальцы находились на груди под сосками. Ладонями обеих рук приподнимают кверху кожу грудной клетки ребенка, производя круговые движения, расширяющие грудную клетку. Повторить 4–6 раз.

12. Пассивное упражнение – попеременное сгибание и разгибание рук. И. п. – на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых и плечевых суставах, при сгибании одной руки разгибают другую. Повторить 6–8 раз.

13. Пассивное упражнение – присаживание. И. п. – на спине, ногами к краю стола. Придерживая руки ребенка выше кисти, отводят выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждают ребенка сесть. Повторить 2–3 раза.

14. Рефлекторное упражнение – поворот со спины на живот вправо и влево. И. п. – на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за выпрямленные ноги, а левой – за согнутую в локте правую руку ребенка, путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой – его согнутую в локте левую руку. Повторить по 1–2 раза в каждую сторону.

15. Пассивное упражнение – сгибание и разгибание ног попеременно и вместе. И. п. – на спине, ногами к краю стола. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах – сначала медленно, потом ускоряя до бега (повторить 6–8 раз). Затем производят сгибание обеих ног и их разгибание (повторить 4–6 раз).

16. Пассивное упражнение – приподнимание ребенка на ноги. И. п. – на животе, ногами к краю стола. Дав ребенку обхватить указательные пальцы взрослого, слегка отводят детские руки, согнутые в локтях, назад. Поддерживая ребенка под локти, побуждают его подняться – сначала на колени, потом на ноги. Повторить 2–3 раза.

17. Массаж стоп. И. п. – на спине, ногами к краю стола:

а) поглаживание и растирание пальцев стопы: ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание (повторить 4–5 раз), затем растирание (повторить 2–3 раза);

б) поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (повторить 4–6 раз), затем также растирают (повторить 2–3 раза);

в) вибрация стопы. Похлопывают пальцами подошвенную поверхность стопы. Повторить 4–6 раз.

18. Активное упражнение – переступание. И. п. – ребенка ставят лицом к методисту. Поддерживая малыша обеими руками под мышки, побуждают его к переступанию, и он делает 3–6 шагов.

Общая продолжительность занятия – 8–10 минут.